Окно в межсезонье. Река Ислочь 2017




Зима для водника в нашем поясе относится к межсезонью, или закрытому для сплавов времени. Однако теплые зимы последних лет, да и прогресс в туристском снаряжении максимально сократили этот период. Очередное открытие водного сезона в этом году случилось в конце января.

После крещенских праздников мой боевой товарищ Алексей предложил сплав на выходные по какой-нибудь речушке, если не будет сильных морозов. После недолгого совещания сошлись на Ислочи. О том, что река свободна ото льда, подсказывал Instagram, а именно свежие видео, снятые с помощью дронов.

В последнюю субботу января «комсомольская поляна», что в 600 метрах ниже устья Яршевки, начала свое пробуждение под лязг железа собираемых байдарок и аромат закипающего кофе с бутербродами. Погода стояла сказочная, небольшой плюс, полутуман и полное безветрие. Прозрачная Ислочь весело журчала по намытому гравию в высоких заснеженных берегах, обещая чудесное зимнее путешествие. Нас, счастливчиков, собралось трое: два Алексея и я между ними, на двух лодках. В планах у нас был двухдневный сплав с несколькими вариантами финиша: у моста в д. Яцково или ниже, у моста в д. Белокорец.

Вскоре мы уже полной грудью впитывали энергию зимней реки, разгоняясь на быстринах. Окружающие пейзажи – спокойные, умиротворяющие, лишние детали замаскированы снегом, на всем причудливые пушистые шапки. Особое удовольствие доставляло делать обносы, не разгружаясь, скользить, как на санках.


К вечеру проплыли дневную норму – 31 км – и устроили стоянку на левом берегу, сразу за устьем Волмы. Развели огонь, обустроили лагерь. Душевные посиделки у костра переросли в сытный ужин. Позвонил наш приятель Вадим. Рассказал, что сегодня возвращался на автомобиле из Могилевской области и обратил внимание, что все реки были подо льдом, а потому очень удивился нашим успехам…

Ну, а под утренний кофеек мы наслаждались просыпающейся природой в расширенной компании с Вадимом и его супругой Инессой, которые сплавились до нашего лагеря из Боровиковщины, т.е. к нам прибавилось каноэ. Плыть стало еще веселее, и финиш, естественно, отодвинули дальше. Каждый поворот радовал новым заснеженным видом с нависающими ветками, с сосульками необычных форм, с упавшими деревьями, скованными льдом, островами, обрывами, быстринками… Очередной раз посетили остатки бесхозной усадьбы Тышкевичей.


Вскоре лед с берегов стал сползать в реку и заужать русло. За очередным поворотом мы уперлись в ледяной затор. Было непонятно, собрался ли он на каком-то препятствии, или с этих мест начинается ледостав. Начали пробиваться вперед с помощью различных тактик: рубка льда веслом, затем топором, наскок носом лодки на лед. Удалось продвинуться совсем немного. Я вспомнил проверенный способ: выставил левую ногу на лед, вроде твердо, перенес на нее центр тяжести, норма, и со словами «смотрите, как правильно!» – потянул байду вперед и… открыл купальный сезон, ну и повеселил окружающих. Выбрался на берег, сбегал за поворот на разведку и понял, что до Яцково по воде уже не дойдем, ледостав.

Выгрузились на правом берегу на лесную дорожку. Пока Алексей варил наваристый супец, подготовились к пешему переходу-волоку. Отобедали. Затем впряглись в швартовые веревки и побурлачили с шутками-прибаутками в деревню Голубы. Груженые лодки скользили довольно легко, особенно каноэ (очередной плюс в его копилку). На подходе к деревне услышали громкий лай. По мере нашего приближения он становился все более агрессивным, потом мы увидели овчарку в большом вольере, а она увидела нас и с остервенением и ревом начала бросаться на ограждение. Но когда мы приблизились к дому, собака на секунду застыла и давай метаться по клетке и скулить, как подстреленная. Бедная, такого, похоже, она не видала за всю свою охранную жизнь.



Итого: наш маршрут составил 46 км, из которых 3,5 км проволоклись пешком. Вот такое у нас получилось окошко в межсезонье, и сейчас, глядя за окно, не верится, что это было неделю назад.