Сирия достойна воспоминаний. Как это было
Она цвела. Сирия. О ней прекратили говорить как о туристической стране. Нужно вспоминать. Многие ездили туда, да и мы с подругой успели. Плюсом стали Иордания и Ливан. Было весело до истерического хохота, а теперь невыносимо больно. Поэтому говорить сложно. Никак не ложится тема курьёзных чудачеств двух россиянок на реальность утонувшей в беде страны. Но не могу промолчать о нашем приезде в довоенную Сирию. Надеюсь, это не будет смешно.
Короткие фразы, неловкие предложения, так у меня всплывает естественная картина прошлого. Писала дневник в автобусах, такси, в парках на скамье, на каменных плитах тысячелетних дворцов и в тени оливковых крон. Записывать впечатления в отеле не было времени и сил. Приходя в номер, падали в постель без ног, едва успев принять душ. Какой уж тут дневник?
Фото делала мыльницей. Считала, это круто. В общем, начали.
Вопрос тогда стоял ребром. Куда полететь осенью? Было три варианта:
1. Ближний Восток
2. Мьянма
3. Филиппины
Первая акция на стоимость перелёта пришла от «Аэрофлота» на Сирию. Значит, туда и отправимся. Выкупила билеты на двоих за 24 тыс. с копейками. Сказать честно летела равнодушно, а потом уезжать оттуда не хотела.
***
Самолёт в Дамаск прилетел в половине второго ночи. Без суеты и толкотни народ незаметно рассосался. Перед паспортным контролем оплатили визы, заполнили въездные карточки и вышли с багажом в зал ожидания. Там нас встречали братья - Ахмед и Валид. Знакомые знакомых.
В руках у них плакатный лист с крупно написанными нашими именами. Мимо не пройдёшь. Два крепких достойных мужчины изначально были рекомендованы моим товарищем иракцем, который позаботился о нашей встрече в аэропорту.
Братьев мой друг обозвал лысыми толстяками и обмолвился, что это шутка и нельзя друзьям говорить об этом. А то я ведь уже насторожилась, хотя всё равно кто будет нас ожидать. На деле всё выглядело чинно и благородно. Во-первых, вручили багдадцам презент из России, и во-вторых, облегчённо выдохнули.
Нас долго везли в столицу. Разговаривали обо всём и по-разному. АрабскиЙ мы не изучали, по-английски через два слова на третье, русский знали в совершенстве. Сошлись на смешанном английском. Всю дорогу мужчины старательно и поочерёдно прикуривали сигареты для подруги (курение вредит вашему здоровью), от чего та была в совершенном восторге. Впоследствии она к этому так привыкла, что даже удивлялась обратному, когда на улице никто не подбегал, чтобы дать огонька.
Сразу и без предупреждения нас повезли на гору Косьюн. Становилось прохладнее, самое то! Ночной Дамаск увидели сверху как на ладони. Пейзаж был самолётный.
От ужина (или завтрака) отказались, было уже три часа, скоро рассвет. Влюблённые гуляли на вершине, они никуда не спешили, ворковали между собой, забыв про сон и время. Только днём мы посмотрим на страну, а пока поехали спать.
Наши новые друзья подарили три оплаченные ночи в просторном номере. Подарка не ждали, засмущались как-то, но приняли. Мужчины объяснили, что это подарок их другу. Все они из Ирака и знакомы с детства. Когда в их стране сменился режим, они, не желая его принимать, покинули Родину, а дружбу поддерживают на расстоянии. Что касается нас, то мы им ничем не обязаны. Такое пояснение через служащего рецепции нам понравилось и с чистой совестью отправились спать.
Утром проснулись под густой кофейный аромат. Рядом с номером на кухне варили кофе. Все, кто шёл завтракать, пытались заглянуть в наше единственное зашторенное окно. Пришлось вставать, но выспались. Остановились в Медине, все знаковые достопримечательности должны быть рядом.
К обеду вышли на городские улицы.
Мощные монументальные здания захватили город. Махина серого камня вызывала некий трепет и острое осознание величия. Брусчатка и тротуары вымыты до блеска. Мимолётно вспомнился старый город Иерусалим. Когда привыкла к облику Дамаска, такая мысль уже не появлялась, ведь различий оказалось слишком много.
