По-домашнему уютная Кинешма

Миновав стелу «Кинешма» (1429 год – первое упоминание) с рыжим москвичом перед ней,



поехала прямо,рассмотрела жд вокзал, остановилась около памятника героям-кинешемцам с выставкой боевой техники Великой Отечественной войны. У парня, надувающего аттракцион, спросила, куда ехать к Волге, сказал: «Вниз, там еще залив есть реки Кинешемки». Припарковала машину в тени (погода летне-чудесная, около 30 градусов), втиснувшись в небольшое пространство на обочине. Постаралась запомнить вывески на окрестных малоэтажных старинных ухоженных и не очень домах. Название улицы и дом посмотреть не догадалась.
Дошла до бело-синей церкви, колокольня которой была в строительной сетке, свернула направо, через двор какой-то муниципальной сервисной конторы со скоплением ремонтников и советской техники



дошла до насыпи, поросшей разнотравьем, улыбнулась на косарей, поднялась по лесенке и увидела широкую в этом месте речку Кинешемку. Внизу сидели рыбаки с удочками. Спросила, кого ловят, хитро ухмыльнулись и не ответили. На воде расцвели кувшинки. На другом берегу стояли краны.
Вернулась к церкви, по улице дошла до центрального сквера города с памятником Федору Бобрыкину (в начале 17 века воеводил, сражался с польскими интервентами, город был уничтожен).



Ближе к Волге – бывший порт, превращенный в торговый центр. Не пристают круизные лайнеры сюда, а напрасно, хороший городок.
Перешла площадь к Красным рядам, посмотрела на часовню (на месте братской могилы кинешемцев, погибших в битве с польско-литовскими интервентами в 1609 году).
Вышла на набережную, секунду подумала о посещении чайной, да и пошла по тенистой верхней набережной, глядя на широкую Волгу, нижнюю набережную, красивые дома, отдыхающих на лавочках горожан, фотографирующихся у беседок с видом на реку туристов, фонтан с брызгающимися детьми. Все искала вход в колокольню. Зашла в ворота в заборе, попала на какой-то склад со стоянкой, а уже оттуда прошла на территорию. Беленый Троицкий Собор. В отдельно стоящей деревянной церковной лавке проход перегораживала метла, красноречиво говоря «Перерыв на перерыв». Колокольня Успенского собора, вход закрыт.
Захожу в единственный открытый в этот момент Успенский собор, внутри – фрески в темных тонах, очень торжественные и строгие. Подхожу к служащей, спрашиваю, можно ли подняться на колокольню ради кадров города сверху. Говорит, что даже звонарь больше не поднимается, поставили электрозвон, потому что совсем обветшала колокольня, ждет реставрации. Удивляюсь, что символ города не реставрируют. Отвечает, что сейчас реставрируют другие храмы. Спрашиваю совета, откуда можно сверху поснимать, советует пойти в Благовещенский Храм. Благодарю, иду дальше гулять.
По набережной дохожу до площади Ленина. Ильич прозорливо указывает на «Мир техники». Иду по Советской улице. Нахожу архив, гляжу на церковь Вознесения, вижу драмтеатр.
Около памятника Островскому очень активная пожилая пара фотографирует, читает, обсуждает. Вижу наверху драмтеатра пожарные лестницы, ведущие на крышу, захожу спросить, можно ли залезть. В бюро пропусков сидит приятная дама с ручной собачкой. Объясняю суть вопроса, она, конечно, говорит, что нельзя. В этот момент появляется главный инженер, то же самое повторяет. Извиняюсь за беспокойство иду дальше. Нахожу свеже отреставрированный дом нотариуса Городецкого в окружении лиственниц.
У двух прогуливающихся женщин спрашиваю про красивые виды рядом, смеются, говорят, что они так давно здесь живут, что привыкли ко всем видам и уже не понимают, какие из них прекрасны. Спрашиваю, как речка называется. Казоха. В Кинешме вообще много речек, кроме Волги. Всего 7-8, если ручьи считать. Некоторые летом – просто овраги.
Спускаюсь по мосту, перехожу речку Казоху, оцениваю фотогеничность огромного железобетонного строения с серпом-молотом наверху. На проходной, заранее зная ответ, спрашиваю про пожарную лестницу. По тропинке мимо деревянных жилых домиков с огородами поднимаюсь на вал над речкой с еще сохранившимися, но уже ржавыми рельсами. Как вкусно пахнут луговые травы и цветы.



