Армяно-грузинское Wedding-путешествие. Начало
Наше совместное путешествие выдалось необычным не только от того, что буквально за 2 недели мы успели посетить максимальное количество достопримечательностей в Армении и Грузии, выделяя каждой стране по неделе своего времени. Но кроме того, данное путешествие по своей сути было более свадебным, нежели очередным туристическим. Первая ее часть, проведенная в Армении, предполагала знакомство моего мужа с моей родной страной, близкими мне родственниками и моим детством. Кульминацией всему этому должна была служить свадьба 13.09.2016: сперва венчание в новой церкви моего родного города Армавира и следом торжественное мероприятие в ресторане, расположенной неподалеку от той же церкви. Ну а после памятного события, мы должны были отправиться в мини-путешествие по Армении и недельный «медовый месяц» по Грузии на арендованной машине.
За отведенные 4 дня в Армении я намеревалась узнать ее по-новому и посетить все основные достопримечательности Армении. Программа максимум была поставлена, нужно было приступить к её исполнению. Билеты мы приобрели еще в январе: прилет в Ереван 10го сентября и вылет из Тбилиси 25го числа. Бронировать номера мы начали за месяц до путешествия, выделив при этом 4 дня на палаточную ночёвку (хотя погода внесла свои коррективы и у нас оказалось лишь 2 ночевки в палатках – по одной в Армении и Грузии). Первые 4 дня до самого торжества мы жили у родных.
Теперь о самом перелете. Утро вылета выдалось крайне раздражительным из-за неорганизованности в аэропорту Шереметьево и мы до последнего боялись опоздать на рейс. Администрация аэропорта не рассчитывала на такой огромный поток «развитых» пассажиров, способных заблаговременно зарегистрировать свои посадочные места за день до вылета. В связи с этим, были выделены всего с десяток стоек регистрации-сдачи багажа, рассчитанные на тех, кто воспользовался онлайн-регистрацией. Стойки эти принимали абсолютно всех пассажиров международных рейсов, из-за чего образовалась огромнейшая очередь. Как нам сообщили позднее, проблему эту так и не решили спустя неделю и рейсы все равно задерживали, чтобы все пассажиры успели пройти все необходимые до вылета процедуры. В самолет нас впустили с опозданием и вылетели мы позже назначенного времени, хотя приземлились в аэропорте Звартноц вовремя. Но вся сумятица окупилась в этот день с лихвой благодаря виду, открывшемуся нашему взору с окон иллюминатора. Солнце начинало прогревать землю, а облака над краснодарскими полями удивляли своей симметричностью.
Но пожалуй самым ошеломляющим был утренний вид на заснеженные пики Кавказского хребта и возвышающийся над ними Эльбрус.
Заснеженные пики сверкали ярко на солнце, прорезая небо и отодвигая облака таким образом, чтобы нам было легче их разглядывать.
Невероятные виды, согласны?
Вскоре горные вершины сменились замшевыми полями Армении, словно сшитыми в ковер из разноцветных лоскутков ткани. Мы уже готовились к приземлению и пролетали мимо священной горы армян – Арарата.
После того, как нас встретили в аэропорту, мы до конца дня переходили от одного застолья к другому. Кроме того, что нас встречала вся многочисленная армянская родня, с вечера 10го по 11 сентября отмечали церковный праздник Спхеч (от арм. Сурб Хач – святой крест). Отмечают этот праздник с тех далеких времен, когда на свою законную родину вернулся почитаемый всеми армянами святой крест, который находился у иноплеменных мусульманских захватчиков более 300 лет. Ни одно застолье в этот день не обходиться без баранины, запеченной в тандыре, и пшеничной каши под названием хариса (ударение в армянском языке, как и во французском всегда на последнем слоге!). Поэтому в этот день нас ожидали теплый прием на многочисленных застольях в 3х разных деревнях.
На следующий день с утра мы поехали в духовный центр всех армян – город Вагаршапат, где расположен монастырский комплекс Эчмиадзин (дословно – «сошествие единородного», т.е. Иисуса). По преданию место для возведения храма было указано Григорию Просветителю самим Иисусом Христом, откуда и происходит название.