С основной задачей справились легко. Поменяли деньги в банке - $1= 46 лир. В ценах ориентировались на доллар.
Я шла по проспектам и не осознавала до конца моё нахождение в Сирии. Это какой-то загадочный и очень мусульманский мир. Женщины востока в чёрном одеянии почти не торопятся. В любом понравившемся месте неспешно переходят дорогу с несущимися по ней машинами, а мы вечно ищем переход. Во всём у них размеренность и нет суеты. Кто сказал, что женщина у мусульман пустой звук? Здесь перед ними благоговеют, жёнам позволено многое, просить у своих мужей всё, давить на них, капризничать, важничать и обязательно кокетничать. В общем, делать то, что должна делать настоящая дама. Мужчины покорны перед ней. Никаких тяжёлых свёртков или пакетов в, увешанных браслетами, руках носить не дозволяется. Супруги внимательно заглядывают супружницам в глаза, стараясь предугадать каждое желание.
Не только присматривалась к супружеским парам. Интересно было пробежаться по лавчонкам.
С сувенирным оружием нам позволили сфотографироваться, в кальянной ослепили сияющие витрины, а в таксидермической рассмотрели чучел, хоть и не было в том какой-либо привлекательности. А как искусно выложены сладости горками. Ну, всё купили бы.
Для начала попробовали хумус, который готовят лучшим способом именно в столице. Протёртая чечевично-гороховая паста сопровождается солёными огурчиками, перчиком и варёной свёклой. Очень сытно, кажется, даже вкусно. Стоил обед на двоих $3 (150 лир). Впоследствии пристрастились к традиционному хумусу и когда бывали в Дамаске, дня без него не жили.
Мечеть Омейядов одна из самых значимых не только в столице, но и во всём исламском мире. Вывески на арабском нам не давались, а с английским может помочь только молодёжь, да и то мужского пола. Сирийки хоть и почитаемы, но с образованием у них пробелы.
Главную достопримечательность нашли с помощью паренька. Он провёл россиянок через тоннель и вывел точно ко входу в храм. Как-то всё было легко и быстро. Мы стали лучше ориентироваться на местности.
- Фасад, похоже, византийской росписи
Посещение мечети стоит $1. Всем туристам, а это только мы, выдают длинные пепельного цвета халаты с капюшонами вроде куклуксклановских. Обувь взяли с собой и вошли на священную территорию.
Слева от нас Мавзолей Салах эд Дина, выдающегося правителя и полководца 12-ого века. Он правил Сирией и Египтом.
А мы пошли направо. Большая, вымощенная мрамором площадь зеркально отражала мир. Там всегда многолюдно. Народ отдыхает. Кто сидит, а кто лежат на плитке как на пикнике. Ну, и мы расселись на гладком полу. Хорошо у них здесь.
Внутренние помещения в коврах и люди, естественно, ходят босые. Это свойственно всем мечетям без исключения, даже самым скромным. По центру основного зала установлен мавзолей усечённой головы Иоанна Крестителя, которая покоится в сундуке, в глубоком склепе. Ведут вглубь крутые ступени, но войти в подземелье нельзя. Для того установили над ним ограждение из серебряных решёток. А то ведь в праздник тут столпотворение.
Понятно, останки святого не показывают, но рассказ получили от случайно встреченного бывшего студента одного из наших ВУЗов.
Голова нетленна. Проводились неоднократно экспертизы и вызывались комиссии. Они тщательно всё исследовала, а потом признали сей факт чудом. А куда им деваться? Ранее на месте храма Омейядов стоял христианский собор. Несколько раз христианство тут сменялось мусульманством, но мощи никогда не вывозились из подземелья.
Разумеется, деньги бросили исправно сквозь решётку как положено. Замолили грехи какие были, попросили здоровья себе и близким и продолжили обход. Мечеть колоссальных размеров, приходить сюда нужно на день. Интересно, но не весело. Слегка повеселили молящиеся. Смотрелось это как-то не эстетично, но кадр сделала. Ни с какой другой стороны подойти не получилось. Только так.
