Раздвигая пространство
Решил немного рассказать о технике панорамной съёмки (когда-то обещал).
Сейчас практически любой из вас снимает хотя бы на смартфон, поэтому статья может оказаться полезной.
Думаю, каждый фотограф (да, и многие другие люди) сталкивался с ситуацией, когда желаемое изображение не помещается в кадр. Естественно, самый простой вариант - отойти подальше. Но это не всегда возможно, и в пейзажной фотографии чревато изменением всей задуманной композиции. Вариант посложнее - поменять объектив на широкоугольный. Однако, не на каждом устройстве есть такая возможность, не у всех такая оптика в наличии. Также не факт, что широкий угол все охватит, а у изображения не будет искажений и потери резкости на отдельных участках.
Когда я только начинал заниматься фотографией всегда переживал, что на красивом виде в кадр не поместились, например, цветочки.
А там где они поместились, почти не осталось места для неба. Кому знакомо?
(Два ряда по 5 вертикальных кадров. Кроп 16мм)
После нескольких провальных кадров решил освоить технику панорамной съёмки. Она представляет собой совмещение в графическом редакторе двух и более изображений, снятых с одной точки. Вроде, немного научился и теперь могу крутить камерой во всех доступных плоскостях, выхватывая из пейзажа любые понравившиеся комбинации. Создавать почти 3d картинки с сотнями мегапикселей, раздвигая при этом границы пространства...
(Два ряда по 3 вертикальных кадра. Кроп 16мм)
Мне время от времени задают вопрос: почему не снимаете на среднеформатную камеру? (для понимания стоимость такой "игрушки" начинается от 4500 тысяч евро и это без оптики). Ведь там более широкий динамический диапазон, больше пикселей и, вообще, крутая вещь. Согласен. Штука, может, и классная, но не на столько, чтобы выкладывать за комплект оборудования миллионы. Ради интереса посмотрите фотки Д.А. Медведева, который снимает такими камерами. Я пока не увидел ни одной шикарной работы. Наверное, техника и ее цена - не главное. А те преимущества, которые она дает я запросто могу получить снимая панорамы и даже их переплюнуть. К примеру первая картинка имеет разрешение в оригинале около 200 мегапикселей. Ни один средний формат не даст такого качества. Динамический диапазон на панораме при правильном подходе получается также более широким, т.к. каждый отдельный кадр можно сделать с индивидуальными настройками по фокусу, экспозиции, выдержке... В общем, если вас на покупку среднего формата "душит жаба" - учитесь снимать панорамы! Но сразу скажу занятие это не для ленивых. И как в любом деле нужно, конечно, набить руку методом проб и ошибок.
(Два горизонтальных кадра. ФФ 24мм)
Самый любимый мой формат панорамы - верторама из двух горизонтальных кадров. Верхний кадр с небом и перспективой, нижний - с передним планом, фокусом на нем и более длинной выдержкой. Такая панорама не требует кропотливой работы, клеится быстро и почти без искажений. Максимальная панорама, которую я снимал и клеил - 16 кадров в 3 ряда. Но нужно понимать, что чем больше кадров в панораме, чем сильнее искажение. В основном я делаю панорамы с рук, штативом пользуюсь только при недостатке света. Для склейки желательно, чтобы соседние кадры "наезжали" друг на друга не менее чем на 30%. При этом камера не должна сильно отклоняться от нодальной точки, а сцена должна быть максимально статичной (без накатывающихся волн, трясущихся на ветре кустов). В противном случае автоматическая сшивка может не сработать придется долго и кропотливо работать руками, стыкуя изображения.
(Два ряда по 4 вертикальных кадра. Кроп 16мм)
Несмотря на то, что для склейки панорам можно применять разные программы (lightroom, PTGui... ), я привык использовать фотошоп. Для меня он понятен и результат устраивает (только если я сам где-нибудь не накосячу). И мне удобнее работать в одном редакторе, в котором я "проявляю" рав файлы (приложение CameraRaw), склеиваю используя разные режимы (наложение, авто, перспектива и т.д.), исправляю геометрию получившегося изображения (которое почти всегда имеет место быть) и выполняю постредактирование.
Когда исходные снимки для панорамы отобраны и загружены в ФШ, перехожу во вкладку "автоматизация" , выбираю эти исходники и способ по которому будет выполнено сведение. Если все прошло удачно, объединяю снимки на одном слое, делаю его дубликат и правлю геометрию (вкладка трансформация). Как я уже писал: чем больше снимков в панораме, тем больше они дают искажений. Когда снимок похож на реальную картину, я приступаю к постредактированию. Тут все как с обычным изображением.
(Два ряда по 4 вертикальных кадра. Кроп 16мм)
К сожалению фотошоп не видел как картина выглядела на самом деле, поэтому если сместилась нодальная точка или между кадрами не достаточный нахлест, то программа просто не понимает, что от неё хотят. Тогда приходится открывать отдельные фото на разных слоях и в ручную подгонять их друг к другу. (очень крополивая работа, которую я делаю только если кадр из разряда шедевров).
(Три горизонтальных кадра. ФФ 24мм)
Итоговая панорама выглядит как совсем обычный снимок, но разрешение у него во много раз больше и резкость по всему кадру (детально проработаны все планы и можно печатать фотообои).
Конечно, можно было бы опубликовать пошаговый урок про панорамы с наглядными примерами. Но большинству эти тонкости, наверное, не интересны.