Москва – Калининград: полёт над нейтральными водами
Не так давно Прибалтика закрыла воздушное пространство для российских самолётов, отчего длительность перелёта несколько увеличилась, а новых видов из окна стало больше, в особенности для тех, кто летает этими маршрутами достаточно часто, и многое уже примелькалось.
На мой взгляд, самое интересное в новых (или относительно новых) маршрутах – фотографировать географические объекты: города, реки, озёра, горные хребты и т.д., а потом накладывать изображения на спутниковые карты, идентифицируя то, что удалось нафотографировать. В этом перелёте изюминку добавили интересные оптические явления и красивые кучевые облака, которые украшали виды из иллюминатора.
Первым идентифицированным городом стал подмосковный город Клин с населением более 80 тысяч жителей и площадью более сорока квадратных километров.
Прошло ещё совсем немного времени, и в просвете между тяжёлыми кучевыми облаками показался следующий город – Тверь. Что на фото, что непосредственно с воздуха хорошо просматривались места впадения рек Тверца и Тьмака в Волгу, на которой, в свою очередь, можно было сосчитать все городские мосты, которые не были закрыты облаками. Поразительно, насколько маленькими кажутся города даже с населением в несколько сотен тысяч жителей и площадью более 150 квадратных километров с самолёта! Хотя в случае с Тверью, часть города была закрыта всё теми же облаками.
Вообще, в тот день небеса напоминали сплошной танец облаков, в котором мы безмятежно парили. В небольших просветах мы наблюдали разные реки и озёра.
Вот некоторые из них:
озеро Островно, Тверская область
озеро Тигода, Новгородская область
озеро Чикино, Ленинградская область
озёра Глубокое и Копанское, Ленинградская область
С правого борта вплоть до разворота самолёта над Финским заливом на запад мы наблюдали глорию – оптическое явление на облаках, расположенных прямо напротив источника света.
Над Лужской губой (Финский залив), в районе Усть-Луги (Ленинградская область) небо стало постепенно сливаться с морем, отчего крошечные суда на поверхности воды казались больше небесными, нежели морскими. Не менее «небесными» казались и острова Мощный и Малый, а также целый архипелаг в окрестностях самого южного города Финляндии – Ханко.
портовый посёлок Усть-Луга и окрестности, Ленинградская область
острова Мощный и Малый, Финский залив
побережье Финляндии
Кстати, на фото хорошо виден остров Руссарё к югу от Ханко. На острове находится пятиэтажный одноимённый маяк, построенный в 1863 году, и являющийся одним из старейших сохранившихся маяков в Финляндии. Маяк Руссарё был первым в Финляндии, работавшим в зимние месяцы. Необходимость такой работы была продиктована тем, что порт Ханко в 19 веке был единственным портом, который оставался открытым круглый год. Также на острове Руссарё расположена метеостанция Финского метеорологического института, а сам остров является закрытой территорией.
На определённом этапе отделить небо от моря помогала лишь тонкая полоска облачного покрывала, которая, с одной стороны ухудшала видимость, прикрывая собой далёкие острова и корабли. В некоторых участках моря с высоты самолёта было хорошо видно, как кильватерные струи простирались за судами на многие мили.
Следующий остров, который был неплохо виден шведский остров Готска-Сандён, который является национальным парком вместе с прилегающей акваторией.
А чуть дальше под облаками расплывчатыми очертаниями показался ещё один шведский остров – Готланд, имеющий весьма богатую и интересную историю, а также неоднократно упоминавшийся в произведениях искусства. На острове было сделано огромное количество находок, которые относились к древней истории острова, самые ранние из которых датируются каменным веком и представляют собой остатки рыбацких поселений. Во время русско-шведской войны 1808—1809 гг. остров был объявлен русской провинцией. Этот период на Готланде называют самой мирной оккупацией в истории. Русские офицеры изъяснялись на французском и танцевали, за что пользовались популярностью у местных женщин.
Мне довелось побывать на Готланде ещё в школе, когда мы ездили по программе обмена, а теперь, спустя множество лет, мне удалось разглядеть в дымке его очертания с высоты птичьего полёта.
Но вот близится окончание полёта, и под крылом самолёта показались очертания родного Земландского (Калининградского, Самбийского) полуострова. На фото вдали видны Балтийская коса и Приморская бухта Калининградского залива.
А наш самолёт начал активное снижение над величественными дюнами Куршской косы. Куршская коса включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Название происходит от названия племён куршей, которые жили на этой территории до колонизации Пруссии немцами.
Если приглядеться, на фото ниже можно увидеть ловушки орнитологической станции «Фрингилла». Весной и осенью над Куршской косой пролетают миллионы птиц. В это время расставляют огромные сети для ловли пернатых и дальнейшей их регистрации и кольцевания.
Куршская коса отделяет от Балтийского моря почти пресноводную лагуну – Куршский залив. На фотографии хорошо видно, насколько сильно различаются цвета воды по оба берега от косы.
На этих фотографиях хорошо видны зеленоватые мутные полосы, в особенности – в районе берега. Эти полосы – следствие несбалансированной эвтрофикации, которая приводит к бурному развитию водорослей и появлению в воде цианобактерий.
А непосредственно перед посадкой в иллюминаторе мелькнули наши родные придорожные аллеи, которые пока ещё остаются своеобразной фишкой нашей области.
В завершение хочу прикрепить несколько фотографий побережья Земландского полуострова, без которых, на мой взгляд, репортаж будет неполным…
Ссылка на личный блог: https://zen.yandex.ru/id/5ae63d7fad0f2291ff2920e2