Там же узнали от русскоговорящего парня, турагентства в Сирии отсутствую.! Значит, будем ездить самостоятельно.
Необычный случай. После нескольких снимков фотоаппарат разрядился полностью, и съёмка закончилась. Такое явление наблюдаю до сих пор в разных местах силы, хоть и камеры мои меняются. Когда мне начинают втолковывать, что не зарядила батарею, или сломался аппарат, уверена - тут сила необъяснимой энергии.
После экскурсии сдали свои серые халаты. Впоследствии они нам даже нравились. Храмовая форма закрывала не только нас, но и сумки, за которыми беспрестанно следили. А тут можно было расслабиться и отдаться впечатлениям. Конечно, за пару месяцев пребывания тут и в соседних государствах нас даже не пытались ограбить, но мы этого ещё не знали.
Из мечети вернулись к себе и подумали, не пора ли приступить к показу своих нарядов? Что было на мне - не помню, что-то приличное вроде джинсов с дырками, а Наталья надела по моему совету шифоновое платье выше колен. Было красиво. В четыре вечера вышли на вечерний променад.
Напротив отеля офис нашего знакомого Ахмеда, туда и пошли. Требовалась помощь в оформлении сим-карты. Ахмед как-то растерялся при виде нас и постоянно прятал глаза в каком-то немом смущении. Было ощущение, что забыл те несколько слов на английском. Я была в недоумении от его поведения. Тем не менее помог приобрести местную симку за $9, на счету было 400 лир. Обидевшись за неадекватную реакцию Ахмеда, мы удалились искать интернет-кафе. Тогда ещё они существовали.
На улице почувствовали какое-то напряжение вокруг. Что это все на нас уставились? Женщины в чёрном останавливались и оглядывались, стыдливо пряча взгляд. Мужское население перекидывалось нам вслед, парни улыбались и хлопали в ладоши. Что-то тут было не так. Вдруг меня осенило! Голые колени! Конечно! Хоть ты какой распрекрасный турист, а будь добр выглядеть как все. И надо же было так оконфузиться.
Перед поездкой в мусульманскую страну я кое-что прочла в интернете, но это были всевозможные объекты, на которые положила глаз. Что касается подруги, она почти ничего не читала и надеялась на меня. А если и читала, то не про голые колени. Мы не выдержали уличного накала и, испугавшись сирийской тюрьмы за недопустимый наряд, … побежали. Куда? В отель! Бегом! Скорее! Задыхаясь, влетели на второй этаж и наглухо закрыли за собой дверь, наспех повернув ключом в замке. Это был марафон!
За нами никто не бежал, в комнату не ломились, полиция не явилась. Отдышались и переоделись. Некоторое время боялись выйти на свободу. Казалось, там, внизу, нас все ждут и всё про нас знают. Теперь стало понятно плохое поведение Ахмеда. Ему было стыдно глядеть на "обнажённых" дам. Мы на него временно обиделись, мог бы и подсказать. А то ведь ему, как поручителю, пришлось бы вызволять нас из КПЗ. Всё обошлось. С шифоном больше не экспериментировали.
Вечером оценили фруктовый фреш и взяли на заметку. Действительно вкусно. Продавец хотел нас слегка надуть, но мы всё подсчитали, чтобы каждый знал о нашей бдительности. Позже молодой человек стал нашим другом, и мы оставляли ему мелочь.
В Дамаске парков не много, зато рынок раскинулся в центре города на гектары. Там покупали нектарины по 15 рублей за кило, сладости всякого вкуса. Решили прикупить как-нибудь варёную баранью голову, которая считается у мусульман деликатесом и подаётся уважаемому гостю. А мы тоже уважаемые гости из России, и башка лучшего барана нам необходима. Стоит она 250 лир.
Натали при виде голов с ломтиком лимона в зубах, сделала некрасивое лицо, а я сказала, обязательно будем пробовать. А ещё будем тестировать бараньи ноги с бульоном. Но это потом. Пока собираемся в самый желанный город.
Завтра едем в Пальмиру. С неё будем начинать.