Рузанна Коншина
11 ноября 2016

С любовью из Армении - горные ландшафты Сюника

В своем путешествии по Армении мы держали путь на юг и ехали по трассе М2, ведущей из Еревана в Мегри. После того, как выехали из региона Вайоц Дзор, въехали в район Сюник – самый южный район Армении, где расположена львиная доля популярных достопримечательностей страны.

В окрестностях города Шаки мы искали указатели к одноименному водопаду. Свернув с основной дороги, мы стали спускаться вниз по ущелью, которое за каждым поворотом открывало удивительные виды. Каменные глыбы на вершине гор вполне могли служить художнику-скульптору добротным материалом. Даже в своем естественном состоянии они напоминали каменных истуканов. В конце пути нас встретили базальтовые столбы в форме труб, вырезанных в отвесной скале. Вся прелесть в том, что единственный скульптор данных творений – природа.

Мы припарковали машину у входа к водопаду и пошли пешком. Мы прошли через огороженное хозяйство, где в многочисленных бассейнах разводили речных форелей. На территории велись строительные работы, поэтому мы спросили дорогу у местных жителей. Дорога к водопаду заняла у нас всего 10-15 минут. Мы были поражены красотой и мощью Шакинского водопада.

Переливаясь каскадом по ступенчатым выступающим камням, широкий водопад впечатлял своим масштабом. На вершине обрыва возвышались большие деревья, а окретсности водопада утопали в зелени.

Вдоволь налюбовавшись водопадом, мы вернулись к машине и через 10 минут доехали до следующей ближайшей достопримечательности – Зорац Карер. Оставив машину на парковке, мы прошли метров 200, и пред нами предстал «армянский Стоунхендж».

Может показаться, что острые камни ростом с человека разбросаны по территории хаотично, но это не так. Простираясь на 50га, они имеют четкую структуру, и в свое время использовались людьми для астрологических целей.

На многих камнях были высверлены круглые отверстия, а на поверхности некоторых из них красовалась наскальная живопись. Бескрайние высокогорные холмы в купе с хмурыми тучами закрепили атмосферу мистицизма данного места.

Быстренько осмотрев Карахундж, мы вернулись к машине и поехали в сторону крыльев Татева, не забыв при этом заправиться на АЗС.

Первым делом после парковки мы купили билеты на фуникулёр в обе стороны.

Если дорога к монастырю на машине занимает 40 минут, то фуникулёр вас доставит за 12 минут. 12 минут, полных ошеломляющих горных видов и пролетающих как одно мгновение. Сев в кабину в 15:15 мы сами не заметили, как оказались по другую сторону канатной дороги. В салоне кабины играла приятная музыка по мотивам народных армянских песен и периодически звучала информация, дублирующаяся на трех языках (английский, русский, армянский), о том, что мы проезжаем вместе с исторической справкой.

Стоит отметить, что «Крылья Татева» - самая длинная В МИРЕ пассажирская канатная дорога двойного реверсивного действия. Она соединяет две деревни - Алидзор и Татев, а конечным пунктом является популярный среди туристов монастырь Татев. Одна из частей монастырского комплекса подлежала реставрации, в то время как остальные были открыты для посещения.

Единственное, что мне не понравилось – здесь как и в Нораванке и в Эчмиадзине, никто из женщине не покрывал голову при входе в храм, хотя везде имелись соответствующие надписи и знаки. Исключения составили хористки, исполняющие религиозные песни вместе с мужчинами под руководством своего преподавателя-дирижера. Мы присели послушать их репетицию и не зря. Просветляющие душу звуки голосов казалось ярким и чистым светом озаряли мрачное аскетичное убранство церкви. Божественное пение задело струны моей души и я вышла из храма просветленной. Тем более, что на улице за это время из-за туч успело выглянуть солнце.

Осмотрев территорию комплекса и облазив все закоулки, мы решили забраться на противоположный холм ради открыточного вида Татевского монастыря и окружающих его ущелий. Нам предложили поехать на машине за 1000 драм, т.к. пешком туда сложно идти. Мы рискнули и без проблем дошли до нужного нам холма. Дорога туда-обратно заняла у нас всего 30 минут и мы вернулись вполне довольные увиденным.

В 17.15 мы сели в кабину фуникулёра и снова восторгались открывающимися взору видами окрестных пейзажей.

Забрав машину с бесплатной парковки, мы отправились в зону отдыха под названием «Харснадзор» (в переводе с армянского – «ущелье невест»).

Нас разместили в деревянном домике, напоминающем по форме бочку. В ней всего лишь располагалась кровать по соседству с большим окном с видом на ущелье и противоположный склон, покрытый густой растительностью.

На территории имелись беседки, в которых подавали еду, туалет и душевые. Кроме того, на территории располагался обустроенный прудик с утками и мерно прохаживались павлины. Заказав ужин, мы вкусно поели, приняли душ и легли спать.

Утром следующего дня мы позавтракали в зоне отдыха и поехали в сторону Татева осматривать Чертов мост. С виды обычный мост, по которому проезжают машины, и с которого начинается зигзагообразный подъем к монастырю, таит в себе много интересного.

В частности, если спуститься от моста вниз к ущелью, то можно выйти к двум бассейнам с теплой минеральной водой, температура которой составляет 26 градусов Цельсия. Под мостом расположен термальный источник и река, отчего там создается особый микроклимат. Создается ощущение, что ты находишься в пещере под открытым небом. Стены ущелья покрыты густой растительностью, но местами попадаются участки со сталактитами и сталагмитами.

Молодой парень предложил нас свою помощь, чтобы спуститься по тросу вниз в ущелье, по которому протекает река, и показал на своем телефоне фотографии того, что ожидает нас внизу. Насколько бы заманчивым не показалось нам это предложение, я все же не рискнула спускаться и мы вернулись обратно к машине.

На обратном пути остановились у дозорной башни в форме ротонды, которая установлена над пропастью и чудом удерживается на скальном утёсе. Ротонда построена на краю пропасти среди высоких гор, чем сразу привлекает к себе внимание.

Эта ротонда — сохранившийся с давних времён дозорный пункт, третий в цепочке предупреждения об опасности, разработанный в Зангезуре на случай вражеского нападения. Заметив неприятеля, стражники в Кордзоре били в набат, весть подхватывал колокол в Хоте, затем дозорный пункт Харснадзора и, наконец, большой колокол Татевского монастыря, звук которого разносился вокруг в радиусе 50 километров. Набат гудел над ущельем, передаваясь и множась в экранах гор и эхо вторило этому тревожному звону.

С самой башни открывается замечательный панорамный вид на туманное Воротанское ущелье и Харснадзор в частности. Об этом красивом и романтичном месте, конечно, есть народная легенда. Однажды, по краю ущелья в повозке проезжала молодая влюблённая пара. Неожиданно на них напали персидские воины. Юноша был убит, а его невеста, решив, что скорее погибнет, чем попадёт в плен, перекрестилась и прыгнула в ущелье. Юбка девушки чудесным образом наполнилась воздухом и бережно опустила её на землю. С тех пор эту часть Воротанского ущелья называют Харснадзор — "Ущелье невесты".