Центральный вход находится прямо напротив храма и представляет собой алтарь под открытым небом с современным дизайном. Верхнюю часть ворот украшают резные изображения святого Григория Просветителя и Святого Трдата. Обращенные лицом на улицу святые держат в руках крест, символизирующий их совместные усилия по созданию Армянской Церкви.
В 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства перед входом во двор монастырского комплекса был открыт новый памятник, так называемый «Открытый алтарь». Дорога к этой арке украшена древними хачкарами (стелами с резным изображением креста), привезенными со всех уголков Армении. Но самым массивным из имеющихся хачкаров является памятник, посвященный всем армянам, убитым во время геноцида 1915 года.
На территории монастырского комплекса находится резиденция Католикоса (титул высших духовных лиц в Армянской апостольской церкви), над которой в виде арки возвышаются «Ворота царя Трдата».
Но самым главным зданием здесь является Эчмиадзинский кафедральный собор, возведенный в 301 г. первым католикосом Григором Лусаворовичем (Просветителем). Данный собор считается одним из древнейших христианских храмов в мире, и я горжусь тем, что меня крестили именно в этом соборе.
С 2000 года собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутренняя роспись собора, завершенная в XVIII веке, впечатляет.
Внутрь монастыря мы попали в самый разгар службы в честь упомянутого праздника. Многие посетители спокойно фотографировали внутри храма, а женщины заходили с непокрытой головой и в юбках выше колен. Вместе с туристами, собор был полон местным населением, пришедшим на церковную службу.
Живописно ниспадающие из окон верхнего купола лучи дневного света в купе с божественным льющимся церковным пением и прекрасной росписью стен оставили неповторимый след в моей памяти.
После того, как мы поставили свечи, у меня нахлынули слезы. На меня накатили эмоции, и я не смогла находиться долго в соборе. Мне действительно стало обидно от того, насколько мощной державой была Армения и какой маленькой и беззащитной стала. Стало вдвойне досадней от того, что священное место посещают как очередную достопримечательность, не испытав при этом духовной наполненности. Не могу сказать, что я просветлела, но духовный подъем точно испытала при посещении Эчмиадзинского собора. Хотя бы от того, насколько чиста, сердечна и добра истинная человеческая вера в Бога.
После небольшой фотосессии, мы отправились в мемориальный комплекс Сардарапат. В Сардарапате я не была ни разу, не смотря на то, что это самая ближайшая достопримечательность к Армавиру – моему родному городу.
В память о битве с турками на Сардарапатском поле, в советские годы здесь возвели мемориальный комплекс. Две огромные статуи львов и арки с колоннами посередине являются своеобразным завершением длинной лестницы.
От колоколов к музею ведет аллея, обсаженная посередине розами и обустроенная по бокам беседками. По другую сторону аллеи тянутся каменные статуи орлов ростом с человека. Каждая из этих птиц символизирует генерала, погибшего в битве под Сардарапатским полем.
Армянские земли могут показаться засушливыми, но они все таки достаточно плодородны. В стране в последнее десятилетие все острее стал вопрос нехватки воды, не только для полива земель, но и питьевой. На орошение земель вода предоставляется строго по графику. Каждое утро армавирские городские кварталы объезжает машина, продающая питьевую воду и сигнализирующая о своем приходе громкими гудками.
Так, Сардарапат выделялся среди остальных окрестных земель своими зелеными лугами и садами, полными фруктовых деревьев. Ранее здесь располагалось множество сельскохозяйственных совхозов. Теперь эти земли не забывают поливать, и в результате они преображаются в цветущие и плодовитые сады. Но приезжают сюда не из-за садов, хотя за время, что мы гуляли по территории мемориального комплекса, мы успели испробовать местных персиков, айвы и зизифуса (по арм.-пшат).
Тут же на алее располагались пульпуляки – своеобразные мини-фонтаны с чистой питьевой водой. В Эчмиадзине вода была слегка горьковатой на вкус, в то время как сардарапатская – вкусной, свежей. Пройдя аллею до конца и перекусив фруктами с ближайших деревьев, мы вернулись к машине и поехали в город Армавир решать организационные вопросы предстоящего торжества.
