Рукотворное войско
Первым пунктом каждого человека, купившего билет с местом назначения Сиань, является посещение комплекса Терракотовой армии. Можно сказать, что это одна из самых "старых" армий в мире, ведь ее создание началось в третьем столетии до н.э. и завершилось в 210 году до н.э., когда первый император объединенного Китая Цинь Шихуанди был погребен вместе с терракотовым войском ( более 8 тысяч различных скульптур). Но кроме глинянных войнов, гробница стала общей могилой и для живых служителей императора. 48 наложниц , неся с собой драгоценности и все, что , как заявлялось, могло бы понадобиться императору в загробной жизни. В живых не оставили ни ремесленников, ни инженеров, ни строителей, чтобы они не рассказали о месте захоронения и о процессе строительства.
Но история постепенно раскрывает завесу тайны, время загадывает новые загадки и подбрасывает человечеству подсказки.В 1974 году местные крестьяне обнаружили части статуй ,и в тот самый день легенда стала реальностью. После трех этапов раскопок, Сиань стал местом паломничества людей со всего света. Глинянные скульптуры являются подтверждением величия и невероятной силы людей, которые жили во времена, кажущиеся более мифом, нежели историей.
К сожалению, гробница самого императора все еще ждет исследования и раскопок, как мне сказали местные жители, ученые бояться начинать раскопки, то ли из-за мифов и проклятий (что на мой взляд никогда не остановит ученого), то ли из-за страха разрушить внутреннюю атмосферу и уничтожить все, что находится в "пирамиде". однако, чтобы как-то развлечь и не разочаровать гостей, здесь организованно красочное и любопытное театрализованное шоу. Артисты в костюмах династии Цинь заставляют зрителей перенестись на 2 тысячи лет назад и насладиться представлением.
На территории комплекса хорошо продумана система транспортировки, поэтому большие расстояния под раскаленным солнцем преодалевать пешком не приходится.
После покупок в местных сувенирных лавках, где каждый может проверить свой талант и умение торговаться, мой путь лежал к цепи маленьких уличных закусочных. Мой выбор пал на лапшипную, он был не спонтанным, а продиктованным исследовательским любопытством.Дело в том, что в Китае каждая провиндия славится своей кухней, где-то она острая, где-то сладкая, вкаком-то городе можно сьесть пельмени, которые больше нигде в мире не попробовать, где-то готовят лучшую утку или рыбу, а Сиань, провинция Шаньси, славится лапшой.
В университете нам рассказывали, что самый сложный иероглиф в китайском языке является названием лапши. В русской транскрипции звучит как бянь бянь мянь. Легенда повествует о том, что некий человек захотел открыть свою лапшичную, но для этого ему нужно было придумать свой рецепт и -самое сложное-название лапши, только такое, которого бы не было еще в китайском языке. Задача эта, должна признаться, не из легких, но молодой человек не сдался и придумал иероглиф, которого до тех пор не существовало. Рецепт же не отличался чем-то очобенным от всех других видов, а вот форма была несколько непривычной для традиционного Китая, лапша эта широкая и толстая, подается с бульеном и приправами.Каждый желающий может попробовать это простое, но очень вкусное блюдо.
Улицы города оказались на редкость пустыми, что я могу счесть большой удачей. Я не любитель путешествовать с путеводителем, где нужно отмечать галочками все увиденное и следовать маршруту. И мне кажется, что удача любит безрассудных путников. Вдалеке от туристической суеты я добралась до района, где можно было встретить местных художников, лавочников, ремесленников. По улицам бегали дети в огромными кочанами капусты, размахивая ими, как булавой. Бездомные собаки, уставшие от визгов и беготни, разбрелись по углам. Местные жители всегда долго провожают путников глазами, временами складывается ощущение, что они хотят запомнить тебя, а иногда- поверить в существование. Ты не перестаешь удиляться им, а они тебе.
Самое приятное в любом путешествии-это люди, с которыми можно пообщаться на языке жестов, которые поверят не словам, а глазам. В мусульманском храме , куда я забрела по дороге к хостелу, я встретила девочку. Она сидела одна на скамейке, но глаза ее бегали по всей территории храмового дворика. Я присела на ту же лавочку и мы поговорили о забавных мелочах. Пока я настраивала фотоаппарат, она исчезла. Мне запомнилась активность и теплота ее взгляда. Когда я уходила, она появилась из неоткуда и протянула мне нежно-белый цветок. Для меня он стал символом того, что природа является связующим звеном всех народов, религий, традиций. Если ты хочешь сделать приятное человеку, спроси у природы, она щедро поделится тем, что у нее есть, а человеку нужно только улыбнуться.