Пуштуны. Пакистан. Часть 2



Предыдущая часть - Пуштуны. Пакистан. Часть 1

Пуштунов относят к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.Язык пушто (пашто) входит в восточную подгруппу иранской группы индоевропейской языковой семьи и распадается на две подгруппы - северо-восточную и юго-западную.



В своё время советские чиновники, дабы определить и квалифицировать один народ от другого, выработали целую систему правил. У народа должен был быть свой язык, одежда, отличающаяся от соседей, песня и национальный танец.



Пуштуны подобное определение отдельной нации полностью проходят. Даже их ковры, которые называются афганскими, своим рисунком от соседских полностью отличаются.

Глобализация свои плоды, конечно, даёт и в настоящем в Пакистане пуштуны по одежде от других народов практически не отличимы. А вот головной убор у них традиционно свой - это шапка пуштунка. В горных районах Пакистана её носят и не пуштуны. Я же, купив на память такую шапку, в один из дней её помял. Подхожу в отеле на ресепшен, ребята пакистанцы смеются и показывают мне на молодого парнишку. Дескать, он пуштун, он сейчас всё исправит. Парень развернул шапку, накрутил её на коленку и быстро-быстро намотал её туго-натуго, как нужно. Подобную шапку мальчишки пуштуны начинают носить, когда достигают совершеннолетия.



В Пакистане и Афганистане особой популярностью у просвещённых людей пользуется такое направление ислама как суфизм. Суфизм в средневековье в некотором роде являлся реакцией против власти и против мулл. Приверженцы данного религиозного течения искали единения с Богом, совмещая молитву с созерцанием, с медитацией, с музыкой, с управлением дыхания в танце, а также в внутри себя, стараясь развивать свои умственные способности.

Среди пуштунов суфизм особенно популярен. Двумя главными суфийскими орденами, которые при поддержке сил из вне оказали особенно яростное сопротивление советским войскам, являлись Накшбанди и Кадири.

И вот тут хочется порассуждать. В настоящем принято считать, что Советский Союз проиграл Афганскую войну? Давайте порассуждаем. СССР вывел свои войска из Афганистана 15 февраля 1989 г.
В Исламабаде решили, что режим Наджибуллы обречён, и посему, в марте началось наступление моджахетов, большинство из которых составляли пуштуны, на Джалалабад. Город был ближайшим к пакистанской границе - оттуда открывалась дорога на Кабул. Однако, атака была отбита. По словам моих информаторов, в тех боях погибло около 5 тыс. пакистанских добровольцев - Афганистан в самый решающий момент применил ракеты.

К маю в Исламабаде стало ясно, что план быстрого свержения "коммунистической" власти у соседей обречён на провал. Б.Бхутто воспользовалась этим и сменила "ястребов" из военного руководства. Трезвые головы в Пакистане были во все времена. И целью они себе ставили - добиться достижения результатов не в обход Москвы, а вместе с ней.

На сайте КПРФ о последующих событиях сообщается следующее:

"На протяжении трёх лет правительству Наджибуллы удавалось держаться у власти. Вскоре после августовских событий в СССР в 1991 году, министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев заявил: «В Афганистане всё готово к урегулированию — мешает этому только советская поддержка «экстремистов» во главе с Наджибуллой». 15 ноября того же года министр иностранных дел СССР Борис Панкин дал официальное согласие на прекращение военных поставок кабульскому режиму.

С 1 января 1992 года Россия прекратила поставки всех вооружений и боеприпасов правительственным войскам и, начиная с этого времени, ситуация в Афганистане начала заметно ухудшаться. В стране стала ощущаться острая нехватка топлива и продовольствия, а оппозиция на этом фоне активизировала свою агитационную и подрывную деятельность, склоняя на свою сторону военнослужащих правительственных войск.
Отряды моджахедов стали захватывать одну провинцию за другой, всё ближе приближаясь к Кабулу.

28 апреля отряды моджахедов во главе с А. Ш. Масудом без боя вошли в Кабул, свергнув режим партии НДПА, правившей страной 14 лет."

