Пыльными дорогами Мьянмы, трекинг в штате Шан

Расположенный на северо-востоке Мьянмы штат Шан до последнего времени оставался зоной, закрытой для посещения. Известно о нем было немногое, кроме того, что именно через него проходил трафик опиума в «золотой треугольник», откуда он распространялся по всей ЮВА и за ее пределами. С недавних пор Шан частично приоткрыл свои территории для туризма. Сейчас трекинговые маршруты существуют на южных и северных окраинах штата Шан, с восточной стороны можно углубиться на 150 км в направлении Ченгтунга (Kengtung), но дальше проезда нет, передвижение возможно только по воздуху. Центральная часть штата остается белым пятном на карте страны и наземных сообщений между восточными и западными районами номинально не существует. Этот факт подпортил мои планы, поскольку вместо того, чтобы пересечь штат и покинуть Мьянму через северную тайскую границу, как изначально предполагалось, мне пришлось проделать обратный путь до Янгона и вернуться в Бангкок, откуда начиналось это путешествие.



Карта Золотого треугольника



Золотой треугольник со стороны Тайланда, налево - Мьянма, направо - Лаос



Вьюпоинт

На севере штата хорошо подходят для трекинга окрестности города Сипо (Hsipaw). Этот небольшой уютный городок, через который проходит трасса Мандалай – Лашо и протекает речка Дукхтавади, некогда был резиденцией королей непризнанного государства Шан. Народность шан вела многолетнюю борьбу за национальную автономию, обеспечивая свою армию оружием и боеприпасами за счет продажи опиума – основы местного товарного земледелия. Плантации опиумного мака – средство к существованию большинства сельских жителей штата Шан. Шаны родственны тайцам, их язык и культура во многом схожи с тайскими, но они никогда не стремились к объединению с Тайландом. Их главной национальной идеей было отделение от Бирмы (старое название Мьянмы), и если бы они добились независимости, то могли бы претендовать также на часть тайской территории, где проживает шанская диаспора. Наряду с этим, существует мнение, что политическая борьба за автономию служила прикрытием для борьбы мафиозных кланов за контроль и сбыт опиумной продукции.



Сипо на закате дня



За чертой города



Святилище ната - защитника Сипо



Празднование шанского нового года в Сипо

История опиумных войн в районе золотого треугольника могла бы стать хорошим сценарием для остросюжетного блокбастера. Борьба за контроль над территорией началась еще в первой половине 20-го столетия, когда здесь действовала армия Гоминьдана, выгнанная Мао Цзе Дуном из Китая. Гоминьдан представлял собой доминирующую силу в регионе, с которой приходилось считаться центральному правительству Бирмы и Лаоса. Однако со временем эта сила поубавилась, а ее оппоненты, в числе которых были бирманские коммунисты, субсидируемые из Китая, и шанская национально-освободительная армия, стали оспаривать ее право на первенство. В результате оно досталось мятежному генералу Кун Са – бывшему солдату Гоминьдана, который в 60-х собрал собственную армию, существовавшую за счет контрабандной продажи опиума. За годы партизанских войн, армия Кун Са, получившая название Объединенная Армия Шан, многократно увеличилась в размерах, и к началу 80-х контролировала всю восточную часть штата до границы с Тайландом.



Тайско-мьянмарская граница, Мэсаи - Тачилек



На мьянмарской стороне



Антинаркотическая пропаганда



В Музее опиума, Чиангсен, Тайланд



Портрет генерала Кун Са в Музее опиума


Помимо шанов, в окрестностях Сипо обитает народность палаунг – жители высокогорных районов Мьянмы. Палаунг относятся к группе мон-кхмерских народностей и считаются потомками древнейшего населения индокитайского полуострова. Основные занятия палаунг – разведение чая и торговля им. Деревня Панкам, которую мы посетили во время однодневного трека из Сипо, приятно удивила дружественностью и гостеприимством местных жителей. Женщины племени носят национальные костюмы, отличительной особенностью которых являются полосатые юбки-лунджи, и пояса, сменяющиеся с белых на черные после замужества. Люди палаунг – правоверные буддисты, в их деревнях, в отличие от шанских, не удалось обнаружить святилищ для духов-натов, хотя смесь буддизма с анимизмом почти повсеместно распространена в этом регионе.



У входа в деревню



Сцена деревенского быта



В гостях в деревенском доме



По деревне бабы гуляют

По южным районам штата Шан проходит популярный трекинговый маршрут между городом Кало (Kalaw) и озером Инле (Inle Lake). Кало расположен на высоте 1320 метров над уровнем моря и имеет умеренно-прохладный климат. Город отличается пестрым национальным составом – помимо шанов и соседствующих с ними горных племен, здесь обитают непальцы и гуркхи, некогда пришедшие сюда на строительство железной дороги. Увидеть этническое разнообразие Кало проще всего на городском рынке, где собираются жители всех окрестных деревень. На фоне других горных племен выделяются люди народности Пао (также известные как «черные карены»), носящие черную одежду в сочетании с ярко-оранжевыми платками. Их деревни неоднократно встречались нам на пути из Кало на озеро Инле, а в одной из них мы останавливались на ночлег. Пао имеют занятную легенду о происхождении и считают себя потомками драконов.



Центральная улица в Кало



На городском рынке



Горные долины вокруг Кало



Фермерские угодия



На сборе чили



В деревне Пао, сцена №1



Сцена №2



Сцена №3

На восточной окраине штата доступны для посещения Ченгтунг и Тачилек, где также возможен трекинг по племенным деревням. В окрестностях Ченгтунга обитают женщины с вытянутыми шеями из народности падаунг, которые редко встречаются в «живой природе». Этот исчезающий вид содержится в культурных деревнях, напоминающих зоопарки, и, сказать по правде, вызывает смешанные чувства. Падаунг – народ группы каренов – самого крупного национального меньшинства Мьянмы. Ареал их обитания – северо-запад штата Кая, север штата Карен и на юго-запад штата Шан, а также северные провинции Тайланда. В конце 20-го века, по причине затяжного конфликта с правительством Мьянмы и политикой принудительного переселения, многие падаунги бежали в соседний Тайланд, где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном основании. Экзотичная внешность и бесправное положение падаунгов превратила их в очередной аттракцион для туриндустрии.



Культурная деревня падаунг в Тачилеке



Женщины с вытянутыми шеями, Сцена №1



Сцена №2



Сцена №3



Деформация шеи происходит постепенно с раннего возраста, у взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес – пяти-семи килограмм.