Прогулка по Владивостокской крепости

Вообще, фортификационные сооружения – это то, что меня манит с детства, поэтому поездку во Владивосток из самого западного областного центра страны (который, кстати, тоже пестрит фортами), я планировала с особой тщательностью.

Чтобы посетить и внимательно осмотреть каждое сооружение, скорее всего, понадобится не один год. А если в подробностях описать увиденное, параллельно снабдив справочной информацией, получится не один толстый том. Поэтому в этом небольшом обзоре я дам только общую справку, приложу свои фото и опишу впечатления.

Для начала немного справочной информации

Комплекс оборонительных сооружений Владивостокской крепости был построен в конце XIX — начале XX века. Крепость считалась одной из самых мощных приморских крепостей своего времени в мире, её фортификационные сооружения были прекрасно вписаны в пересечённый рельеф местности, что значительно увеличивало её боевые мощности. Что немаловажно, Владивостокская крепость была создана силами русских военных инженеров, строителей и солдат. К началу Первой мировой войны Владивостокская крепость была одной из немногих крепостей, которая имела надёжную оборону со стороны суши.

По типу и масштабу возводимых укреплений строительство крепости обычно разделяют на три этапа:

1. Создание крепости: 1889 – 1899 годы;
2. Строительство второй линии обороны: 1899 – 1905 годы;
3. Проектирование и возведение главной линии обороны крепости: 1906 – 1918 годы. На этом этапе были построены самые и мощные объекты крепости.

Всего в составе Владивостокской крепости находятся порядка 122 объектов (в том числе, комплексных). Это и оборонительные сооружения, такие как форты, опорные пункты, редуты, береговые и сухопутные батареи, пороховые погреба, противодесантные капониры и полукапониры; и инфраструктурные объекты (управления, казармы, флигели, склады, хранилища продуктов, искровые радиостанции и и т.п.); и коммуникации (дороги, мосты, причалы).

Мы же начнём знакомство с Владивостокской крепостью с батареи №319 «Безымянная». Батарея находится на берегу Амурского залива, на Спортивной набережной города Владивосток.

 

Ещё в начале 60-х годов XIX века на этой сопке, которая сейчас называется Батарейная, был расквартирован взвод горной артиллерии и установлены гладкоствольные орудия. После (в начале 80-х гг. XIX века) на этом месте была построена деревоземляная береговая батарея, и лишь в 1896 – 1901 гг (т.е. на втором этапе строительства Владивостокской крепости) батарею перестроили в бетонном варианте. На этом этапе она получила новое вооружение (девять 9-дюймовых береговых пушек образца 1867 года и четыре 57-мм скорострельных пушек Норденфельда).

В гражданскую войну батарея была заброшена, а в 1930-х её частично разрушили и перестроили. Во время Великой Отечественной войны здесь стояла батарея зенитной артиллерии Тихоокеанского флота.

В настоящее время в батарее расположен музей «Владивостокская крепость». В экспозиции музея представлены интересные материалы по истории Приморья, крепости и т.д., но всё-таки для нас больший интерес представляла внешняя экспозиция, а именно образцы оружия и боевой техники береговой обороны Тихоокеанского флота 30-90-х гг. прошлого века. Кстати, они и запечатлены на фото.

Далее переместимся на остров Русский, на батареи №376 «Поспеловская» и №375 «Новосильцевская».

Как и Безымянная, Новосильцевская батарея изначально была деревоземляной. Она была введена в строй в 1888 году, её орудия располагались на шпальной клетке. Позже батарея была перестроена в бетонном варианте. Батарея должна была оказывать противодействие попыткам вражеских судов подойти к восточному входу в пролив Босфор Восточный, а также препятствовать тралению противником минных ограждений.

Батарея была отреставрирована к саммиту АТЭС 2012 года, а в сохранившихся восьми орудийных двориках были установлены четыре макета 152-мм орудий на корабельном станке без щитов, два макета 152-мм орудий на береговом станке с щитами, два макета 57-мм береговых пушек.

Также сохранились семь пороховых погребов, туда можно зайти и осмотреть помещения.

Мы посещали Новосильцесвкую батарею в составе экскурсионной группы. На вопрос нескольких человек о том, представлены ли в орудийных двориках батареи реальные орудия или муляжи, экскурсовод тут же с улыбкой заметил, что реальные орудия в этом месте представляют опасность, ведь совсем недалеко, в трёх километрах по прямой на берегу бухты Аякс (т.е. практически напротив батареи) находится кампус Дальневосточного Федерального университета. Не сдавшие сессию студенты очень легко вычислят направление на ректорат, и, возможно, будут настроены весьма решительно! Что же? Занятный аргумент…

Кстати, с этой батареи ещё открываются головокружительные виды на Русский мост.

