Путешествие на остров Сахалин
Путешествие из Тынды на остров Сахалин: русские дороги и русские паромы
В планах было выехать из своего родного города Тында, доехать до родного города моей жены — Невельска, что на острове Сахалин, проехать до середины острова (дальше асфальта просто нет, а только купленный «форик» насиловать по бездорожью острова не хотелось) и вернуться обратно.

День отъезда: 1 августа 2013 года, 08:30. Накрапывал мелкий дождик, не беда, выезжать в дождь к счастью. Преодолевать один из самых неприятных участков в нашем маршруте Тында — Большой Невер (гравийная дорога после дождя превращается в направление) в 160 км нам приходилось не впервой, но в этот раз, как всегда, ждал сюрприз. До выезда из Тынды шли дожди, что заставило ехать по гравию, местами до 20 км/ч, пять часов. Добравшись до асфальта федеральной дороги с бортированием одного колеса, мы без проблем добрались в Благовещенск. Здесь мы планировали задержаться на несколько дней, подготовить машину к дороге.
Следующим пунктом остановки был Хабаровск. Выехали в 12:00, а в Ха были около часу ночи. Выспавшись как следует, дернули на Ванино. Выехав из Ха, позавтракали вот в придорожной кафешке.
До Лидоги добрались без проблем. Разочаровал лишь штраф на рубль: превысил скорость километров на 50, остановил гаер и попросил пройти... в сайгак, размалеванный под ДПС. В кабине внедорожного блюстителя порядка мне все чин по чину показали зафиксированную скорость, номер и предложили, предварительно поинтересовавшись, есть ли у меня кредитка, заплатить через имеющийся у них в машине терминал штраф! Сервис, однако, на хабаровских дорогах вырос. За всю дорогу оштрафовали нас дважды: один раз — под Ха, второй — в Благовещенском районе (штраф пришел по почте через полмесяца).
На Сахалин я уже дважды ездил, и что ждет нас после 60 км от Лидоги, я четко представлял себе и был морально готов. Но дорога приятно удивила, вернее, удивило наличие всего 100 км незакрытого гравия, местами просто отвратительного, надо сказать, но всего 100. В тех местах, где дорогу только отсыпали, ехать приходилось со скоростью 20 км/ч.
На отрезке Лидога — Ванино дорога стала, может быть, и лучше (уже не взрывают скалу у дороги, делают новые мосты), но все равно рассчитывать придется на трассе только на себя. Советую брать с собой как минимум две запаски, камеры и весь скарб бортировать самому, так как шиномонтажей на 350 км нет и не было в принципе. Как, впрочем, нет и бензоколонок, за исключением одной перед самым Ванино (не соврать бы, за 60–80 км не доезжая), где продается лишь один АИ-95.

