О золоте скифов и тайнах Сибири. Часть 1
В наш век далеко не каждая вылазка из родных пенатов может считаться настоящим путешествием. Банальное лежание на пляже турецкого или египетского отеля с браслетиком «все включено» на запястье, увы, не способно перевернуть душу. Разве что, испортить желудок и «посадить» печень.Ехать стоит туда, куда вы всегда мечтали отправиться, а тематика поездки должна быть вам максимально близка. Очень важно еще, чтобы люди, с которыми вы будете путешествовать, разделяли ваши интересы. К моей огромной радости, эти пункты на 100% были реализованы во время моего недавнего путешествия в Сибирь. Потому хочу поделиться своими впечатлениями, которые я привезла из самого сердца Азии.
География и история во всех их многообразных проявлениях всегда были мне более чем интересны. Несмотря на то, что я поступила на инженерный, а не на географический факультет, это не ослабило моей тяги к познанию планеты. Да простят меня преподаватели по металловедению и термообработке, но моими настольными книгами всегда были «Геоморфология», «Климатология», «Обычаи народов мира» и т.д. С развитием Интернета я стала «зависать» на тематических порталах. Одним из самых богатых ценной и комплексной информацией ресурсов стал для меня сайт Русского географического общества (РГО). Именно там зимой я и обнаружила объявление о приеме анкет для участия в третьем полевом сезоне международной археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино», одного из главных проектов РГО. Просмотрев все фото- и видеоотчеты, прочитав отзывы участников первых двух сезонов, я сразу же загорелась идеей там побывать. Целью этой экспедиции должно было стать научное исследование археологических памятников различных эпох и культур, которыми богата эта территория. Как оказалось, данный район – самый насыщенный древними артефактами, он охватывает часть территорий современной Тывы, юга Красноярского края и Минусинских степей в Республике Хакасия. Эти края были заселены людьми еще в каменном веке. Через эту территорию пролегал основной маршрут всевозможных племен и народов, движущихся из Центральной Азии в Европу через Южную Сибирь и обратно.
Удельный вес и ценность археологических находок в здешних местах заставили весь мир говорить об этом регионе как о кладезе важнейшей информации, способной пролить свет на историю евразийского континента. Именно здесь, в Турано-Уюкской котловине, были раскопаны всемирно известные курганы Аржаан-1 и Аржаан-2, явившие человечеству несметные сокровища скифов и давшие немало ключей для разгадки тайн этого овеянного ореолом мистики народа. Турано-Уюкская котловина – важнейший центр, где сохранены сотни и тысячи памятников истории, которые как раз отражают начальные формы образования и развития кочевого скотоводства, ставшего основой существования как скифов, так и гуннов, а также всех тюркоязычных народов Евразии.
Принимая во внимание все эти факты, на федеральном уровне и было принято решение провести крупномасштабные археологические научно-исследовательские работы, предшествующие строительству здесь новой железнодорожной ветки, которая должна соединить Курагинский транспортный узел со столицей Республики Тыва – Кызылом.
Стать волонтером проекта, организованного РГО, – большая удача, ведь только в этом году было подано более 1500 заявок из всех уголков мира. Заполняя анкету, я понимала, что конкуренция будет очень серьезной. Отсутствие профильного образования было, конечно, моей слабой стороной, но опыт работы корреспондентом по страноведческой тематике плюс убедительно составленное мотивационное письмо стали моими главными козырями.
Описывать феерию чувств и эмоций после звонка из Москвы, подтвердившего мое участие в третьем сезоне экспедиции, я не буду, – это очевидно.
Итак, я попала на первую (июньскую) смену в лагерь «Ермак», названный в честь казачьего атамана, завоевателя Сибири. Он расположился в живописной долине реки Ус на самом юге Красноярского края. Второй волонтерский лагерь расположился непосредственно в тувинской «Долине Царей» между г. Туран и поселком Шивилиг.
В сезоне-2013 в оба лагеря будет еще два заезда волонтеров – в июле и августе. Прикоснуться к великой древней культуре в мою смену прибыло около 150 человек из всех уголков России. А также из Молдовы, Польши, Эстонии, Бельгии, Чили, Колумбии, Эквадора, Индии, Румынии. Украинская «делегация» состояла из троих волонтеров: двух геоэкологов из Севастополя и меня. Распознать участников экспедиции еще в Шереметьево не составляло ни малейшего труда: светящиеся жаждой грядущих приключений глаза, географо-исторические темы дискуссий и огромные рюкзачища мгновенно выдавали нашу компанию.
На целый месяц мы стали одной большой и дружной семьей. Этнические, возрастные и прочие различия не имели никакого значения – все мы стремились к новым открытиям, познанию мира и самих себя. У каждого волонтера по-своему интересная жизнь. Например, молодая учительница биологии из Молдовы прошлым летом вдвоем с подругой путешествовали автостопом по маршруту Сочи – Улан-Батор – Магадан – Кишинэу. Представляете, сколько они всего интересного увидели, и какой жизненный опыт приобрели?! Другая участница, из Румынии, изучает западных скифов на археологическом факультете в бухарестском университете. Узнав еще в позапрошлом году о проекте РГО, уже в августе прошлого года она впервые побывала в экспедиции. Девушка настолько прониклась русской культурой, что за 9 месяцев практически с нуля выучила русский язык. Она все время напевала песни «Наутилуса», «Кино» или «Сплина», читала стихи наших классиков и на русском преподавала итальянский для всего нашего лагеря. Ребята из Южной Америки приехали не только познакомиться с местной культурой, бытом и традициями, изучить историю края, но и поделиться частью культуры своей родины. Они специально привезли свои национальные костюмы, которые продемонстрировали в «Долине Царей» во время культурно-массовых мероприятий, исполнив зажигательные латиноамериканские танцы – сальсу, кумбию и куэку.
