Огненное письмо и черные лощеные горшки

Мало найдется путешественников, которые не привозят из поездок сувениры. Что привезти из Ростова Великого? Конечно же изделия народных промыслов. Здесь славятся финифть и черная лощеная керамика. 

 

Финифть продается в любой сувенирной лавке и на территории Ростовского кремля, и рядом с ним.  Миниатюрные изображения на эмали - это необыкновенная красота. Поэтому посещение музея финифти и сувенирной лавки - это эстетическое наслаждение.  Купить сережки, заколку или брошь, да еще и шкатулочку для всего этого -  замечательный подарок, безусловно.

 

Художественное ремесло финифти - украшение эмалью - было занесено в Ростов из Москвы, где мастера Оружейной палаты овладели этим искусством еще в пятнадцатом веке. А первая мастерская на Руси была тут, в Ростовском митрополичьем дворе. 

Искусству финифти несколько тысяч лет, и зародилось оно  на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла в X веке из Византии. Её тогда   называли «огненным письмом», потому что многократно нанесенный рисунок, постоянно обжигали. Когда русские ювелиры освоили новую технику, они  стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Много из перечисленного предоставлено в музее.

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, когда открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. Процесс стал несколько проще.

Вторым промыслом, которым гордится Ростов Великий - это черная лощённая керамика. Очень необычные керамические посуда и игрушки черного цвета с металлическим отливом, по внешнему виду напоминающие чугун. Это всё мы увидели в мастерской, которая расположена на территории кремля.

 

Горшки делают без помощи гончарного круга, используя формы-клише.

Потом долепливают изделие руками. Чтобы поверхность была гладенькой, ее заглаживают специальным инструментом — лощилом, а затем обжигают в коптящем пламени без доступа кислорода (морят). В результате изделие приобретает черную глянцевую поверхность.

 

Промысел чуть было не угас. Но, теперь, благодаря этой мастерской, это ремесло возрождается.  Здесь нам и рассказали про эту технологию. Магазин с готовыми изделиями находится прямо в мастерской. Купила всем своим близким котиков. Ведь наступил год кота по Китайскому календарю и их было в изобилии на прилавке. Много и свистулек представлено в виде пташек, совушек.  Игрушки делали и в прошлые века, чтобы не выбрасывать кусочки глины - остатки от основного производства. Целые телеги свистулек привозили на ярмарку тогда. Она устраивалась под стенами кремля. К пристани озера Неро причаливали торговые суда. Торг кипел...

 

Молодежь покупала свистульки. Они выполняли роль современных валентинок. Обмен ими  был вполне серьезным шагом к объединению двух любящих сердец. После ярмарки звуки их разносились по всему озеру.  

Что интересно? На территории современной России археологи находят осколки похожих изделий, датируемые 7-8 веком. Известно, что такую черную лощенную керамику делали еще племена этрусков за тысячу лет до нашей эры. Вон, откуда тянутся корни...

Если было интересно, то жмите на сердечко, подписывайтесь, а я буду делиться своими путешествиями и впечатлениями.