«Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». Глава 10

Глава 10. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». Автор Рудольф Кавчик

День 13-14. «Топор – жизнь моя. Суббота, воскресенье без солнца не бывают».



13 августа 2016 года. Наверно холодина собачья, термометр на часах показывает +5, но, у костра, под тентом тепло. Лежу, чай гоняю, благо котелок трёхлитровый, бегать за водой часто не нужно. А виной всему догнавший меня ночью дождь.

На утро, дождь не прекратился, как было все предыдущие дни, разве что на часок, позволив мне сходить за водой и притащить пару-тройку новых бревнышек из изгороди.



Лежу, смотрю на огонь костра. По тенту стучат капли, убаюкивают, я и не сопротивляюсь, сплю, а когда не сплю, подъедаю продуктовый запас или вожусь с костром и дровами, делаю записи в дневнике. Постоянно чем-то занят.



На соседней сушине молча сидят две мокрые, несчастного вида вороны, глазеют на меня, но улетать не торопятся. По их крыльям стекает вода. Шею втянули в плечи, или что у них там, куда сею самую втягивать можно и кимарят одним глазом. Даже эти разбойники не хотят летать в такую погоду. Лежу, размышляю, почему они не забились под толстую крону, а сидят на сушине, омываемые всеми дождями. Прикимарил, вороны беззвучно улетели. Вспомнилась дедушкина поговорка «суббота - воскресенье без солнца не бывают». Сегодня суббота, по любому завтра должно появится солнце. Да и мне сегодня отдых не помешает, какая дорога и что там меня ждёт на западном, глухом, безлюдном берегу. Магтуб.



Следующая ночь прошла также как и предыдущая, с той только разницей, что дождь то поливал как из ушата, то стихал, сменяя натиск стихии порывами ветра выхлапывающими мой тент и задувая под него облака дыма. Какое счастье, что я так удачно в прошлую ночь расположился у этой заброшенной изгороди, решив тем самым проблему с дровами и теплом.



Топор - жизнь моя.

Какой черт меня дернул нарушить свое правило - не ходить в лес без топора! Всему виной видео на Ютюбе от Григория, он так расхваливал свое мачете, что дескать, без топора в тайге обойтись можно. Оно легче топора, многофункциональней и ей даже землю копать можно и ноги побрить. Честно говоря, не знаю, зачем копать землю в лесу. Поверил, смастерил по образу и подобию, а вот испытать на практике не успел. Заточил как бритву, действительно, бриться можно. Если бы не эта изгородь, пушенная мной на дрова, туго бы мне пришлось под дождём и шерсть на ногах не помогла бы согреться. Валежника нет, сухостой такой, что этой мачетой махать будешь всю ночь, чтобы хоть что-то завалить. Разрубить чурку на две части вообще нереально, мачете тонкое, вязнет в древесине, фигушки вытащишь, если махнуть посильней. А сэкономил в весе всего 700 грамм, секира с чехлом весят 800 грамм, а мой топор 1500 грамм. Что б я еще раз нарушил опыт наших предков, которые всю жизнь ходили в тайгу с топором. Это в джунглях мачете хорошо, а в тайге топор рабочий нужен, орудие наших дедов, нефиг изобретать велосипед. Всё хорошее уже давно придумано до нас и испытано многими поколениями.



Магтуб.

Все чаше размышляю над знаками судьбы. Всю дорогу я замечаю эти знаки. Нашёл потерянные кем-то мешочек с колышками для палатки, своих я не имел, в лесу и палочку срубить, вот тебе и колышек для палатки, а в степи пригодились.



Собираясь уходить с базы «Алагцар» и уже закрывая замок, неожиданно, мне на руку села малюсенькая птичка, дескать - не закрывай, останься на ночь. От неожиданности я чуть ключ из рук не выронил. Послушался знака и остался ночевать, и хорошо сделал, ночью гроза свирепая разразилась, мне бы на голом берегу небо в овчинку показалось.



А сейчас вот эта изгородь на высоком месте давшая мне тепло и сухую стоянку. Вода в озере за сутки поднялась так, что к берегу подойти страшно. Остановись я на берегу, как обычно это делал все предыдущие дни, пришлось бы эвакуироваться среди ночи.



С любопытством дальше наблюдаю за знаками судьбы. Монголия волшебное место, чистое и наполнено какой-то волшебной энергией, той, которой нет в нашем мире каменных джунглей. В мире бега за кажущимся благополучием и успехом – деньгами.



День 14. «Суббота, воскресенье без солнца не бывают».

14 августа 2016 года. Дождь прекратился в воскресенье утром, прав был мой дед - «Воскресенье без солнца не бывает». Солнце еще не выглянуло, но поднялся небольшой ветерок. Мои знакомые вороны опять появились, весёлые и довольные, гоняются друг за другом в ветвях деревьев. Решил сворачивать лагерь, пока дождя нет, и идти.