 

Поспеловская батарея находится примерно в километре от Новосильцевской, по другую сторону от пролёта Русского моста. Посетить её нам не удалось, только сделать несколько фотографий со стороны. В целом, она, конечно, выглядит более заброшенной, в особенности – на фоне двух предыдущих описанных. Хотя всё перед тем же саммитом АТЭС её несколько привели в порядок: подремонтировали бетонную часть и разравняли территорию вокруг. К сегодняшнему дню на ней сохранились две двухорудийные позиции с подземными пороховыми погребами.

 

Поскольку жажда посетить как можно больше батарей не оставила нас до конца пребывания во Владивостоке, мы ещё предприняли попытку посетить береговую батарею № 374. В целом, это посещение было, скорее, «для галочки». Фото, представленное ниже, единственное, которое было там сделано.

 

Батарея находится на полуострове Житкова в районе мыса Каразина (о. Русский) за Приморским океанариумом. В целом, она представляет из себя полевую позицию с четырьмя бетонными основаниями под орудия. Но было очень проблематично что-либо разглядеть под разросшимся кустарником и сугробами, покрытыми плотным настом, по которому можно было идти не проваливаясь. Однако окрестные виды, безусловно, стоили того, чтобы в тот холодный и ветреный зимний вечер оказаться в этом месте.

 

И всё же промозглый ветер и приближавшаяся ночь остановила нас на пути к батарее № 373, которая в тот момент находилась всего в километре от нас.

Ввиду моего основного географического местоположения, лучше всего мне довелось ознакомиться с фортификационными сооружениями Кёнигсберга (ныне Калининград). Первое и основное правило, которое следовало из этого знакомства – никогда не ходить в форты без мощного фонарика, поскольку открытые руины или просто необлагороженные, даже хорошо сохранившиеся, фортификационные сооружения могут представлять смертельную опасность. На мгновение мне показалось, что в фортификационных сооружениях Владивостока всё несколько иначе: их не штурмовала война, поэтому руин там меньше, нет опасных колодцев и т.п. Однако посещение следующей батареи разрушило это заблуждение напрочь. К счастью, по старой памяти со мной всё же был хороший фонарик.

 

Береговая батарея № 369 «Великокняжеская» находится всё на том же острове Русский, на участке побережья между мысами Ахлестышева и Вятлина. В январе 1911 года в приказе №38 по Владивостокской крепости было сообщено: «Государь Император, в 6-й день января 1910 года Высочайше повелеть соизволил наименовать батарею Владивостокской крепости, расположенную на Русском острове и сооружённую трудами чинов 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича полка — батареей Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича…». Это же название, но уже в сокращённом виде, сохраняется за батареей до сих пор. К настоящему времени на батарее осталась позиция главного калибра с четырьмя орудийными двориками, а также 30 казематов и подбрустверная галерея, три временных погребка. В советское время здесь были размещены стартовые позиции ПВО.

 

Несмотря на то, что когда-то батарея считалась одной из самых красивых батарей острова, а 10 лет назад на ней наводили порядок, сейчас она выглядит весьма неприглядно. Хотя не стану отрицать, что место, в котором она находится, всё равно прекрасно: обнажённые скалы обрыва на берегу Уссурийского залива; потерявшиеся в дымке силуэты островов; суда, стоящие на рейде…

 

Не знаю, насколько правдива следующая информация, но экскурсовод нам сказал, что это след от тигра, который прошёл по незастывшему бетону. Может быть, вы сможете разглядеть на фото ниже следы «котика», но у меня нет такой уверенности.

Если до этого мы посещали лишь батареи, то в наш второй визит на остров Русский мы решили восполнить некоторые пробелы, побывав в двух фортах.

Форт №10 расположен менее, чем в двух километрах северо-восточнее от перешейка острова Шкота. Изначальный проект подразумевал, что форт будет рассчитан на роту пехоты, на шесть противоштурмовых лёгких пушек, а также на две 3-дюймовые скорострельные и девять 57-мм капонирных.

 

В центральной части форта был сооружён бетонный бруствер (насыпь в фортификационном сооружении, которая предназначена для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противника) с подбрустверной галереей, два убежища для выкатных скорострельных трёхдюймовок и два бетонных барбета (здесь: специальная площадка под артиллерийское орудие и пулемёт на внутренней стороне бруствера). Также было предусмотрено отдельное артиллерийское убежище с земляным барбетом в горжевой (тыльной) части. По периметру форт должен был быть опоясан проволочным заграждением.