В общем, ехала я в Сибирь в самом прекрасном расположении духа, предвкушая массу всего интересного, что мне там посчастливится увидеть и узнать. Лишь одна мысль выбивала меня из колеи. Копать курганы, по сути, – это как ковыряться в чьей-то могиле. Перед самым отъездом мне на глаза еще попалось одно неприятное высказывание: «Археология – научный способ осквернения могил». Я-то знала, что преследую сугубо научный интерес, но все же на душе было неспокойно. И моя соседка по креслу на борту самолета Москва – Абакан (именно так мы добирались до пункта назначения) как будто прочла мои мысли. Это была коренная тувинка лет пятидесяти. Она сразу спросила меня: «Вы летите на археологические раскопки?» Я ответила – да. Тогда она сказала: «У нас в Тыве каждый второй считает себя шаманом. Я – нет. Но все же некоторыми знаниями в области тонких материй обладаю. Если вам придется копать могильники – сначала задобрите местных духов. Полейте землю в районе раскопок молоком или сметаной, оставьте там каких-то сладостей. И попросите у тех, чьи могилы потревожите, прощения». Не скажу, что ее совет меня сильно успокоил…
В итоге меня распределили в лагерь «Ермак», и мы копали исключительно стоянку – т.е. место, где обнаружен культурный слой – следы деятельности человека (обломки керамики, не истлевающие вещи, орудия труда, угли и т.д.). И никаких погребальных сооружений. Они достались ребятам из «Долины Царей».
В «Ермаке» у нас был режим как в старых добрых пионерских лагерях: подъем в 6.30, зарядка, затем желающие поморжевать могли окунуться в ледяную воду реки Ус, на берегу которой как раз и стоял наш лагерь. После завтрака мы отправлялись на раскоп в двух ПАЗиках-вездеходах. Половина волонтеров проводила раскопки памятника «Сухорослово-5», остальные работали в районе поселения «Усть-Иджим». Вместе с нами трудились отряды профессиональных археологов, работающих по контракту с Институтом истории материальной культуры Российской академии наук.
После двух часов пополудни, когда солнце припекало особенно сильно, мы заканчивали работу, возвращались в лагерь, где нас ждали душ, отличная банька и плотный обед. К слову, инфраструктура лагеря, как и меню столовой, больше похоже на меню роскошного ресторана с тремя звездами «Мишлен», приятно удивили и впечатлили. На отбивную с ананасами, фаршированный перец и чизкейк в тайге я, признаться, не рассчитывала. Еще у нас был спортзал с тренажерами и настольным теннисом, довольно шустрый Wi-Fi, дававший возможность поддерживать связь с домом. А в прачечной даже две стиральные машинки стояли… Так что жизнь волонтеров была весьма комфортной. Единственное – ночью немного страшновато было ходить в туалет. Мы же были на медвежьей территории, а не они на нашей.
В послеобеденное время у нас традиционно проводились спортивные мероприятия или же лекции от ведущих ученых региона по археологии, этнографии и истории края. Именно они ввели в курс дела ту часть волонтеров, которая не имела специальных теоретических знаний в области археологии и смежных с ней наук, необходимых для эффективной практической работы на раскопе.
Нам прочитали даже лекцию по собриологии – науке о трезвом и здоровом образе жизни. Ее автор – Виктор Павлович Кривоногов, знаменитый этнограф и профессор Сибирского федерального университета. Он побывал более чем в 30 экспедициях по всему миру, исколесил всю Россию. Изучая коренные народы Севера, ездил в самые удаленные деревни страны, где особенно ярко проявляется проблема зеленого змия. Наверное, поэтому он и решил идею трезвости двигать в массы. Говорят, что особенно сильно алкоголь воздействует на тувинцев, что им нужно совсем немного, чтобы напиться и стать очень агрессивными. В связи с этим во время нашей экскурсии в столицу Тывы – Кызыл, нас везде сопровождали сотрудники полиции и администрация лагеря. Правда, никакой агрессии со стороны подвыпивших тувинцев мы не увидели. Действительно, столкнулись в парке с сидящей на корточках шпаной, пьющей пиво с семечками, несколько пьяных в районе рынка стреляли сигареты у наших ребят. Но… кого этим можно удивить? Даже иностранных волонтеров это никак не впечатлило. Никакой агрессии в наш адрес со стороны нетрезвых тувинцев мы не ощутили. Но мы с пониманием отнеслись к тому, что наше начальство перестраховывалось. Ведь они отвечали за нас. Больше нетрезвых тувинцев на улицах я наблюдала в деревне Верхнеусинское Ермаковского района, что в 13 км от нашего лагеря. Но, опять же, все они были спокойны и приветливы. Что касается межэтнических отношений в этом регионе, то, по словам как русских, так и тувинцев, – они идеальны. А пьянство – всеобщий бич, который никого не щадит.
Продолжение следует...
Читайте также