Игорь Берлов
12 мая 2019

Мосты и развалины. Путешествие выходного дня.

Как-то нашел информацию в интернете, что в Новгородской области мост есть старинный и огромный. Фокус был в том, что у меня в девяностых годах была дача в Новгородской области. И, оказывается, я ездил мимо и ничего не знал о нем. Вот эта идея - найти его и была направляющей и движущей силой нашего путешествия. Вся остальная дорога приросла к этому мосту.
Наступили длинные майские праздники .И мы с женой поехали его искать. Пять часов ехали до Новгорода! Пять, вместо двух, как обычно. Видимо, все поехали отдыхать за город.
Нашли памятник ИЛ-28.

Заехали в Витославицы.

С трассы М10 свернули возле Ярыньи и через три километра остановились у брошенной железной дороги. Тут уже стояли две машины, и тропинка была протоптана.

Мост великолепен. В России нет каменных мостов такого размера. Высота моста — 18 метров, как у 7-этажного здания.Он является частью ж/д линии Валдай - Крестцы, которую строили в Первую мировую войну. Быки в Новгороде ,на Волхове, должны были стать опорами железнодорожного моста этой линии. Но этот проект не был тогда реализован, а мост успели построить, так он и зарос в лесу, печальным памятником инженерной мысли.

Переночевали в Валдае.

С утра поехали искать второе интересное место, которое было в программе. Усадьбу архитектора Хренова. У нас были координаты, и maps.me точно вывел нас к ней. Просто дорога шла по таким местам, куда сам и не полезешь. Была весна, и достаточно сухо, поэтому моя "пузотерка" проехала нормально . Доехали - и обалдели. Действительно, все как на фото. Стоят развалины, но вполне еще ничего. Вид на озеро с высокого берега. Все заросло. Что заставило Хренова, а он был художником и архитектором, с 1888 года был главным архитектором Исаакиевского собора, залезть в такую глушь? Даже сейчас, хотя в пятистах метрах проходит Октябрьская магистраль, так просто сюда не добраться. Хотя рядом уже стоят дачи и слышно, как у хозяев орет Ретро.фм. Удивительно!

На обратном пути остановился у железной дороги. Когда ехали в усадьбу, видели проезжающие Сапсаны. И решили перекусить да подождать поезд, чтобы сфотографировать. Но мимо по путям проходили две охранницы. Им наше желание показалось подозрительным, они даже грозились полицией и ОМОНом с собакой. Жена увезла меня оттуда.Но я успел все-таки "поймать" Ласточку, а в километре оттуда и Сапсана "поймал".

Далее путь наш лежал в Боровичи. Начали мы его с реки Мста. Поднялись вверх по течению километров на тридцать. Нашли вытекающую из-под земли и тут же впадающую во Мсту речку Понеретка. Для этого пришлось спуститься с высокого берега вниз. Но там все оборудовано, сделана хорошая деревянная лестница.

Тут же и бурная Мста, воды которой бороздят мокрые рафтеры.

Доехав до Опеченского посада, там переехали Мсту и направились уже в сами Боровичи. В посаде нашли место, где рафтеры начинают свой путь вниз, на пороги. И тут увидели северный, бюджетный вариант подвесного моста. Такие мосты нам встречались в наших поездках по Архангельской и Вологодской областям. И тут, на Мсте, их много стоит, в том числе и в самих Боровичах.

Прокатились по городу, увидели все достопримечательности. Городок небольшой, уютный. Главная достопримечательность города - арочный мост инженера Белелюбского.

А так же: Свято-Духов монастырь и Часовня Нила Столобенского,

Памятник Суворову, деревянный железнодорожный вокзал станции Боровичи, в котором снято много фильмов из-за его аутентичности. Он и сейчас еще работает, но всего один поезд ходит с него до станции Угловка. А вот гигантский стул - символ производства мебели в Боровичах - не увидели. Поленились искать его. Зато нашли швейную машинку!

Возвращаясь с вокзала, прошли через промзону. Сплошной упадок и разруха. Впрочем, как и везде.
Еще съездили в Кончанско-Суворовское. В этой деревни граф Суворов отбывал свою ссылку. Очень аккуратное, скромное имение. Смотрительницы - милейшие женщины, очень толково рассказывали про жизнь Суворова и быт крестьян. Ничего не сохранилось в оригинале. Все восстановлено. Но восстановлено с душой. Хороший музей.

Так насыщенно закончился второй день нашего путешествия.Погода нам благоприятствовала все два дня. Все время светило солнце. И утром третьего дня покатили домой. Но в этот день дождь нас догнал, и все небо затянуло тучами. А было запланировано заглянуть еще на водопадик, посмотреть заброшенную часовню и заехать в Новгород, в Рюриково городище. Но планы наши не сбылись, и мы не все успели увидеть. Перед Окуловкой начали по координатам искать водопад, но так и не смогли. Зато просто погуляли на природе и нашли очередной простенький , но надежный мост.

В самой Окуловке увидели указатель на памятник Виктору Цою. Не смогли проехать мимо. Нашли его, а потом еще и памятник Рериху. В конце концов зашли в местный музей. Уж слишком много разнообразной информации нам попало. Пришлось обратиться к специалисту, чтобы все стало в нормальную логическую цепочку. Да, Виктор Цой никакого отношения к Окуловке не имеет. Вообще! Просто местный предприниматель установил этот памятник на вокзале, и, благодаря ему, народ в Окуловку потянулся. Даже фестиваль уже проводят три года.

А еще в Окуловском районе родился Миклухо-Маклай. Когда его отец строил Николаевскую дорогу, Окуловское отделение. Так сейчас регулярно тут проводятся Маклаевские чтения.А еще родился Рерих Ю Н., старший сын Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих. Короче, очень интересное место - Окуловка. Все это нам рассказали в краеведческом музее.
Ну и вишенка на торте - усадьба Заветное. В музее дали наводку на это место. На дороге Окуловка - Крестцы стоит указатель. Прямо в лес. В лесу грязища.Но мы дошли. Ворота, каменная лестница. А если поискать, то и часовня стоит.

Все заросло мхом. Лес вплотную к строениям растет. Кто построил эту усадьбу? Зачем тут, в глухом лесу? Это сейчас дорога рядом, да и М11 слышно, но не видно из-за леса,.а в те времена, сто лет назад? Скольких сил стоило привезти в глухомань стройматериалы, рабочих. А потом и семью свою, чтобы наслаждаться покоем! Да, были люди!
Закончилось все хорошо. Доехали до Крестцов, поели пирожков. И через четыре часа были дома.
За трое суток увидели массу интересного. Удивительный мост на брошенной железной дороге. Познакомились с интересным городом Боровичи. И нашли две фантастические по месту нахождения и по состоянию русские усадьбы! Удачно провели мы праздничные дни.