Паломничество по Святой Земле
Совершив паломничество по Святой Земле, я могу утверждать, что Израиль действительно Земля Святая.
Паломничество это, или просто туризм, зависит от духовного настроя. Что ты ищешь, то и найдёшь! Лично я приехал за пищей духовной! Мне хотелось почувствовать истину, ощутить процесс мифотворчества, проверить, насколько соответствует действительности то, что я описал в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Мы побывали в Назарете, в храме Благовещения, в Капернауме, на Галилейском озере, в церкви Первопризвания, на месте Нагорной Проповеди, в крепости Масада, на Мёртвом Море, в Вифлееме, в храме Рождества, в древнем Яффо, в Иерусалиме, в Гефсиманском саду, в русском Спасо-Вознесенском женском монастыре, на горе Сион, в храме Тайной Вечери, в русском Горненском женском монастыре и других местах.
Полагаю, что каждый верующий должен посетить Святую Землю, чтобы проверить свою веру, будь то христианин, иудей или мусульманин.
В любой поездке меня интересуют не памятники, а люди, их души. Люди и есть для меня суть памятники. Мне интересно, насколько мы разные и одинаковые.
Для меня чудо, что я смог побывать в храме Гроба Господня и взойти на Голгофу! Хотя по моему ощущению, эта самая голгофа находится за стенами города.
Разумеется, суть не в нахождении буквального места крещения Христа, а в том, что человек видит в том месте, к которому идёт на поклон.
Ведь по большому счёту важно не место, а то, что в душе происходит независимо от места.
Освящение не есть молитва священника, а прикосновение к камням, где ступала нога Христа.
Все ритуальные действия (как, например, омовение в Иордане) ничего не стоят, если при этом ничего не происходит в душе!
Последнюю ночь перед отъездом я провёл в Гефсиманском саду. Я хотел прочувствовать то, что описал под влиянием вдохновения в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». Я просидел всю ночью под оливой перед Иерусалимом, и могу сказать, что вдохновение меня не обмануло – всё почти так, как я и пережил в романе!
Я ещё более проникся любовью к Иисусу, почувствовал в нём человека, и в то же время ощутил его божественную природу. На память привёз прутья терновника, веточку оливы и камни из Гефсиманского сада.
У Стены Плача я был три раза. Особенно меня впечатлили пещеры Кумрана, где были найдены известные свитки Мёртвого моря. А то, что я увидел в Храме Рождества в Вифлееме и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, меня поразило до глубины души!
Восхищает и изумляет, как сохранились не только исторические места, связанные с Иисусом, но и всевозможные апокрифы. Например, дом Симона кожевенника в Яффо, отпечаток ладони Марии в храме Рождества.
Что это: приманка для туристов, артефакт для историков или символ веры для верующих?
Да, конечно эта земля намоленная. Но помогает ли это постичь сакральный смысл святости?
Вся наша жизнь есть приспособление, и в этом смысле жизнь функциональна, в том числе и религия (в условиях пустыни запрет есть свинину, как и необходимость обрезания, функциональны).
Но чудо вне функциональности. Чудо – это вера!
Мифы – чудо, переводимое в функциональное.
Проводимые экскурсии пример функциональности мифа – извлечение прибыли из святости.
Как и во времена Христа, торговцы повсюду в храме, и никакими силами их оттуда не выгонишь!
Рубища для омовения в Иордане – 10 долларов, грамотка-свидетельство об отпущении грехов 2 доллара, чётки в Назарете за 5 долларов, свечи в храме Рождества, иконки в Вифлееме, веточка оливы в Гефсимании… – Всё это бизнес! бизнес!! и ещё раз бизнес!!!
Вы не увидите никакой разницы между свечой, купленной в Храме Гроба Господня, и свечой, купленной в любой лавке, – делают их в одном месте!
Люди всё такие же, как и 2-3-4 тысячи лет назад: не верующие, и верующие в то, во что хотят верить!
«Сувениры перестанут таковыми быть, когда вы освятите их в Храме гроба Господня!», – сказал нам экскурсовод.
- А здесь был Иисус? – спросил кто-то.
- Нет.
- Тогда какие у вас основания считать эту землю святой?
- Ты веришь в благодатный огонь, возникающий из ниоткуда?
- Нет, не верю. Но обжечь свечи в Храме Гроба Господня хочу.
Как сказала одна из паломниц: «если не будет на то воли божьей, сколько к иконе не прикладывайся, не поможет»!
— Крестятся, икону целуют, свечки ставят, головой бьются об пол. Всё это идолопоклонство глупость одна, и ничего более. Вы же умный культурный образованный человек.
— Да, умный. Потому и взял на себя добровольно этот обет, добровольно наложил на себя самоограничения, выполняя заповеди, чтобы природу свою усмирить, лучше стать.
— Но ведь нет бога, нет!
— Я верю, значит, для меня есть! А ты разве без веры в Бога становишься лучше? Ведь вера в Бога есть вера в Идеал, в Совершенство, в лучшее в человеке. Разве что-то другое, кроме религиозной веры может помочь стать лучше? Я многое испробовал и убедился, что ничего лучше в плане личного самосовершенствования, кроме религиозной веры, нет. А целование икон, это не главное. Важно в ритуалах разглядеть душу живую, главное разглядеть. А главное — это любовь! И благодать, которая с верой приходит! Но пока сам лично не уверуешь, благодати этой и любви не почувствуешь.
— Я тоже раньше верил. Но однажды убедился, что нет ничего святого. Ничего! А все эти попы... Верующие — просто наивные люди. Нынешняя церковь это учреждение со всеми пороками бюрократизма, а не мистическое тело христово. Просто бизнес! Всё продаётся, всё! Нет у людей ничего святого! Я искал святые места, а наткнулся в монастыре на стену из бетонных блоков: «Стой, сюда нельзя, это частная территория!»
— Святыми места делают люди святые. Святость понятие духовное, а не материальное; это состояние духа!» (из моего романа-быль «Странник» (мистерия)
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –
Читайте также
Будет интересно
11 августа 2023
214