С помощью таких мостиков переправляется весь транспорт через местные речушки. Зимой зачастую после фур мосты в срочном порядке латают, создавая подчас пробки по часу. Благополучно доехав до Ванино, решили устроиться на ночлег и поужинать.
Вообще, о переправе на пароме на остров считаю нужным сделать некое лирическое отступление, потому как даже люди, не в первый раз переправляющиеся на пароме, иногда теряются в деталях.
Итак.
1. Лучше заказывать паром (пассажирское место, место для машины) более чем за месяц. В моем случае за месяц в одном направлении нам дали лишь каюту (повезло, что двухместная) на нижней палубе. Дней за 15 мест может не быть вообще.
2. Чем ближе к отъезду на пароме, звонить в «Дальтранссервис» и узнавать, не изменилось ли чего (четкого расписания парома нет, здорово, да?).
3. При подъезде к Лидоге (за своротом на Ванино связи нет) необходимо отзваниваться в кассу Ванино и сообщать, что ты, мол, такой и такой, едешь и рассчитываешь доехать. Чтоб место твое не отдали, такое бывает, хотя у тебя вроде как бы и бронь. Бронь в их понимании — это отправленный факсом листочек с заявкой, где ты в произвольной форме указываешь, когда хочешь уехать, когда хочешь возвратиться (не всегда твои желания совпадают с транспортной компанией, могут умудриться — делается исключительно умышленно, я так думаю, — задержать паром даже летом, даже в абсолютный штиль), сколько и кто едет на машине, габариты машины, паспортные данные. Денег предварительно, типа за бронь, они не принимают. Очень разумный шаг с их стороны — не взял денег, нет никакой ответственности.
4. На пароме кормят бесплатно всего один раз, но даже за деньги кормят, мягко говоря, никак. Душ платный (100 руб.), бывает очередь.
5. При выезде с парома на машине в Холмске теперь не надо бежать в кассу «Дальтранссервиса» и оформлять выезд на коносаменте — теперь дают пропуск при разгрузке. А вот в Ванино, наоборот, теперь требуют оформить пропуск в кассе, что рядом со зданием комнаты отдыха дальнобоев.
6. В трюм к машине спуститься и взять что-то или сделать что с машиной (как в моем случае на обратном пути) не дадут, даже не умоляйте. Нужно брать все необходимое и нужное сразу с собой и дела с машиной планировать заранее.
7. При входе на паром пассажиров теперь шмонают. Спиртное отбирают, на борту продают только лишь безалкогольное пиво — по цене и вкусу истинно немецкое. Так что либо прячьте лучше, либо …и правильно, трансплантация печени — удовольствие сейчас не из дешевых, да и не в России. Пьяных все равно видел, где они проносят? В себе в растворимых упаковках?
8. Да, и если хотите ехать не в четырехместном купе с милой узбекской семьей из 16 человек (ну захотят они в гости друг к другу, кушают там вместе) или не с менее милыми, грызущими таблетированный спирт дальнобоями — берите каюту только на верхней палубе.
Летом паром идет 12–14 часов, зимой от 16 часов и до ~. В первое мое самостоятельное путешествие один мой сосед по каюте, как оказалось морячок, рассказывал, что паром, в принципе, может идти быстрее, но капитану приказано идти всего лишь на одном дизеле, вдобавок старом (паромы с 1974 года) в целях экономии. Зимой раньше в порт Ванино регулярно заходили ледоколы. Проблем с механическими препятствиями и с экономией раньше не было. Сейчас паромы принадлежат частному лицу (в толпе люди рассказывали, некому армянину), и, как следствие, — новые порядки.
Загрузились на паром к вечеру, к 18:00 (то есть прождали его прихода весь день — по ванинским меркам очень даже быстро). Устроились в каюте на нижней палубе — двухместной.
Надо сказать, нам вообще повезло, что двухместная, могли и в четырехместной или вообще в коридоре с киргизами (те, кто путешествует на пароме без предварительной брони или записи, могут оказаться на лавочке в проходе). Вообще, о разнице в верхних и нижних палубах можно написать чуть ли не отдельную главу. Я имею в виду разницу не в самих каютах, а в обслуживании. После двух часов, как мы загрузились на паром, я почувствовал себя пассажиром «Титаника» низшего класса общества, ну не Леонардо ДиКаприо, а типа его приятеля. Нам не хотели давать постельное белье (бортпроводница просто тупо отсутствовала на месте), пока я сам не поднялся на верхнюю палубу и не потребовал чуточку внимания к людям внизу.
Находиться на пароме скучно. Людям на колесах, переправляющимся на пароме, я советую брать худлитературу, гаджеты, проигрывающие DVD, и хорошее настроение в предвкушении встречи с островом — это чтобы состязаться со скукой, а также запас любимого провианта — чтобы желудок не скучал в буфете.
Наутро мы прибыли в Холмск. Холмск — это типичный портовый морской город. Причал не замерзает даже в самую лютую зиму, потому что омывается теплыми водами.
Погодка нас встретила пасмурная, моросило, но мы были довольные, что прибыли без особых проблем, и посему не обращали внимания на капризы погоды. Пункт назначения у нас был город некогда обитавших здесь сивучей — Невельск.
Невельск был когда-то одним из основных портовых городов Сахалина. После землетрясения в 2008 году почти в восемь баллов, при котором погибло два человека, город покинули многие. Улицы, особенно возле причала, исковерканы, в некоторых местах до сих пор стоят разрушенные, неснесенные дома.

Сивучи (крупнейшие представители ушастых тюленей), некогда толпищами восседавшие на брекватере и громогласно кричавшие в брачный сезон на весь город, больше не приходят. Только нерп теперь можно наблюдать у берегов.
Но есть в городе и новоотстроенный квартал (на языке местных — отсыпка) с прогулочной набережной. Есть заново отстроенный дворец бракосочетания, дом культуры, поликлиника, дом правосудия, школа, мэрия…

Местные ежей за деликатес не считают, их обычно собирает детвора и жарит на костре.

А так японцы, приезжающие ежегодно в Невельск в конце августа, празднуют День поминовения усопших — Обон. В огромном костре обжигаются глиняные горшки, каждый горшок соответствует тому или иному усопшему. Японцы наряжаются в красочные национальные костюмы, зажигают фонари и танцуют танец бон одори.

