Путями первопроходцев. Часть 6

От посёлка Светлая до мыса Бакланий вдоль побережья тянуться привычные нам, уже, «прижимы». Со стороны воды они выглядят очень монументально. А вот сверху смотреть на море не очень то и удобно, т.к. подходить к краю опасно из-за подмытой кромки грунта, которая готова сорваться вниз в любой момент.

Между мысами Бакланий и Гиляк «прижимы» тоже не редки и нам приходится большую часть этого отрезка проходить не по берегу, а углубляться в тайгу. Из-за этого мы лишаемся значительной подпитки нашего рациона в виде свежей рыбы и прочих морепродуктов (моллюски, морская капуста, крабы и пр. – авт.). Признаться, к хорошему привыкаешь быстро и возвращаться на сугубо сублимированное питание (мясо и то высушено, для уменьшения веса – авт.) не очень то и хочется, но другого выхода просто нет. Надеемся только на то, что скоро мы снова выйдем к морю и наши «страдания» будут вознаграждены.

Реки и ручьи достаточно полноводны, а в некоторые, благодаря аномально дождливому лету, разлились очень широко, но форсировать их не сложно, т.к. глубины особой нет, а найти брод не сложно, т.к. время от времени тут ходят машины и по их следам всегда можно найти переправу. Температура воды и в реках и в море практически одинакова – 10-12 градусов выше ноля и к купанию не располагает. Однако, умываться и споласкиваться по утрам такой прохладной водой очень приятно и бодрящий душ заряжает энергией на весь день. Во время переходов по побережью ночевать можно под открытым небом. Комаров и мошкары на берегу моря нет, а воздух за день прогревается достаточно. Под утро, правда, бывает прохладно, но стоит только застегнуть спальный мешок и тепло возвращается к вам. Палатку ставим только при плохой погоде или признаках надвигающегося дождя. Если видишь как «медведь баню топит» (клочья тумана на склонах сопок или над распадком – авт.) или «сопка курит» (сопка полностью в тумане – авт.) то дождь не заставит себя ждать.

Растительность, как уже говорилось ранее, здесь уже аяно-охотская. По сравнению с южным Приморьем она выглядит более сдержано и сурово. Очень часто тайга стоит не проходимой стеной и для движения приходится прорубать себе дорогу, как в каких-то джунглях Амазонки. Очень много хвойных пород: лиственница, ель, кедр, ёлка и т.п. Но есть одна особенная деталь – практически на каждом хвойном растении растёт мох. Выглядит такой лес как в старых детских сказках Роома. Идёшь по лесу, а тебя окружают деревья со мхом, свисающим с ветвей. Подобные картины завораживают и погружают в какой-то нереальный мир.

После реки Венюковки, названной в честь известного исследователя Приморского края дорога идёт по берегу. Кстати, в следующем году мы планируем пройти по маршруту Венюкова, но это тема для отдельного рассказа.
Дорога от Венюковки до Самарги идёт по песчаному пляжу. Многие были на Шаморе и помнят что из себя представляет эта бухта с её песчаными пляжами. А теперь представьте себе шестьдесят(!) километров Шаморы. Представили? Но, поверьте, любые представления ничто по сравнению с действительностью.

Равнина, прилегающая к побережью, заболочена. Тут полно журавлей, но они весьма пугливы и для того, что бы понаблюдать и сфотографировать их, приходится долго подкрадываться. Здесь очень часто встречаем белохвостых орланов. Они сидят, как правило, на песчаных барханах или голых деревьях и время от времени, поднимаясь в воздух, совершают над нами «круги почёта». Ни одного раза нам не пришлось наблюдать, как именно охотится орлан, но судя по тому, что большую часть времени они кружат над морем, мы сделали вывод, что охотятся они на рыбу, которой тут очень много. Беленгасы (кефаль – авт.) выпрыгивают из воды каждые 10-15 секунд.

Проходим село Единка, расположенное на самом берегу моря. В нескольких километрах от Единки, вглубь материка расположено ещё одно село – Перетычиха. Оба села стоят на берегу реки Единка и выглядят так же серо и бедно, как и предыдущие посёлки, расположенные по побережью. И здесь основным занятием для жителей остаётся рыбалка и охота. Рыбы в здешних реках настолько много, что во время нереста к рекам очень тяжело подойти, из за тяжёлого запаха гниения, стоящего над берегами. Гниёт рыба выдавленная собратьями на берег. Но из за трудностей сношений с внешним миром рыба, да и икра, стоит здесь очень дёшево. Как, впрочем, и мясо.

Посёлок Самарга так же расположен на берегу Татарского пролива. Он небольшой и живёт тут чуть более 170 человек. Это последний населённый пункт на побережье Приморья и в следующей части наших дневников мы расскажем о нём более подробно.
Читайте также
Будет интересно