МАНИКАРНИКА - МЕСТО, ГДЕ ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НЕ ЗАТУХАЕТ ОГОНЬ ШИВЫ

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит, своего рода, гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть.

Индуисты верят, что те, кто умирает в этом священном городе, выходят из цикла кармических перерождений и сразу попадают в рай. Именно здесь, уже несколько тысяч лет, на набережной Ганги непрерывно горят костры, на которых сжигают трупы. Именно здесь жизнь и смерть настолько близки друг к другу, что уже не удивляешься ни трупам, плавающим в реке, ни купающимся в этой же реке людям.

Необыкновеннее набережной я нигде не видела. На протяжении почти 7 километров вдоль западного берега Ганги набережная многочисленными лестницами, террасами, причалами, проходами, арками и галереями спускается к воде. Над священной Гангой нависают отвесные скалы дворцов, храмов и отелей. Впечатление, что ты попал в средневековье. Образ набережной не меняется веками. Где-то, конечно, достраивают новые отели или жилые дома, но они почти незаметны среди дворцов и храмов.

 

Уровень воды в Ганге непостоянный. Летом река разливается, поэтому набережная тут идёт ступенями, чтобы​ в любое время был доступ к воде. В конце лета и этих ступеней не хватает, и набережная скрывается под водой. На набережную нет доступа для машин и вездесущих мопедов – только лодочки.

Всего в Варанаси 84 гхата (ступенчатых спусков к воде), но умерших сжигают только на двух. На остальных течёт обычная повседневная жизнь: люди стирают бельё, купаются, чистят зубы и пьют из реки. Индусы почитают Гангу как олицетворение святости и чистоты, поэтому опасений по поводу качества воды в реке ни у кого не возникает. И тот факт, что в нескольких десятках метров от них в ту же самую воду сбрасывают полусгоревшие человеческие останки, похоже, никого не пугает.

В огромном потоке людей, шествующих к реке, бесконечное количество тук-туков, где на крыше на бамбуковых шестах в оранжевом саване везут покойников к гхату Маникарника.

Это самый знаменитый гхат Варанаси. Он обладает культовым статусом:​ погребальные костры здесь горят непрерывно вот уже две с половиной тысячи лет. При этом огонь, от которого по сей день полыхают костры, людям подарил сам Шива. Он до сих пор горит в расположенном неподалёку от гхата храме. Когда мы катались на лодочке вдоль набережной, то видели издалека и этот огонь, и гхат Маникарнику.

 

Так как кремация на берегу Ганги имеет для индусов сакральное значение,​ многие верующие готовы копить деньги на обряд в течение всей своей жизни. Стоит он по местным меркам очень дорого, около 500 долларов. Самый дорогой компонент – это дрова, их нужно примерно 300-400 килограммов, чтобы полностью сгорело тело.

 

В костры добавляют ещё сандаловое дерево. Если денег нет, можно добавить маленькую веточку. Богачи позволяют себе добавлять в костры большие поленья из сандалового дерева, а особая роскошь – это полностью сандаловый костёр, который может стоить несколько тысяч долларов. Проблема в том, что вырубка сандаловых деревьев в Индии запрещена законом.

Беднякам же часто приходится попрошайничать на улицах, чтобы насобирать на самый дешёвый набор дров. Часто бедным людям дров не хватает, труп сгорает неполностью, и все останки всё равно отправляются в Гангу. Со временем и собирается запруда из этих тел. Их собирают специальные люди.

Примечательно, что сжиганию подвергаются лишь тела тех, кому требуется ритуальное очищение огнем; а потому запрещается кремировать садху, ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации, посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь они в утробе носят детей. Не получится кремировать больного лепрой, оспой. Не сжигают священных животных, которые являются транспортными средствами богов. А богов в Индийском пантеоне несметное количество и каждому принадлежит или животное, или птица.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в ткань тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Ганге.

Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.
Говорят, случаются успешные исходы.
Был случай, когда отшельник поймал и оживил тело. Семья была так счастлива, что хотела озолотить садху. Но тот отказался, ведь если возьмет хоть одну рупию - потеряет всю свою мощь.

 

Каждый вечер на берегу Ганги проходит служба Аарти. Это очень красочное зрелище. Многотысячный поток верующих тянется сюда уже за два часа до ее начала. Побывала на ней и я. Но это уже совсем другая история. Продолжение следует...