В 10 утра следующего дня мы вместе с родителями двинулись в путь в сторону особой гордости армян – озера Севан. К 12 часам мы уже подъехали к самому большому озеру Кавказа.
Первым делом мы решили подняться к холму, на вершине которого стоит церковь Севанаванк. Взяв по мороженному, мы поднялись к храму, который ранее располагался на отдельном острове посреди озера. По цвету стен из вулканического туфа берет название сама церковь (от арм. сев — «чёрный» и ванк — «монастырь»).
До наших дней сохранились лишь две небольшие крестово-купольные церкви Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) и Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы).
церкви Сурб Аракелоц (верхняя) и Сурб Аствацацин (нижняя)
Первая открыта для посещения и в ней мы поставили свечи, а во второй располагаются кельи живущих там монахов.
Монастырь является действующим, при этом в нём имеется духовная семинария имени Вазгена I.
Обойдя территорию монастырского комплекса и сфотографировавшись, мы начали спускаться по холму. За время спуска мы не переставали любоваться безмерными широтами озера тектонического происхождения, окруженного цепью горных хребтов.
Рядом с лестницей на холме расположился старик с национальным струнным инструментом, исполняющий армянские шуточные песни (наподобие частушек), тем самым собравший вокруг себя толпу зевак.
Рядом с пляжем под названием Ишхан (в переводе «севанская форель» / «княжеская рыба») мы нашли беседки, одну из которых арендовали на весь день за 3 000 драм (порядка 400 руб.). Перекусив дыней и виноградом, мы переоделись в купальные костюмы и зашли в воду.
Вдоволь назагаравшись, мы собрали вещи и в 4 часа дня выехали из Севана. Через час уже были в Армавире, а затем поехали на кладбище. День, следующий за праздником Спхеч, считается родительским. В этот день армяне посещают кладбища, поминают умерших и жгут ладан у могил родных.
Домой мы вернулись уже с наступлением темноты и стали готовится к следующему памятному дню – свадебного торжества и венчания.
Продолжение.
За отведенные 4 дня в Армении я намеревалась узнать ее по-новому и посетить все основные достопримечательности Армении. Программа максимум была поставлена, нужно было приступить к её исполнению. Билеты мы приобрели еще в январе: прилет в Ереван 10го сентября и вылет из Тбилиси 25го числа. Бронировать номера мы начали за месяц до путешествия, выделив при этом 4 дня на палаточную ночёвку (хотя погода внесла свои коррективы и у нас оказалось лишь 2 ночевки в палатках – по одной в Армении и Грузии). Первые 4 дня до самого торжества мы жили у родных.
Теперь о самом перелете. Утро вылета выдалось крайне раздражительным из-за неорганизованности в аэропорту Шереметьево и мы до последнего боялись опоздать на рейс. Администрация аэропорта не рассчитывала на такой огромный поток «развитых» пассажиров, способных заблаговременно зарегистрировать свои посадочные места за день до вылета. В связи с этим, были выделены всего с десяток стоек регистрации-сдачи багажа, рассчитанные на тех, кто воспользовался онлайн-регистрацией. Стойки эти принимали абсолютно всех пассажиров международных рейсов, из-за чего образовалась огромнейшая очередь. Как нам сообщили позднее, проблему эту так и не решили спустя неделю и рейсы все равно задерживали, чтобы все пассажиры успели пройти все необходимые до вылета процедуры. В самолет нас впустили с опозданием и вылетели мы позже назначенного времени, хотя приземлились в аэропорте Звартноц вовремя. Но вся сумятица окупилась в этот день с лихвой благодаря виду, открывшемуся нашему взору с окон иллюминатора. Солнце начинало прогревать землю, а облака над краснодарскими полями удивляли своей симметричностью.
Но пожалуй самым ошеломляющим был утренний вид на заснеженные пики Кавказского хребта и возвышающийся над ними Эльбрус.
