Детективная история: как в Сочи боролись с малярией, а в Китае — с воробьями

И к чему это привело.

Сочи: малярийные комары vs гамбузия

МАЛЯРИЙНЫЕ КОМАРЫ ГАМБУЗИЯ

Еще сто лет назад подхватить тропическую болезнь можно было не только в азиатских джунглях, но и на побережье Черного моря, которое кишело малярийными комарами.

В 1920-х годах исправить ситуацию поручили бактериологу-маляриологу Сергею Соколову. Первым делом ученый создал в разных местах противомалярийные станции и сам возглавил одну из них — в Сочи, как наиболее перспективном направлении отдыха. В регионе осушали болота, в городских скверах высаживали эвкалипты и платаны, также способные избавлять землю от лишней влаги, обрабатывали химическими средствами водоемы, а главное — завезли североамериканскую рыбу гамбузию.

Пятисантиметровая рыбка славится хорошим аппетитом и за день способна съесть до 300 личинок малярийных комаров. Десант гамбузии высаживали практически во все водоемы, и 1956 год стал первым, когда в Сочи не было зафиксировано ни одного случая заболевания. В знак благодарности сочинцы гамбузии даже памятник поставили.

Сейчас эту рыбу продолжают разводить в местном питомнике и расселяют по водоемам региона. А в июне 2019 года сотрудники биолого-экологического центра провели акцию по бесплатной раздаче гамбузии. На всякий случай.

Манхэттен: тля vs божья коровка

ТЛЯ БОЖЬЯ КОРОВКА

Тля, питающаяся соком растений, — первый враг садоводов. А божья коровка, поедающая до 50 вредителей в день, — основной враг тли. И американцы этим воспользовались. Так, в 2007 году более 700 000 божьих коровок выпустили в двух жилых комплексах на Манхэттене, куда тля попала из предгорий Сьерра-Невады. А в 2013 году к их помощи прибег Центральный парк Нью-Йорка. Чтобы избавиться от вредителей, на его территории поселили 140 000 божьих коровок, и менее чем через месяц стало ясно, что $500 на их покупку были потрачены не напрасно: количество больных растений заметно сократилось.

Ленинград: крысы vs кошки

Известно, что во время Великой Отечественной войны коты спасли Ленинград от крыс. Во время блокады кошек в городе не осталось, и вскоре грызуны заполонили весь город. После прорыва блокады из Ярославля в Ленинград доставили четыре вагона кошек дымчатого окраса (именно такие считаются лучшими крысоловами). Несмотря на то что котенок стоил 500 рублей, а килограмм хлеба — 50 рублей, выстроилась огромная очередь. Город был спасен. А в конце войны второй эшелон прибыл из Сибири, и крысы были уничтожены полностью.

Китай: гусеницы vs воробьи

Крысы и воробьи — вот главная беда сельского хозяйства! В этом был убежден китайский биолог Чжоу Цзянь, по совместительству замминистра образования. В 1957 году на очередном съезде Коммунистической партии он выступил с предложением уничтожить и тех, и других. И был так убедителен, что в руководстве страны ему поверили. 

С крысами все оказалось непросто, и удар на себя приняли воробьи. Птиц травили, отлавливали силками, отстреливали рогатками, пугали, не давая садиться, и это принесло свои плоды. Уже к концу следующего года воробьев в стране почти не осталось. Разумеется, гибли и другие мелкие птицы. Зато урожай в 1959 году выдался небывалый.

Хотя гусениц, саранчи, тли и прочих вредителей заметно прибавилось, это показалось мелочью. А вот еще через год вредители расплодились так, что урожай погиб, и в стране начался голод. Тогда власти вспомнили, с чего все началось, и обратились за помощью к Советскому Союзу и Канаде, попросив срочно выслать воробьев. Там удивились, но на призыв откликнулись, а птицы, прибывшие в Китай, были только рады пиршеству. С тех пор в стране особо трепетное отношение к воробьям. (Есть и другая крайность. «Моя Планета» уже рассказывала, каким будет мир без насекомых.)

ЮАР, Израиль: ивовая акация vs жуки-долгоносики

Ивовая акация, произрастающая в Австралии, стала настоящей проблемой как в ЮАР, куда ее завезли в XIX веке, так и в Израиле, куда растение попало в начале XX столетия. Так, в песках сельскохозяйственной коммуны Ницаним она подавила всю остальную флору, а выкорчевывать ее — сизифов труд. После безуспешной борьбы в 2019 году ученые Тель-Авивского университета предложили использовать против растения биологическое оружие — долгоносиков вида Melanterius castaneus Lea.

В южноафриканские экосистемы в 1980-х годах этого же жучка внедрили в 1980-х годах, и он помог отрегулировать численность ивовой акации, не причиняя вреда другим растениям. Израильские ученые надеются, что им удастся добиться тех же успехов.

Китай, Пакистан: пустынная саранча vs утки

В начале февраля 2020 года в Пакистане объявили чрезвычайное положение. И вовсе не из-за пандемии коронавируса. Причиной стало нашествие пустынной саранчи, которое власти страны признали самым сильным за последние 20 лет. Насекомые уничтожили огромные площади посевов пшеницы, хлопка и других культур. Пестициды не помогали, и решено было использовать биологическое оружие.

На помощь пришел Китай. Сельскохозяйственные эксперты предложили отправить в Пакистан 100 000 уток, отметив, что одна взрослая особь съедает до 200 насекомых в день — примерно в три раза больше, чем курица. Есть в «утином десанте» еще один плюс: эти птицы чаще собираются в стаи, следовательно, ими проще управлять.

В прошлом Китай сам не раз переживал подобное бедствие. Для борьбы с саранчой использовали разные методы, но «армия уток» оказалась вне конкуренции. Так, в 2000 году около 30 000 птиц были отправлены из провинции Чжэцзян в Синьцзян-Уйгурский автономный район, и нашествие вредителей удалось остановить.