(По некоторым данным, российское руководство пообещало продать (именно продать) Наджибулле топливо для танков, но в последний момент обмануло, хотя, по-большому, то что нужно было, он мог купить на стороне).

Наджибулла укрылся в миссии ООН, где был найден и казнён. Перед смертью он сказал, что пуштуны органически не приемлют предателей. России будет крайне тяжело вернуться в Афганистан.

Отметим, что А.Козырев прилетел в Кубул уже в мае 1992 года - сразу после захвата власти моджахетами, которым одного Афганистана вскоре показалось мало.

Зомбированное российское население до сих пор таскает во рту жвачку "Сталин. Берия. ГУЛАГ", не желая думать над тем, что же произошло тогда в Афганистане? и к чему это привело? В настоящем вся Средняя Азия так или иначе испытывает от Афганистана напряжённость! Если человек сидит на стуле, какой смысл подпиливать ножку? неужели не понятно, что упадёшь?....

Так что же это было? Самое время подвести итоги? Я, например, не считаю, что СССР потерпел крах в Афганистане! СССР вывел свои войска, но в Кабуле сидел ориентированный на Москву руководитель, и сидел прочно!

Жаль, но перед приходом В.Путина мидовский архив на Арбате сгорел. В настоящем события завуалированное в пелену таинственности и недосказанности. Но есть вероятность, что рано или поздно про это начнут писать - и только в этом случае в российском обществе начнут о подобном "думать" и "обсуждать".

Вернёмся на сайт КПРФ:

"В.Пластун и В.Андрианов подчеркивают, что после захвата афганской столицы талибами, пакистанские спецслужбы поняли, что теперь обладают уникальным шансом раз и навсегда снять проблему Пуштунистана и вопрос об афгано-пакистанской границе. Дело в том, что в 1993 году истек срок действия договора, заключенного между Великобританией и Афганистаном в 1893 г. на сто лет, относительно условности государственной границы между двумя государствами, и пакистанские власти должны были окончательно решить данный вопрос в свою пользу.

Этой версии также придерживается известный афганский журналист Разок Мамун, недавно издавший в Кабуле книгу под названием "Неразглашенные тайны. Секреты убийства доктора Наджиба".

В.Пластун и В.Андрианов приводят любопытную версию. Они отмечают, что задолго до этих событий в недрах пакистанских спецслужб был сфабрикован документ на захваченном в президентском дворце бланке канцелярии Наджибуллы. Написанный на нем текст, датированный периодом пребывания Наджибуллы у власти, представлял собой договор об официальном признании президентом и правительством Афганистана "линии Дюранда" в качестве официальной и постоянной границы между Афганистаном и Пакистаном. Это было главной целью группы пакистанских военных - любой ценой заставить Наджибуллу подписать этот договор."

Как известно, Наджибулла договор о границе с Пакистаном не подписал. Не ратифицировали его и последующие руководители Афганистана, среди которых значится забытый ныне мулла Омар. Кем был этот человек? Ответ остаётся загадкой. Мне приходилось слышать, что мулла Омар служил майором в пакистанской армии, выйдя на пенсию, отрастил бороду и его забросили в Афганистан? В любом случае, единственное, что мы знаем точно - мулла Омар по национальности был пуштун.



По словам моих информаторов - ни один пуштун, будучи он хоть на какой должности, не захочет подписать подобное соглашение о границе, ибо семьи, живущие возле линии Дюранда, будут разъединены - кровная месть ляжет на последующий род предателя вплоть до седьмого колена.

У пуштунов действует некий кодекс поведения Пуштунвалай. Это есть ни что иное, как неписаный свод законов, философия, кодекс чести пуштунских племен. Специальные люди — «Джиргамары», наизусть знающие Пуштунвалай, собираются в случае необходимости разрешить конфликт внутри племени или между племенами. Пуштунвалай восходит к доисламской эпохе пуштун как потомков саков (туранское наследие). Пуштунвалай почитается пуштунами выше законов шариата.



Численность пуштунов в Афганистане колеблется, по разным оценкам, от 39,4 до 42 % населения. До 1973 г. члены королевского клана (пуштуны племени дурдани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархии Афганистана. В настоящем, очень похоже, что ситуация неким образом повторяется. Пуштуны - правящая нация Афганистана, на все ключевые должности они ставят только своих. Соответственно, и президентом может быть только пуштун.