Так получилось, что до нашего приезда стояла настоящая засуха в течение трех месяцев. Речки пересыхали, урожай не радовал островитян. Этим, кстати, и объясняются небольшой нерест и завышенные цены на сахалинскую икру. А с нашим приездом, буквально через неделю, начались настоящие проливные ливни. Наши знакомые даже причисляли начавшиеся дожди к нам: «Мол, вот приехали и привезли с собой наводнение с Амурки».
По пути к Охотскому есть памятник природы — Лягушка. Рекомендую посетить это красочное место. Здесь можно отдохнуть семьей на день и затабориться компанией с палатками на несколько дней. А забравшись на саму гору, загадать заветное желание…
Камней-Лягушек всего два. Если не ошибаюсь, делятся по половому принципу. Механизм исполнения желаний один: сел пятой точкой и загадывай, загадывай… обязательно сбудутся.
Виды с самой высокой точки, конечно, потрясающие. Настоящее зеленое море.

На побережье возле поселка Стародубского, что за Долинском, можно поискать янтарь.
Посетить врытые танковые башни, стволы которых до сих пор направлены на Японию.

Мы вновь побывали во Взморье — здесь, на мой взгляд, самые лучшие камчатские крабики, которые можно купить у дороги.
Погуляли по берегу моря, все надеялись поставить палатку и задержаться на несколько дней, но у погоды были свои планы.
Южно-Сахалинск — город больших возможностей, огромных иностранных инвестиций, широченных улиц и проспектов, горнолыжной трассы «Горный воздух», гигантского торгово-развлекательного комплекса «Сити-молл».

Город относительно молодой, но он активно развивается. Впервые посетив Южный пешим, мне сразу же понравилась его планировка — застройка расположена таким образом, что ощущения скученности домов, построек, зданий нет вообще (в отличие, к примеру, от Благовещенска).
Прогуливаться по Южному приятно и утомительно, здесь такие длинные кварталы (не по 200–300 м), что ножки быстро наливаются свинцом.
Обратная дорога, как всегда, быстрее. Наблюдали такой любопытный факт: когда добирались до Ванино, по нашим подсчетам гравийки было 100 км, обратно асфальта на 10 км стало больше! И это за две недели. Работа на дорогах не прекращается даже ночью — могут же, когда захотят.

Подъезжая к поселку Маяк (середина пути от Ха до Комсы), мы воочию убедились, какими разрушительными способностями обладает большая вода. И если к тому моменту, как мы проезжали, уже разрешали ездить легковым машинам, остается только представить, что происходило до нас.

К Хабаровску мы приехали рано утром. Проспав до обеда, «позавтракали» и снова решили выезжать вечером. Конечно, можно было остаться на сутки, хорошенько отдохнуть, устроить вечернюю прогулку по городу и с утра со свежими силами выдвигаться в путь. В общем, добрались мы до Тынды без приключений. На этот раз все колеса были целы, сколов на стекле не прибавилось, ходовка не была похожа на телегу с деревянными колесами и с рессорами взамен стоек.
Известным писателем я становиться не планирую, надеюсь лишь заинтересовать читателя описанием своих новых путешествий.

Источник
В планах было выехать из своего родного города Тында, доехать до родного города моей жены — Невельска, что на острове Сахалин, проехать до середины острова (дальше асфальта просто нет, а только купленный «форик» насиловать по бездорожью острова не хотелось) и вернуться обратно.
Тында — Большой Невер — Хабаровск — Ванино

День отъезда: 1 августа 2013 года, 08:30. Накрапывал мелкий дождик, не беда, выезжать в дождь к счастью. Преодолевать один из самых неприятных участков в нашем маршруте Тында — Большой Невер (гравийная дорога после дождя превращается в направление) в 160 км нам приходилось не впервой, но в этот раз, как всегда, ждал сюрприз. До выезда из Тынды шли дожди, что заставило ехать по гравию, местами до 20 км/ч, пять часов. Добравшись до асфальта федеральной дороги с бортированием одного колеса, мы без проблем добрались в Благовещенск. Здесь мы планировали задержаться на несколько дней, подготовить машину к дороге.
До Лидоги добрались без проблем. Разочаровал лишь штраф на рубль: превысил скорость километров на 50, остановил гаер и попросил пройти... в сайгак, размалеванный под ДПС. В кабине внедорожного блюстителя порядка мне все чин по чину показали зафиксированную скорость, номер и предложили, предварительно поинтересовавшись, есть ли у меня кредитка, заплатить через имеющийся у них в машине терминал штраф! Сервис, однако, на хабаровских дорогах вырос. За всю дорогу оштрафовали нас дважды: один раз — под Ха, второй — в Благовещенском районе (штраф пришел по почте через полмесяца).

