Панама 26 лет спустя

Полёт из Боготы в Панама сити длится три часа с авиакомпанией Копа (Copa). Билет был куплен ещё дома. Полноценное и оперативное обслуживание на борту приятно порадовало. В Панаме гуляет доллар, поэтому при посадке в аэропорту Токумен не надо думать об обмене валюты, такая приятная мелочь. Вышла из аэропорта и направо до конца, а потом по тротуару вдоль сетчатой ограды на выход с его территории. Нет, если вам надо такси, то ходить никуда не нужно. Такси подойдёт за вами к самому выходу. Это мне требовался автобус за доллар, который отвезёт на центральный автовокзал Альбрук, а дальше будет видно. Оказалось, автобус был нужен многим кроме меня. Я шла вместе с потоком людей, он вывел меня к остановке.

Чтобы ехать в город, нужно пересечь проезжую часть, что я и сделала. До Альбрука ходят два вида транспорта, одни требуют оплату картой, её в аэропорту не продают и не заряжают поездками, а вторые берут оплату в деньгах - $1.25 (efectivo). Я это знала, но распознать нужный мне денежный автобус помогли люди. Ведь и те и другие похожи как две капли воды, они комфортны и кондиционированы одинаково, только лишь по каким-то неуловимым признакам панамцы их различают.

Погода меня баловала. Обычной панамской жары и в помине не было. С серого неба слегка накрапывало, а под кондиционером в салоне даже оказалось приятно прохладно. Сдачу за билет водитель автобуса выдал разменной монетой бальбоа, но их все называют центами. 

Я путалась в монетах, поэтому я всякий раз спрашивала у панамцев сколько мелочи в моей руке. Вот такая незадача. На фото изображены одни и те же монеты с обеих сторон. Только один раз попалась старая монета с цифрой пять, но они уже почти вышли из оборота. И еще один момент. Например, монета в 10 центов (бальбоа) имеет несколько видов и размеров. Поди там у них, разберись!

Когда доехала до автовокзала, то просто ахнула! Это было круче аэропорта! Таких автовокзалов я ещё не видела.

Огромные залы с купольными потолками сияли в свете, винтовые широкие лестницы соединяли два этажа здания. Людской поток по всем направлениям пребывал в каком-то неуёмном и бессмысленном движении. На один из этажей (кажется второй) автобусы прибывают, а с другого (кажется первый) отправляются. Здесь мне нужно было приобрести автобусную карту и зарядить её на нужное число поездок. В Панама сити принята карточная оплата в городских автобусах. Все знают, что язык до Киева доведёт, поэтому два скромных окошечка по продаже карт легко нашла на втором этаже, там же их и заряжают. Сама карта стоит $2, а цена поездок зависит от маршрута; есть и 25 бальбоа, есть и 35.
Ну, всё! В Панаму!
***
Автовокзал Альбрук имеет несколько выходов по обе стороны, а вдоль них протянулись автобусные площадки. По одну сторону транспорт уходит по стране и в другие государства Центральной Америки, а по другую городские автобусы отправляются по своим маршрутам.

С первого момента показалось всё непонятно и запутано, поэтому постоянно задавала вопросы служащим, пока сама не вникла в систему автовокзала. Мне предстояло ехать в исторический центр Панамы, чтобы обустроиться там на несколько дней. Как правило, отели, хостелы и интересные места всегда располагаются вокруг таких центров во всех без исключения городах Латинской Америки, ну, ещё рядом с автовокзалами.

Вышла к длинному ряду остановок, а автобусы идут и идут друг за другом. Ни на одном из них не было написано Каско Вехо (Casco vejo), так назывался исторический центр Панамы. Когда обратилась к продавцу лотереи, тот как-то сразу заволновался и стал оглядываться по сторонам. Оказалось, он искал мне попутчика, чтобы не отправлять одну в транспорте. Я была поражена и попросила не искать попутчика. Продавец заявил, что ехать предстоит на улицу 5 мая (Cinco de mayo), а это страшное и криминальное место. Там нужно сойти и ещё километр идти до Каско Вехо. Воры и грабители не дремлют! Поэтому одной туда нельзя.

Тут я вскрикнула от неожиданности, что знаю эту улицу! Я вспомнила её название! Я была там 26 лет назад! Я всё знаю! Счастье не умещалось внутри меня от нахлынувших воспоминаний счастливой молодости, когда я ещё жила в Никарагуа и приезжала на ту самую улицу по делам бизнеса для магазина в Сан Маркосе, где провела несколько лет жизни. Мне стало удивительно хорошо, словно время повернулось вспять. Мне хотелось скорее пройтись по Синко де майё, будто там моя молодость осталась в ожидании.

