Онежское озеро - заповедник древностей
ПРОЛОГ.
Когда наша небольшая компания собирается в поход, мы планируем не только наслаждаться природной красотой и уединением. Мы считаем, что всегда и везде человек должен стараться расширять свой кругозор, открывать для себя что-то новое. Поэтому очень часто в походе мы ставим для себя конкретные цели. Например, посетить заброшенный давным - давно монастырь, оставшийся стоять среди бесконечных болот. Или увидеть места легендарных сражений Великой Отечественной, куда можно добраться только на вездеходе.
Совсем недавно мы открыли для себя, что ни один уголок нашей необъятной Родины по количеству памятников древности и русской старины на единицу площади не сравнится с культурно-географической областью, называемой «Русский Север».
Почему так случилось?
Причин тому множество. Но мне думается, что главной, наряду с труднодоступностью в прошлом данного региона, является особое понимание мира и своего места в нем, свойственное людям, издревле здесь обитавшим.
И чтобы ближе познакомиться со своей родной историей, чтобы попытаться постичь бесконечное терпение и мужество людей, живших и трудившихся в этих суровых местах, свой небольшой отпуск мы решаем посвятить маленькой экспедиции на Онежское озеро - край сказочный, край былинный, край, где еще живо дыхание Русского Севера.
ЧАСТЬ I.
Ученые утверждают, что самые древние материальные следы современного человека, homo sapiens, насчитывают около 40 тысяч лет.
40 тысяч лет подряд человек рождается, растет, добывает пропитание, строит себе жилье, заводит семью и детей и в конце концов умирает. И так поколение за поколением бессчетное количество раз. От собирательства и первобытно – общинного строя к космическим полетам и ядерному оружию. Мы способны заглянуть за пределы галактики и опуститься в самую глубокую впадину Мирового океана, но прошлое человечества, даже относительно недавнее, все еще остается одной из самых таинственных и малоизученных областей познания. Что уж говорить о глубинных пластах истории. По фрагментарным остаткам материальной культуры мы пытаемся воссоздать картину жизни наших древних предков, но в итоге все остается на уровне предположений и гипотез.
Бесспорно лишь то, что одной из главных отличительных особенностей человека от животного является проявление творческих способностей. И если абсолютное большинство памятников истории и археологии что здесь, в Карелии, что у нас, в лесостепной зоне под Воронежем, носят фортификационный и отчасти религиозно - обрядовый характер (рвы и валы укрепленных городищ, курганы, насыпанные над почившей знатью), то на восточном берегу Онежского озера можно приобщиться к древнему искусству. В районе мыса Бесов нос вдоль береговой линии почти по самому урезу воды на протяжении нескольких километров разбросаны группы наскальных изображений – петроглифов.
Туда – то и лежал маршрут первого этапа нашей экспедиции. От поселка Шальского, где нами была оставлена машина, мы отправились на юг по берегу величественного Онежского озера. Песчаный пляж сменялся карельской тайгой, поросшая мхом болотина уступала место каменным "бараньим лбам". Что не пейзаж - то подлинная, первозданная красота, которая завораживает и не отпускает!
К обеду следующего дня мы вышли к мысу Бесов Нос, где и встретились с легендарными онежскими петроглифами, самый известный из которых "бес" - двух с половиной метровая антропоморфная фигура, выбитая на камне.
Сколько я ни читал трудов и статей разных историков и археологов, единого мнения касательно петроглифов не встретил. Кто-то считает их просто рисунками, отражавшими бытовые моменты жизни их создателей, кто-то видит в них эпизоды древних преданий, чуть ли не перекликающихся с карельским народным эпосом «Калевала», кто-то утверждает, что в наскальных изображениях сугубо мистический смысл, отражающий религиозные взгляды художника на окружающий мир.
Еще больше разногласий среди исследователей возникает при датировке наскальных рисунков. Разброс по временной шкале очень велик: от 4-го тысячелетия до н.э. до 9-го века нашей эры.
В итоге сейчас петроглифы Бесова Носа датируют приблизительно началом третьего тысячелетия до нашей эры!
Подумать только: уже больше четырех тысяч лет волны Онего – озера бьются об эти рисунки! Попытаться представить, что за это время они могли увидеть и о чем поведали бы, если бы умели говорить, для меня также нереально, как осознать бесконечность космоса!
Я трогаю их руками. Рисунки, выбитые терпеливым мастером много тысяч лет назад. Это как машина времени. Это прикосновение к живой, настоящей истории. Буквально. Даже не к истории какой-то вещи или определенного места, а к истории всего человечества. Это как телеграмма из такой кромешной глубины веков, что даже дух захватывает! Это настоящий контакт и общение с тем, с кем нас разделяют тысячелетия! Это действительно непередаваемые ощущения!
ЧАСТЬ II.
