Джамиля Юмагужина
18 сентября 2014
6291

Путешествие в Кыргызстан: часть 1. По бескрайним просторам Казахстана

Есть на постсоветском пространстве маленькая, но богатая на живописные, экзотичные места, страна под названием Кыргызстан, с её потрясающими горами, входящими в системы Тянь-Шаня и Памиров, и незабываемым озером Иссык-Куль. Этот отчет написан в помощь тем, кто решится на поездку на автомобиле в этот дикий, полный чудес, край кочевников.

В первый раз в Кыргызстан на машине мы поехали в 1998 году. Подробностей той поездки я уже и не помню, кроме ощущения постоянного неудобства, жары и пыли в салоне авто.
Следующая поездка состоялась в 2007 году. К тому времени большую часть дороги по нашему маршруту и в Казахстане, и в Кыргызстане отремонтировали, и мы решили, что автомобильные туры – не такая уж и плохая вещь. Стоит ли говорить, что сейчас автотуры – это любимый вид способ путешествий (за это время съездили в Киргизию на машине 7 раз).
Итак, начало отчета о поездке в Кыргызстан в июле-августе 2014 года.
Маршрут до Кыргызстана: Уфа-Троицк-Костанай-Астана-Караганда-Чу-Кордай-Бишкек.
Маршрут по Кыргызстану:
1) Бишкек-Иссык-Куль (санаторий Аврора, затем ущелья Борскон, каньон Сказка).
2) Бишкек-Ош (через перевал Тоо Ашу, долина Суусамыр, водохранилище Токтогул, город Джалал-Абад).

День 1 (22 июля 2014 года).
Выехали из Уфы мы поздно, часов в 10-11 утра, поэтому к границе возле Троицка подъехали уже после обеда. С отменой таможенного контроля в 2011 году процедура выезда из России – въезда в Казахстан стала занимать меньше времени (до этого мы проводили на границе от 4-х до 8-ми часов), но часа 2-3 на неё уходит. Благо, Костанай расположен на расстоянии около 200 км от границы, поэтому всегда есть, где переночевать. Гостиницы и мотели начинаются где-то ближе к городу, но мы предпочитаем ночевать в самом городе.
Заметка. На границе вам придется купить и заполнить пассажирскую таможенную декларацию на автомобиль.

День 2.
Самый длинный день по километражу (где-то 1200 км.). Благо, дороги в Казахстане кладут хорошие, так что задача вполне осуществимая. Есть только небольшой участок недалеко от Астаны, ещё не отремонтированный, с ограничением скорости до 30 км в час, а так – спокойно едешь 110 км в час по всей трассе, за исключением, конечно, населенных пунктов, коих немного. Ночёвка недалеко за Карагандой, прямо возле дороги распложен недорогой мотель, достаточно опрятный и чистый – самое то, что нужно после 10-16 часов в салоне на заднем сидении автомобиля.



Дороги в Казахстане манят своей бесконечностью, но... будьте бдительны! Местные сотрудники ГИБДД всегда начеку ;)
Если лето в Казахстане выдалось жаркое, то уже на второй день начинаешь ощущать всю суровость степей – солнце жжет, часто дует жаркий ветер, местами есть растительность, но её немного. Над всей степью властвует лишь один запах – запах полыни (и солярки, если трасса загружена). Если же лето выдалось умеренное, как в этом году, на второй день ещё сохраняются светло-зеленые тона растительности, ближе к Астане даже растут деревья, но это далеко не Башкирия, с её бесконечными лесами). И в том, и в другом случае, к вечеру всегда поднимается сильный ветер, и даже если он не всегда дарит прохладу, то хотя бы приносит некоторое облегчение после дневного солнцепека.



Этой картиной лучше любоваться, сидя в авто с климат-контролем
Ночное небо. В ясную погоду ночное небо в Казахстане восхитительно – нет ни зданий, ни гор, ни деревьев, которые могли загородить собою обзор. Необъятное ночное небо с его крупными, четко видимыми созвездиями куполом висит над путешественниками, и именно тогда ко мне обычно приходит понимание, что всё – я вырвалась из привычной мне суеты, и несусь навстречу к любимым местам.