Первые два часа идти очень тяжко, что-то отдых не пошёл мне на пользу. Болят плечи натруженные рюкзаком, шаг короткий и настроение как у вьючной лошади.

К обеду выглянуло солнышко, рюкзак сразу полегчал, плечи болеть перестали и настроение поднялось. Вышел к большой поляне, в глубине стоит вигвам покрытый клеёнкой. Две лошади привязанные к коновязи и мотоцикл «Мустанг». Из вигвама выглядывает молодой парень и машет рукой, заходи, гостем будешь. Без лишних вопросов и расспросов предлагает присесть у железной печки. Вигвам небольшой, на двоих. Мать и сын пришли на берег Хубсугула с небольшого городка г.Рэнчинлхумбэ, что западнее Хубсугула на пол сотни километров по прямой.



Разговорились, Цагаан хуулар Отгонбаяр ДАВААДАЛАЙ, так зовут моего нового знакомого, поведал, что матери 65 лет, а ему 25. Я сказал, что мне 48 лет, но сразу осёкся и скинул десяток, а нужно было и два скинуть. Не верят монголы, качают головой, не правда твоя говорит, тебе 25. Не может человек в 48 пешком ходить, рюкзак тяжёлый носить. Лицо у тебя молодое, как у меня говорит, мне 25 и тебе 25, ну чуть больше, 27 тебе.



Быстро жизнь старит этих трудолюбивых, смекалистых людей. Его мама не намного старше меня, у нас в России лет сто бы ей дал и еще восхищался бы её энергией, с проворностью преодолевшую сотню километров верхом. Собирающую дикий лук и ловко управляющуюся с косой. Курящую табак и обладающую великим спокойствием мудрой матери.



Цагаан хуулар рассказал, что в эти места ходят каждый год собирать горный лук и косить траву. Это их родовое угодье. Дорога от г.Рэнчинлхумбэ идёт через горы, на конях только и мотоцикле доехать сюда можно и дорога занимает два дня пути, около ста километров пути.



Показал своих коней, почему то, называя их хорх, созвучно с английским Хорс – лошадь. Подозреваю, что это одно из слов, которое они знают из английского. Предложил покатиться в седле, наверно популярно катать иностранцев. Уздечка и седло украшены различными нашивками и металлическими украшениями. Цагаан хуулар говорит сам сделал, собственными руками, гордится своей работой. На все руки мастера и смекалистый. Протёрлись кирзовые сапоги о стремя в голенище, не беда, сделал дополнительные голяшки съемными, теперь не протрутся. Носи сапоги дальше, пока подошва не отвалится.



Хвалит русские кирзовые сапоги, хорошие, долго служат. Говорит в Иркутск приеду, купи мне такие же кирзачи и сапоги болотники тоже купи, я деньги привезу. Взял у меня адрес и телефон, дескать, позвоню, когда буду в России. Иркутск смутно представляет где, но приграничный Кырен знает, был несколько раз.

Цагаан хуулар завёл разговор о политике, говорит Путин классный мужик, а Обама, ноу гуд. Горбачёва, Ельцина он не знает. Любят и знают нашего президента в Монголии.



На моём пути, в зелёных долинах, периодически попадаются зимовья. Август, пора сенокоса и практически все они заняты покосчиками, а те, что свободны, закрыты на замок.

Из любопытства, заглядываю в окна закрытых на замок домов. Нары, это единственная мебель, печки нет и вообще ничего больше нет, пустые дома, пыль одна. Зачем тогда запирать дом, если он абсолютно пуст? Какая-то тут кроется неувязка. С одной стороны добродушные хозяева, рады гостю и готовы поделится кровом и хлебом, а с другой замок на пустом зимовье.



Встретилось мне и брошенное поселение из юрт-шестистенок. Сделаны они из нетолстого бруса, с традиционно низенькой дверью и покатой крышей в центре которой возвышается единственное окно в виде смотровой башенки, притом застеклённое. Домов штук шесть, дверей нет, крыши покосились, внутри пустота. Возможно, это брошенная туристическая база. Рассматривать её как место ночёвки, я бы не стал, больно неуютно в разрушающихся домах. GPS координаты 50.878123, 100.240973.



Прошёл за этот день 24 километра. Встал на ночлег на высоком берегу под крутой и лесистой сопкой. Мелкого сухостоя, доступного моему тесаку, в этом месте достаточно, а еще замечательный вывороченный бурей пень, на который я и соблазнился в первую очередь. Горит пень всю ночь и даёт много тепла. GPS координаты ночлега 50.970718, 100.271851. 14 августа 2016 года.

Продолжение следует. Всего пройдено за 14 дней 267 километров.

Автор Рудольф Кавчик