Мостар. Берега попутал

Эй, ты там, на том берегу,
Расскажи, кто твой бог,
Кто твой брат,
Кто твой враг.
(Доктор Кинчев и группа «Стиль»)

Мостар немного похож на Косовску-Митровицу. Он разделен на боснийские и хорватские районы рекой Неретвой. Впрочем, в сравнении с Митровицей, градус ненависти тут гораздо ниже: люди свободно ездят из одной части города в другую, а на стенах нет ксенофобских надписей.
Вот боснийский юноша в модной кепке поет местные песни за деньги. Мостар – очень туристическое место, поэтому иногда за тобой увязываются дети, противными голосами выпрашивающие 1 евро.

Доска для смртовниц, объявлений о смерти человека, очень распространенных на Балканах. Не всегда для них есть специально отведенное место и бывает так, что фотографии усопших родственников вешают рядом с объявлениями о продаже гаража.

В Мостаре я первый раз увидел, чтобы кто-то их читал. И первый раз видел одно и то же объявление в разных городах.

Памятник Брюсу Ли от его Мостара.

На снимке главная достопримечательность города – т.н. старый мост. Мост настолько знаковый, что красуется на гербе Мостара и даже дал городу название ("мостар" означает "сторож моста").
На старом мосту всегда полно туристов. И все они там фоторафируются. Зачем они это делают, если на снимке вместо красавца моста окажутся мягко говоря не самые живописные пейзажи – это загадка, которую я так и не смог разгадать до сих пор.

Старый мост со стороны. Красиво, чего там говорить.

Построенный в 1566-м году, мост был уничтожен в 1993-м во время хорватско-боснийского конфликта. Согласно самой распространенной версии, по нему выстрелили хорваты. Хорваты отнекиваются и утверждают, что это мусульмане взорвали взрывчатку.
В 2003-м году, используя извлеченные из реки части моста и камни и применяя технологии Османской Империи, мост начали восстанавливать и спустя год открыли. На входе поставили старый камень с надписью "Не забывай 93". Эта же надпись красуется в кафе в центре боснийской части города. Чтобы помнили.

В теплый сезон на мосту ошиваются еще и местные парни в плавках, которые выпрашивают у туристов деньги за то, чтобы прыгнуть с моста в реку. По некоторым свидетельствам, такса за прыжок – в районе 25 евро, но договориться можно и за 10. Высота там не очень большая: от 24 до 30 метров в зависимости от уровня воды – но вода в реке очень холодная, поэтому можно и не выплыть. Собственно, смотреть на сигающего в воду полуголого бошняка – сомнительное удовольствие.
В Мостаре колоссальное количество граффити.
Есть просто красивые рисунки.
Есть – с глубоким посылом.
А есть просто непонятная дичь.

Это стена тюрьмы, если что. Особенно сюрреалистично тут смотрится солнышко и надпись "Нет наркотикам!"

Дом справа – некогда дорогая и популярная гостиница "Неретва".

Реставрация домов происходит как-то очень избирательно. Остатки разрушенных зданий часто или огораживают забором, или просто закладывают все проемы кирпичами. То ли чтобы защитить эти дома от окончательного разрушения случайными посетителями, то ли чтобы защитить этих посетителей от падающих частей разрушающихся домов.

Бульвар, который так и называется – "Бульвар", проходит параллельно Неретве, бывшей линей фронта, и до сих пор утыкан такими развалинами.

Еще одна примечательная деталь Мостара – наполовину восстановленные дома. Так, в этом здании со стороны улицы можно зайти на разрушенные первый и второй этаж. А со двора подъезд с закрытой дверью ведет на третий и четвертый этажи, где живут люди.

Мусульманская часть.
Хорватская часть.
Традиционная для разделенных городов фаллометрия. В Никосии турки украсили горы с северной стороны города своей символикой, котороую видно грекам из южной части. В Мостаре хорваты поставили крест на одной из гор, окружающих город, а в центре построили самую высокую в Боснии и Герцеговине колокольню. Естественно, она выше минаретов любой из мечетей, строившихся несколько веков назад. Поэтому, чтобы выбрать ракурс для заглавной фотки, где минарет и колокольня рядом и одинаковы по высоте, мне пришлось основательно побродить по городу:)

Раньше из любого конца города можно было увидеть разве что разрушенное семиэтажное здание банка.

Организованная группа азиатских туристов идет в католическую церковь.

Хорватские пенсионеры играют в местную игру "бочане".

За футбольный клуб "Вележ" болеют бошняки. "Красная армия" – это название их фанатов. Название их соперников "Зриньски" написано маленькими буквами из-за невероятной степени уважения.

А все потому, что за "Зриньски" болеют хорваты. Он так и назывется: "Хорватский спортивный клуб".

Боснийская часть заклеена вот такими стикерами. "Красная армия" как-никак.

В то же время у хорватов – наклейки с кардинально другим политическим посылом.

Предвыборная агитация на одном берегу Неретвы,

и на другом.

В городе функционируют два автовокзала: "Запад" и "Восток". Вполне нормальная практика для мегаполисов, но необычная – для города с населением в 100 тысяч, тем более, что расположение станций никак не обосновано логистически.
Можно послать открытку домой, воспользовавшись услугами или почты Боснии и Герцеговины,

или хорватской почты.

Так и живут мостарцы-бошняки и мостарцы-хорваты, хотя границы-то – все в голове.

Читайте также