День 3.
Последний день перед остановкой, обычно на пару дней, в Бишкеке. По километражу, намного легче, чем предыдущий, но на самом деле – самый тяжелый. Во-первых, ближе к границе с Кыргызстаном по дороге начинают встречаться куча мелких поселков (а значит, ограничение скорости), иногда – с одинаковым названием. Я честно не знаю, сколько точно там этих Степных…



Чайхана, посреди дороги, где-то между Балхашем и Чу
Во-вторых, на границе в Кордае порядка намного меньше, и контроль занимает больше времени. Особенно, если вы на своём, кхм, транспортном средстве. Водителю здесь нужно показать всё свое знание правил таможенного контроля, силу воли и твердость духа. И даже так, с вас обязательно возьмут энную сумму, если не на выезде, то на въезде в Киргизию – точно. Учитывая соотношения тенге-рубль и сом-рубль, может, легче и заплатить, проехать без проблем. Но для принципиальных – это то ещё испытание.
Но всё это ожидает путешественников только ближе к вечеру. А вот день пройдет в настоящей духовке, которая начинается после Караганды. Утренняя прохлада стоит здесь недолго, и уже в 8 часов солнце начинает печь, ближе к 11-ти часам превращая всё вокруг в некое подобие, простите за повтор, духовки.



По-моему, здесь слов не нужно
Следующий крупный пункт остановки после Караганды, где можно поесть и прийти в себя – Балхаш (названный в честь одноименного озера неподалеку). Там есть несколько хороших мест для отдыха. Отъехав чуть дальше, можно искупаться в озере, но, учитывая наличие рядом химических заводов, мы ни разу не рисковали. Может, зря.
Местность возле Балхаша достаточно живописная, и для любителей – по-своему, красивая. Степь здесь переходит в полупустыню, с её засухоустойчивыми кустарниками и солончаками. А теперь добавьте к этой картине бирюзовые воды Балхаша… Правда, красивое зрелище?



Бирюзовые воды Балхаша - отдых для глаз путников после однообразия степи и полупустыни
Ближе к вечеру, с началом населенных пунктов, путник окажется в совсем другом мире – здесь по-настоящему начинается Центральная Азия. В Чу вы столкнетесь со среднеазиатской торговой суетой – взбудораженные торговцы, снующие туда-сюда грузчики с товарами на плече, и автомобили, заполненные до отказа (товаром, домашним скарбом или людьми). Да, и помните – правила дорожного движения там ЧАСТО не соблюдаются, будьте начеку. И, у какой-нибудь машины перед вами вполне может отказать колесо.
От Чу до Кордая ехать недалеко, да и ехать вы будете не одни, а в колонне машин – фуры с товарами, мини-автобусы, такси, перевозящие торговцев из Чу в Бишкек, так что вероятность потеряться невелика. А с навигатором и того проще.

Дальше, маршрут зависит от ваших целей, но на мой взгляд и Иссык-Куль с его ущельями, и дорога Бишкек-Ош достойны отдельных постов, которые я постараюсь разместить в ближайшее время.

Дорога обратно занимает также три дня. Самый тяжелый день – первый, потому что, опять таки, пересечение границы в Кордае. Вообще, выезжать из Киргизии (в этой точке) сложнее, чем въезжать. На границе с Казахстаном вполне вероятно могу заставить просканировать машину (вдруг, вы наркотики или иную контрабанду перевозите), а это значит, вам придется вытаскивать из машины все вещи (сумки, пакеты, палатки, да, и продукты тоже). В общем, на пересечение границы на обратном пути уходит от двух до пяти часов, в зависимости от сговорчивости сторон, настроения сотрудников таможенного контроля и, конечно, расположения небесных светил. Водитель автомобиля ещё раз пройдет испытание на прочность, а вот пассажирам придётся провести около 70% времени на солнцепеке. Ибо, даже если вы подъедете к Кордаю в 7 утра, раньше 12 вы оттуда вряд ли выедете, а печь начинает, как правило, уже с десяти утра. Впрочем, даже если вам повезло с погодой, и день выдался прохладный и пасмурный, сидеть два-три часа в полной неизвестности того, что происходит сейчас с водителем и авто (кроме водителя на процедуру сканирования авто никого не пускают, будь вы хоть бабушка, хоть молодая мама с грудным ребёнком), совсем нелегко. Впрочем, деньги решают всё. После окончания таможенного контроля, вы покупаете и заполняете пассажирскую таможенную декларацию на транспорт, и снова пускаетесь в путь по бескрайним степям Казахстана.
На третий день вы пересечёте тот же пограничный пункт у Троицка, и с облегчением осознаете, что вернулись в родную Россию-матушку. Вскоре уже поднадоевшие степные просторы окончательно сменятся живописными лесами и горами Башкирии, и к вечеру третьего дня вы вернетесь в Уфу, окончательно уверенные, что нет места лучше дома.
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
12:25
Люди воды. Чёрное море
13:20
Один день в городе. Доха
13:50
Один день в городе. Люксембург
12:35
Звериный репортёр
13:05
Звериный репортёр
13:35
Планета кошек. Турецкий ван
Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбуДжек Керуак