В Пакистане ситуация прямо противоположная. На Востоке через клановую систему общества пробиться крайне тяжело и потому все ключевые посты в армии и в бизнесе занимают пенджабцы.



Добавим к этому, что юг страны куда более развит, нежели горный пуштунский северо-запад. И посему, значительная часть пуштунов исторически не признаёт линию Дюранда, устремляя свой взор в сторону Афганистана.



В 2009 году в Пакистане проживало около 27 миллионов пуштунов.



Кроме того, на северо-западе страны проживает около 1 700 000, преимущественно пуштунских, беженцев из Афганистана. В 2010 году более 12 миллионов пуштунов проживало в Афганистане (большинство в сельской местности). По одним данным, в Карачи проживает больше пуштунского населения (7 миллионов человек), чем в Кабуле, Пешаваре и Исламабаде вместе взятых. Карачи — крупнейший центр пуштунской культуры (по другим данным, в Карачи проживает всего 1 500 000 пуштунов).



При этом в так называемой Зоне Племён пуштуны составляют абсолютное большинство населения и на 1998 год проживало там 3 176 331 чел. Пакистанские законы на эту территорию не распространяются.



В Зоне племён существуют свои тюрьмы и свои суды, и лишь губернатор провинции, либо Президент могут влиять на происходящие там события.



Соответственно, Зона Племён, как некий духовный центр борьбы за независимость влияет на настроения пуштунов проживающих в регионе Хайбер-Пахтунхва, в Карачи, в Исламабаде и в Лахоре. Кроме борьбы с исламистами пакистанское правительство вынуждено вести диалог или скорее ещё одну борьбу с сепаратистами, которые, как всегда и везде, для кого-то сепаратисты, а для кого-то герои.

По словам моих информаторов, пуштуна полиция может задержать на улице Лахора или Исламабада просто так - и его далее никто не увидит. Ну а я в свою очередь отмечу, что в пуштунских районах, как и в крупных городах, полным-полно полиции и всевозможных блокпостов, хотя в других районах этого нет.



Года 2-3 назад в горах над Гилгитом неизвестные расстреляли иностранцев альпинистов. Преступников не нашли. И это при том, что полиция там стоит на каждом углу! Повод для обсуждения темы даёт то, что после этого все пуштуны полицейские с более-менее высоких должностей как в армии, так и в полиции были сняты. На их место пришли пенджабцы. Ситуация до боли знакомая. В этом случае остаётся смотреть, кому это было выгодно.... Стоит также добавить, что в пакистанском обществе развито доносительство.

Ну и конечно не все пуштуны противодействуют власти, некоторые (а может даже и многие) являются членами Национальной партии пуштунов Авами. Оная представлена аж 2% мест в пакистанском парламенте. Проезжая по улицам небольших городов штата Пенджаб, мне довелось видеть на домах красные флаги. Подобное означает, что здесь проживает член партии Авами. Национальная партия пуштунов имеет левую окраску и является наследницей Пуштунской коммунистической партии.

Любое общество неоднородно. Через пуштунов Пакистан всегда старался влиять на ситуацию в соседнем Афганистане, и если значительная часть пакистанских пуштунов, поддавшись на пропаганду, отправлялась в Афганистан воевать за деньги (или за ислам), то другая в своё время приезжала в Кабул бескорыстно, дабы поддержать Революцию. После краха СССР многие из этих ребят были убиты, ибо на них развернулась настоящая охота.

Территории современного Пакистана на момент его захвата англичанами, отличались малой заселённостью. Там насчитывалось, очевидно, не более 4-5 млн. человек. К 1860-м годам население выросло до 6-7 млн и продолжило быстро увеличиваться в последующие десятилетия.

Эмир Абдул Рахман Хан в самом страшном сне не мог предположить такой скачок роста населения. По словам моих пуштунских информаторов, Абдул Рахман Хан горит в аду вечным пламенем - так Аллах наказывает его за линию Дюранда.

P.S. При составлении материала автор использовал открытые информационные источники.