 

В 30-е годы прошлого века в подбрустверной галерее форта разместился командный пункт расположившейся недалеко батареи № 982, чьё строительство было начато примерно в это же время (т.е. в 30-е годы). Она была рассчитана на четыре 180-мм орудийные установки МО-1-180 и была частью системы обороны военно-морской базы. К концу 1934 года батарея могла стрелять и была зачислена в состав действующих, но в состоянии достраивающейся (до 1941 года). А в 1975 году сооружение было законсервировано.

Насколько я понимаю, военные окончательно ушли отсюда в 2005-м году. Мы прошли по батарее, зашли во внутренние помещения, осмотрели орудия, на которых ещё сохранилась смазка. Со вздохом осмотрели фрагменты, где были видны свежие следы срезанного металла. Кстати, металлисты орудуют в этих местах весьма активно: если верить сети, за последние годы полностью исчезли трансформаторная будка и большинство складских металлических ангаров.

В целом, 10-й форт считается одним из наименее мощных фортов проекта 1910-го года.

А вот следующий посещённый нами форт, наоборот, является одним из самых мощных укреплений Владивостокской крепости. Историческое название форта — «Форт князя Дмитрия Донского». Он был построен в 1903 году по проекту 1899 года на Поспеловском хребте (о. Русский). Форт является близким аналогом укреплений Порт-Артура (ныне Далянь, КНР). Название «форт Поспелова» закрепилось, как несложно догадаться, по названию местности, где также находятся одноимённые гора, мыс и посёлок.

В советское время форт служил артиллерийскими складами и складами боезапаса Школы оружия КТОФ (Краснознамённого Тихоокеанского флота), курсанты которой несли там караульную службу. Сейчас форт Поспелова открыт для посещения.

Поскольку на улице стремительно темнело, мы успели только бегло осмотреть некоторые внутренние помещения и фрагмент защитного рва.

И, как обычно, хочется отметить красоту окружающей природы…

 

Пожалуй, одним из самых грандиозных фортификационных объектов о. Русский, который входит едва ли не во все обзорные туры на остров, можно назвать береговую башенную батарею № 981, или Ворошиловскую батарею.

 

Ворошиловская батарея состоит из двух башен, под которыми находятся подземные жилые и технические помещения, а также склады боезапаса. Башни соединены межу собой через потерну (подземный коридор для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепрайонов). Строительство батареи проходило в 30-е годы прошлого века на высоте недалеко от бухты Новик. На батарее установлены две трёхорудийные бронебашенные установки с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»). Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами, а после – по железной дороге, которая была специально построена для этого. В радиусе поражения орудий Ворошиловской батареи находился весь Уссурийский залив.

В 1941 году были установлены новые стволы, а старые сняты. Сейчас старые стволы лежат недалеко от башен. 

 

Конечно, бронебашенные установки впечатляют своими размерами, учитывая, что они были сняты с корабля. Невольно задумываешься о том, какого же размера был пресловутый корабль и насколько грандиозным инженерным сооружением он являлся для своего времени, учитывая, что на нём было четыре таких башни! Конечно, главные размерения судна не являются секретом: длина 184,9 м; ширина 26,9 м; осадка 9,1 м, водоизмещения 26 900 тонн, но, когда видишь корабль таких размеров вживую, поверьте, впечатления особые.

Две другие башни линкорна «Фрунзе» находятся на 30-й батарее в Севастополе, так что, пожалуй, можно сказать, что этот корабль растянулся на расстояние более семи тысяч километров!

Кстати, если верить сети, информация о составе пороха для орудий и о технологии его производства до сих пор засекречена.

Ворошиловская батарея была расформирована как боевая единица в 1997-м году, а через год на её основе был создан филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота «Ворошиловская батарея».

 

К сожалению, за неделю, которую нам довелось провести во Владивостоке, даже физически невозможно посетить все форты, батареи и другие объекты. Ещё сложнее скомпоновать в статью даже малую часть увиденного. Однако можно попытаться составить общее впечатление. У любителя фортификационных сооружений в этом городе просто глаза разбегаются, невозможно и шагу ступить, чтобы не наткнуться на очередной фрагмент крепости. Поэтому поначалу посещение фортов и батарей носит хаотичный характер, и лишь потом начинает складываться некое представление о масштабах этого грандиозного инженерного сооружения, которое, между прочим, является памятником военной истории и архитектуры федерального значения.

 

Ссылка на личный блог: https://zen.yandex.ru/id/5ae63d7fad0f2291ff2920e2

 

Оставить комментарий