С помощью таких мостиков переправляется весь транспорт через местные речушки. Зимой зачастую после фур мосты в срочном порядке латают, создавая подчас пробки по часу. Благополучно доехав до Ванино, решили устроиться на ночлег и поужинать.
Поездку я планировал за год: подгадывал с любимой своей отпуска (благо работаем в одном учреждении), готовился к покупке нового авто. Subaru Forester — вот мой первый штамм вируса в линейке «Субару». Всегда машины выбирал сердцем, а не логикой (за что не раз разочаровывался в том или ином аппарате, а за ним и во всем бренде). Так я стал субароводом и теперь наслаждаюсь симметричным полным приводом.
Переправа на пароме
Вообще, о переправе на пароме на остров считаю нужным сделать некое лирическое отступление, потому как даже люди, не в первый раз переправляющиеся на пароме, иногда теряются в деталях.
Итак.
2. Чем ближе к отъезду на пароме, звонить в «Дальтранссервис» и узнавать, не изменилось ли чего (четкого расписания парома нет, здорово, да?).
3. При подъезде к Лидоге (за своротом на Ванино связи нет) необходимо отзваниваться в кассу Ванино и сообщать, что ты, мол, такой и такой, едешь и рассчитываешь доехать. Чтоб место твое не отдали, такое бывает, хотя у тебя вроде как бы и бронь. Бронь в их понимании — это отправленный факсом листочек с заявкой, где ты в произвольной форме указываешь, когда хочешь уехать, когда хочешь возвратиться (не всегда твои желания совпадают с транспортной компанией, могут умудриться — делается исключительно умышленно, я так думаю, — задержать паром даже летом, даже в абсолютный штиль), сколько и кто едет на машине, габариты машины, паспортные данные. Денег предварительно, типа за бронь, они не принимают. Очень разумный шаг с их стороны — не взял денег, нет никакой ответственности.
4. На пароме кормят бесплатно всего один раз, но даже за деньги кормят, мягко говоря, никак. Душ платный (100 руб.), бывает очередь.
5. При выезде с парома на машине в Холмске теперь не надо бежать в кассу «Дальтранссервиса» и оформлять выезд на коносаменте — теперь дают пропуск при разгрузке. А вот в Ванино, наоборот, теперь требуют оформить пропуск в кассе, что рядом со зданием комнаты отдыха дальнобоев.
6. В трюм к машине спуститься и взять что-то или сделать что с машиной (как в моем случае на обратном пути) не дадут, даже не умоляйте. Нужно брать все необходимое и нужное сразу с собой и дела с машиной планировать заранее.
7. При входе на паром пассажиров теперь шмонают. Спиртное отбирают, на борту продают только лишь безалкогольное пиво — по цене и вкусу истинно немецкое. Так что либо прячьте лучше, либо …и правильно, трансплантация печени — удовольствие сейчас не из дешевых, да и не в России. Пьяных все равно видел, где они проносят? В себе в растворимых упаковках?
8. Да, и если хотите ехать не в четырехместном купе с милой узбекской семьей из 16 человек (ну захотят они в гости друг к другу, кушают там вместе) или не с менее милыми, грызущими таблетированный спирт дальнобоями — берите каюту только на верхней палубе.
Летом паром идет 12–14 часов, зимой от 16 часов и до ~. В первое мое самостоятельное путешествие один мой сосед по каюте, как оказалось морячок, рассказывал, что паром, в принципе, может идти быстрее, но капитану приказано идти всего лишь на одном дизеле, вдобавок старом (паромы с 1974 года) в целях экономии. Зимой раньше в порт Ванино регулярно заходили ледоколы. Проблем с механическими препятствиями и с экономией раньше не было. Сейчас паромы принадлежат частному лицу (в толпе люди рассказывали, некому армянину), и, как следствие, — новые порядки.
Загрузились на паром к вечеру, к 18:00 (то есть прождали его прихода весь день — по ванинским меркам очень даже быстро). Устроились в каюте на нижней палубе — двухместной.
Надо сказать, нам вообще повезло, что двухместная, могли и в четырехместной или вообще в коридоре с киргизами (те, кто путешествует на пароме без предварительной брони или записи, могут оказаться на лавочке в проходе). Вообще, о разнице в верхних и нижних палубах можно написать чуть ли не отдельную главу. Я имею в виду разницу не в самих каютах, а в обслуживании. После двух часов, как мы загрузились на паром, я почувствовал себя пассажиром «Титаника» низшего класса общества, ну не Леонардо ДиКаприо, а типа его приятеля. Нам не хотели давать постельное белье (бортпроводница просто тупо отсутствовала на месте), пока я сам не поднялся на верхнюю палубу и не потребовал чуточку внимания к людям внизу.
Находиться на пароме скучно. Людям на колесах, переправляющимся на пароме, я советую брать худлитературу, гаджеты, проигрывающие DVD, и хорошее настроение в предвкушении встречи с островом — это чтобы состязаться со скукой, а также запас любимого провианта — чтобы желудок не скучал в буфете.
Невельск
Наутро мы прибыли в Холмск. Холмск — это типичный портовый морской город. Причал не замерзает даже в самую лютую зиму, потому что омывается теплыми водами.