Во дворах обычных хрущевок среди детских качелей, клумб, сохнущего на веревках белья нахожу красивую церковь Сретения Господня. Назад иду по улице Ленина с интересными зданиями в солидном и почтенном возрасте. Около бывшего реального училища снова встречаю активную пару. Спрашиваю, не туристы ли они, отвечают, что много раз плавали на теплоходе из Москвы по Волге и все время мимо Кинешмы. Вот, специально на неделю приехали, познакомиться с городом. Желаю им приятных впечатлений и открытий.
Миную памятник Василевского, выхожу на Комсомольскую улицу. Болтаю по дороге с двумя девушками из Пед Училища, идущих на практику. Начинаю смотреть по сторонам в поисках машины.
Заблудиться в незнакомом или забытом городе – популярная в моем рейтинге игра. Классика жанра – потерять машину в Костроме недалеко от памятника Сусанина. Но Кинешма тоже подойдет – довольно компактный город.
Дойдя до площади Революции, понимаю, что машину оставила на другой улице. В кино «Пассаж» обедаю в кафе.



Захожу в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, там как-то хорошо. Удивляюсь на то, что свечи можно купить, самостоятельно определив стоимость и бросив монетку в прорезь.
Подхожу к даме, продающей церковные товары, не особо надеясь, спрашиваю о возможности подняться на колокольню. Говорит, нужно к директору обратиться, охранник проводит меня в офис.
Директор выслушивает мою просьбу, спрашивает, кто я. Отвечаю, удивившись вопросу, что просто человек, зовут Натальей. Улыбается, просит подождать, возвращается с Дмитрием, который будет меня сопровождать, потому что там опасно. Благодарю.
Мы заходим в незаметную узкую дверь в стене, Дмитрий включает свет, предлагает забрать у меня рюкзак, не хочу его обременять. Просит быть осторожней, спиральные неодинаковые ступени и низкий потолок. Стукаюсь разок макушкой. Потом мы по лестнице и через узкую низкую дверь выбираемся на козырек. Здесь очень внимательно, никаких перил, а строительная сетка – это просто занавеска. Нужно встать на стул и забраться на следующий уровень. Снова лестница с люком наверху. Выпрямляюсь – перед глазами колокола и вид на город и реку.
Дух захватывает, как красиво и хорошо здесь! Невероятно!!!
Сетка мешается, ну и ладно, когда еще такие оригинальные фотографии сквозь «зеленые очки» будут.
Дмитрий говорит, что каждое утро сюда поднимается, звонит в колокола. Говорю, что это замечательное начало дня. Соглашается. Рассказывает, что храм долго был закрыт, когда начали восстанавливать, колокола пришлось отливать заново. Еще не хватает двух больших. Говорит, что неделю после пасхи любой может сюда подняться и позвонить, предлагает приехать, наверняка сетку уже уберут. Закончив фотографировать, еще минуту любуюсь видами. Испытываю потрясающее ощущение полета, не знаю, как описать.
Дмитрий предупреждает, что спускаться труднее, чем подниматься, снова предлагает взять рюкзак. Отдаю. Еще несколько раз задеваю за лестницы, стены, потолки. На чердаке вкусно пахнет сухим деревом.
Благодарю Дмитрия от всего сердца. Выхожу на яркий свет. Нахожу через минуту машину.



Еду через Никольский мост, паркуюсь, возвращаюсь пешком поснимать Волгу и город через сплетение металлических конструкций. Возвращаюсь к машине, друг напротив друга стоят две церкви, рядом – резной красивый дом.
Еду в сторону Юрьевца...
Из книги "Заносы на дорогах. Путешествия по России и Кавказу", Наталья Щербатюк.