Продавец лотереи удивлённо наблюдал моё возбуждённое состояние и совсем не понимал, о каких 26 годах говорю, в каком Никарагуа жила и почему вдруг столько эмоций. Как я могла объяснить, что целая вечность прошла с того давнего времени и сейчас я вернулась сюда снова. Ведь этого в двух словах не расскажешь.

Тут подошёл нужный автобус и продавец лотереи повёл меня ко входу. Там он передал меня на попечительство дородной негритянки с воздушной причёской и успокоился от чувства исполненного долга, а мы поехали. Негритянка с пышными формами слегка любопытничала, я с удовольствием поддерживала беседу. Третья остановка от Альбрука была моя, но ехали достаточно долго по пустырям и мимо небоскрёбов, которые казались завидными только издалека. При ближайшем рассмотрении неприятно отметила, что территория вокруг этих гигантских строений замусорена, а сами они интересными не были. После ухоженной и прибранной Колумбии смотреть на этот поднебоскрёбный бардак совсем не хотелось. Я верила в Каско Вехо, там должно быть прилично.

Мы сошли с попутчицей и она провела меня на улицу Пятого Мая. Я её узнала сразу. Девушка предупредила о крайней опасности воровства или грабежа в этих местах и указала направление к Историческому центру Панама Сити. Честно сказать, я устала от бесконечных предупреждений об опасности. Но откуда людям было знать, что их континент научил многому ещё в былые времена, и всех потенциальных преступников вычисляла сходу.

В общем, пошла по самой середине широкой и оживлённой улицы вверх. Она представляла собою торговый проспект. Стеклянные витрины больших магазинов мешались с уличными фруктовыми палатками.

Музыка, громкие объявления о скидках и громыхание тележек с мороженым по уличной плитке сливались в монотонный городской шум. Благо, машины не клаксонили, проезжая часть здесь не предусмотрена. В глаза бросалось негритянское население города, оно в Панаме является многочисленным. Здесь в самом узком месте Центральной Америки берега двух океанов, Тихого и Атлантического, столь близки, что с населённого во времена работорговли берега Атлантики невольниками из Африки (конец 18 века), негроидная раса распространилась до тихоокеанского побережья. Поэтому население маленькой страны Панама на 10% состоит из чистокровных африканцев и встретить их можно на берегах двух океанов в то время как в других странах Центральной и Южной Америк потомки африканцев всё-таки привязаны к Карибскому побережью.

Но это всё цветочки, а ягодками стали меднокожие индейцы Панамы куна, кстати, чистокровных индейцев в стране тоже 10%. Они передвигались по городу и не обращали на меня внимание, а я их рассматривала во все глаза. На женских ногах и руках красовались высокие и широкие бисерные браслеты. Одежда с названием мопас, украшенная ручной аппликацией на разноцветных и кричащих тканях, принадлежала только женщинам. Мужчины куна по городу расхаживали в одежде цивилизованного общества. У многих женщин этого племени в носовой перегородке красуются золотые кольца. 

По прошествие многих лет рассматривала с интересом. А ведь тогда была я "подневольная", дел было много и совсем не до индейцев. У нас в Никарагуа тоже много их было в лесах, меня возили на них смотреть, на фазенде работали, но не куна.

Весь их костюм выделялся среди прохожих яркими атрибутами и тканью.

Семейные пары делали покупки в супермаркетах и как-то по-деловому относились к сему занятию, особенно много женщин этого народа встречала в магазинах тканей, где слепящие взор тканевые рулоны выставлялись почти на тротуар, чтобы куна мимо не прошли. Фотоаппараты они видят каким-то вторым зрением и всегда вовремя отворачивались от объектива, только лишь издалека могла сделать съёмку.

У народа куна матриархат. Им отведена автономная территория - архипелаг Сан Блас со множеством мелких островов. Многие мужчины работают на материке, женщины приезжают за покупками.

Как-то незаметно под разные мысли вошла в парк с баньянами и красивой церковью.

Все скамеечки были заняты сомнительным людом, спокойно наблюдавшим за потасовкой на брусчатке прямо на пути моего следования. Несколько мужчин остервенело колотили друг друга под ободряющие возгласы толпы. Я встала, драку было не обойти и направилась под защиту церкви. Тут увидела вывеску «Отель Каракас». Вбежала туда за решётчатые двери и подумала, что вот она моя первая опасность. А дальше что? Устроилась в отеле, оказался скромный, но чистый ($12), а всё наверное потому, что находился в криминальном парке. Там на ресепшен познакомилась с никарагуанкой, которая вызвалась в тот же вечер показать мне исторический город, набережную залива и городской парк на берегу. На вечернюю прогулку в первый день я бы одна не решилась, а тут такая удача и мы пошли гулять.

Но это очередная история.