Онежское озеро имеет мировую славу в первую очередь благодаря музею деревянного зодчества на острове Кижи. В восемнадцатом веке на Кижском погосте возвели самую причудливую и, вероятно, самую красивую из деревянных церквей Заонежья – церковь Преображения. Позже рядом построили колокольню и зимнюю церковь. В двадцатом веке в целях сохранения решено было перевезти на остров и другие наиболее значимые памятники деревянной архитектуры из окрестных сел и деревень.
Но по уверениям искусствоведов и просто знающих людей уникальной особенностью заонежских деревянных церквей и часовен является то, что они составляют единый ансамбль с окружающим пейзажем. Не то, чтобы зодчие специально рассчитывали композиционное построение и определяли оптимальные точки зрительного восприятия. Вероятно, своим каким-то чутьем, вкусом человека – созерцателя и по наитию они умели отыскать место и форму так, чтобы будущее их творение не просто вписалось в окружающий ландшафт, а стало его неотъемлемой частью, кульминацией.
Именно эта важная связь и утрачивалась, когда древние строения отрывались от родных мест и перевозились на Кижский погост, становясь из памятников культуры просто памятниками материальной истории. Но порой цена сохранения бесценного наследия предков именно такова.
У нас же была уникальная возможность увидеть потрясающие исторические объекты, ничем не уступающие экспонатам Кижского музея, пока еще на своих родных местах.
По возвращении в Шальский после трехдневного похода на Бесов нос, мы перемещаемся на Заонежский полуостров. Снова оставив машину в небольшой деревне, мы пешком, с рюкзаками за плечами отправляемся в самую глухую часть этой местности - на Яндомозеро.
И первая точка, которую мы посещаем в этой части нашей экспедиции - почти нежилая деревня Усть-Яндома, где находится деревянная часовня, освященная в честь особо чтимого местными жителями святого – Георгия Победоносца, или как его чаще величают в этих краях – Змееборца.
Часовня эта стоит на берегу Онежского озера с 18-го века. Она видела расцвет деревни в устье Яндомы. Теперь она свидетель её угасания. Компанию этой прекрасной часовне, кроме небольшого погоста, составляет лишь пара старых, угрюмых, но крепеньких еще северных домов. Как богатыри из древних былин, держат они свою стражу среди наступающих дремучих лесов и немого забвения.
Перекусив и переведя дух в Усть-Яндоме, вы снова выдвигаемся в путь. Впереди самый тяжелый участок пути - восемь километров очень сильно разбитой дороги. Дорогой ЭТО можно было назвать первые километра три. Дальше глубоченная колея пряталась в полутораметровые заросли иван-чая. Травмоопасность этого отрезка пути была явно высокой. Стоило только неосторожно поставить ногу, запутаться в траве, оступиться, и ушиб или вывих, а то и перелом будут гарантированы. Дальше - еще круче. Следов человека нет. Зато полным полно явных признаков активной жизнедеятельности медведей - следы, характерные "кучи". "Идти медвежьей тропой" - теперь для нас это не просто фразеологизм. Ну а под конец нас ждало форсирование небольшого разлива, который по факту превратил узкий полуостров, глубоко вдавшийся в воды Яндомозера, и где стоит одноименная деревня, в настоящий остров.
Уже к вечеру страшно уставшие и голодные мы вышли к деревне. Полгода назад, когда мы только планировали этот поход, деревня Яндомозеро была ключевым объектом нашей экспедиции. Здесь стояла деревянная церковь Варвары, построенная аж в 1653 году. По всем признакам эта церковь - красивейшая не только в Заонежье. Она бы смогла дать фору многим экспонатам Кижского погоста. Но уже почти перед отбытием в Карелию мы узнали, что зимой этого года церковь разобрали и вывезли для реставрации. Но маршрут менять мы не стали. И совершенно не зря!
Именно здесь, сидя ночью у костра, мы слушали абсолютную тишину, созерцали потрясающее карельской небо без единого электрического отсвета, а на десятки километров было только три источника света - наш костер, и две "керосики", горевшие в окнах еще жилых домов деревни посреди Яндомозера. Поэтому никто из нас не сомневается - мы совершили не просто поход к кромешную онежскую глушь, мы перемещались во времени! Потому что Онежское озеро - самый настоящий заповедник древностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Карелия мне видится волшебной страной. Там фантастической красоты природа, по-северному лаконичная и строгая, непередаваемым образом сплетается с летописными страницами истории Родины и персонажами сказочных преданий.
Карелию можно открывать для себя постоянно. И каждый раз, как первый.
Как описать те ощущения, которые возникают от созерцания мудрого спокойствия северных пейзажей?
Как описать те эмоции, которые обуревают тебя, когда руками прикасаешься к наскальным рисункам, оставленным безымянным художником 4 000 лет назад?
Как описать то волнение, которое чувствуешь, когда стоишь рядом с древней часовней, дошедшей до нас из былинной старины?
Даже не буду пытаться это сделать. Скажу лишь что на Онежском озере связь времен чувствуется, как нигде больше. Именно там в полной мере ощущаешь теплое прикосновение родной истории к самому сердцу.
А значит, мы еще не раз туда вернемся!
Читайте также
13 января 2025
382