Сивучи (крупнейшие представители ушастых тюленей), некогда толпищами восседавшие на брекватере и громогласно кричавшие в брачный сезон на весь город, больше не приходят. Только нерп теперь можно наблюдать у берегов.
Но есть в городе и новоотстроенный квартал (на языке местных — отсыпка) с прогулочной набережной. Есть заново отстроенный дворец бракосочетания, дом культуры, поликлиника, дом правосудия, школа, мэрия…

Местные ежей за деликатес не считают, их обычно собирает детвора и жарит на костре.

А так японцы, приезжающие ежегодно в Невельск в конце августа, празднуют День поминовения усопших — Обон. В огромном костре обжигаются глиняные горшки, каждый горшок соответствует тому или иному усопшему. Японцы наряжаются в красочные национальные костюмы, зажигают фонари и танцуют танец бон одори.

Так получилось, что до нашего приезда стояла настоящая засуха в течение трех месяцев. Речки пересыхали, урожай не радовал островитян. Этим, кстати, и объясняются небольшой нерест и завышенные цены на сахалинскую икру. А с нашим приездом, буквально через неделю, начались настоящие проливные ливни. Наши знакомые даже причисляли начавшиеся дожди к нам: «Мол, вот приехали и привезли с собой наводнение с Амурки».
Виды с самой высокой точки, конечно, потрясающие. Настоящее зеленое море.
Долинск

На побережье возле поселка Стародубского, что за Долинском, можно поискать янтарь.

Мы вновь побывали во Взморье — здесь, на мой взгляд, самые лучшие камчатские крабики, которые можно купить у дороги.
Южно-Сахалинск

Город относительно молодой, но он активно развивается. Впервые посетив Южный пешим, мне сразу же понравилась его планировка — застройка расположена таким образом, что ощущения скученности домов, построек, зданий нет вообще (в отличие, к примеру, от Благовещенска).
Прогуливаться по Южному приятно и утомительно, здесь такие длинные кварталы (не по 200–300 м), что ножки быстро наливаются свинцом.
Дорога домой
Обратная дорога, как всегда, быстрее. Наблюдали такой любопытный факт: когда добирались до Ванино, по нашим подсчетам гравийки было 100 км, обратно асфальта на 10 км стало больше! И это за две недели. Работа на дорогах не прекращается даже ночью — могут же, когда захотят.
Всю ночь мы ехали. Я с легкостью догнал всех, кто выскочил первый с порта, кто гнал, как ошпаренный, по гравию, всех, кто быстро и вовремя улизнул от сломанного витца, — всех рано или поздно разморило, и мы по очереди их объезжали, наблюдая машинки на обочине.

Подъезжая к поселку Маяк (середина пути от Ха до Комсы), мы воочию убедились, какими разрушительными способностями обладает большая вода. И если к тому моменту, как мы проезжали, уже разрешали ездить легковым машинам, остается только представить, что происходило до нас.

К Хабаровску мы приехали рано утром. Проспав до обеда, «позавтракали» и снова решили выезжать вечером. Конечно, можно было остаться на сутки, хорошенько отдохнуть, устроить вечернюю прогулку по городу и с утра со свежими силами выдвигаться в путь. В общем, добрались мы до Тынды без приключений. На этот раз все колеса были целы, сколов на стекле не прибавилось, ходовка не была похожа на телегу с деревянными колесами и с рессорами взамен стоек.
Известным писателем я становиться не планирую, надеюсь лишь заинтересовать читателя описанием своих новых путешествий.

Источник
Читайте также
Будет интересно