Пенаты
Сегодня посетим Пенаты! Музей-усадьба художника Ильи Ефимовича Репина.
Располагается она в 45 километрах от Санкт-Петербурга, в поселке Репино (ранее Куоккола) на побережье Финского залива.
Именно здесь Илья Ефимович Репин (1844–1930) прожил последние 30 лет жизни и здесь пожелал быть похороненным. Открытый в 1940 году в усадьбе музей стал одним из первых в стране мемориальных музеев под покровительством Российской академии художеств.
Маленький домик перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин, композитор Александр Глазунов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.
Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили.
Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.
«Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой» вспоминал поэт Давид Бурлюк
Интересный факт: Илья Ефимович круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.
Во время войны усадебные постройки сильно пострадали, они были восстановлены в 1950–1960-е годы. Сейчас в экспозиции музея-усадьбы можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки, а также работы его сына Юрия и других русских живописцев.
Я посещала усадьбу в июне. Лето только-только начиналось, сад уже зеленел своими яркими красками, и распускались цветы! Экскурсия была просто невероятной! Особо хочется отметить очень приятный на слух аудиогид!
Пройтись по комнатам, подняться на второй этаж, едва услышав скрип старых ступеней, и увидеть как свет проникает через крыши и оставляет на полу тени - бесценно!
Не перестаю удивляться, насколько личность искусства преображает мир вокруг себя! Мне довелось побывать во многих усадьбах и музеях художников и писателей, и каждый раз, видя эти дома-миры, ты понимаешь, что неизбежно талант личности выражается не только в произведениях искусства, которые эта личность создает, но и в том пространстве, где эта личность живет и творит!
Счастье, что у нас есть возможность тихонько зайти в эту приоткрытую дверь и прикоснуться хоть немного к той атмосфере, где создавались шедевры!