Заснеженные пики сверкали ярко на солнце, прорезая небо и отодвигая облака таким образом, чтобы нам было легче их разглядывать.
Невероятные виды, согласны?
Вскоре горные вершины сменились замшевыми полями Армении, словно сшитыми в ковер из разноцветных лоскутков ткани. Мы уже готовились к приземлению и пролетали мимо священной горы армян – Арарата.
После того, как нас встретили в аэропорту, мы до конца дня переходили от одного застолья к другому. Кроме того, что нас встречала вся многочисленная армянская родня, с вечера 10го по 11 сентября отмечали церковный праздник Спхеч (от арм. Сурб Хач – святой крест). Отмечают этот праздник с тех далеких времен, когда на свою законную родину вернулся почитаемый всеми армянами святой крест, который находился у иноплеменных мусульманских захватчиков более 300 лет. Ни одно застолье в этот день не обходиться без баранины, запеченной в тандыре, и пшеничной каши под названием хариса (ударение в армянском языке, как и во французском всегда на последнем слоге!). Поэтому в этот день нас ожидали теплый прием на многочисленных застольях в 3х разных деревнях.
На следующий день с утра мы поехали в духовный центр всех армян – город Вагаршапат, где расположен монастырский комплекс Эчмиадзин (дословно – «сошествие единородного», т.е. Иисуса). По преданию место для возведения храма было указано Григорию Просветителю самим Иисусом Христом, откуда и происходит название.
Центральный вход находится прямо напротив храма и представляет собой алтарь под открытым небом с современным дизайном. Верхнюю часть ворот украшают резные изображения святого Григория Просветителя и Святого Трдата. Обращенные лицом на улицу святые держат в руках крест, символизирующий их совместные усилия по созданию Армянской Церкви.
В 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства перед входом во двор монастырского комплекса был открыт новый памятник, так называемый «Открытый алтарь». Дорога к этой арке украшена древними хачкарами (стелами с резным изображением креста), привезенными со всех уголков Армении. Но самым массивным из имеющихся хачкаров является памятник, посвященный всем армянам, убитым во время геноцида 1915 года.
На территории монастырского комплекса находится резиденция Католикоса (титул высших духовных лиц в Армянской апостольской церкви), над которой в виде арки возвышаются «Ворота царя Трдата».
Но самым главным зданием здесь является Эчмиадзинский кафедральный собор, возведенный в 301 г. первым католикосом Григором Лусаворовичем (Просветителем). Данный собор считается одним из древнейших христианских храмов в мире, и я горжусь тем, что меня крестили именно в этом соборе.
С 2000 года собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутренняя роспись собора, завершенная в XVIII веке, впечатляет.
Внутрь монастыря мы попали в самый разгар службы в честь упомянутого праздника. Многие посетители спокойно фотографировали внутри храма, а женщины заходили с непокрытой головой и в юбках выше колен. Вместе с туристами, собор был полон местным населением, пришедшим на церковную службу.
Живописно ниспадающие из окон верхнего купола лучи дневного света в купе с божественным льющимся церковным пением и прекрасной росписью стен оставили неповторимый след в моей памяти.
После того, как мы поставили свечи, у меня нахлынули слезы. На меня накатили эмоции, и я не смогла находиться долго в соборе. Мне действительно стало обидно от того, насколько мощной державой была Армения и какой маленькой и беззащитной стала. Стало вдвойне досадней от того, что священное место посещают как очередную достопримечательность, не испытав при этом духовной наполненности. Не могу сказать, что я просветлела, но духовный подъем точно испытала при посещении Эчмиадзинского собора. Хотя бы от того, насколько чиста, сердечна и добра истинная человеческая вера в Бога.
После небольшой фотосессии, мы отправились в мемориальный комплекс Сардарапат. В Сардарапате я не была ни разу, не смотря на то, что это самая ближайшая достопримечательность к Армавиру – моему родному городу.
В память о битве с турками на Сардарапатском поле, в советские годы здесь возвели мемориальный комплекс. Две огромные статуи львов и арки с колоннами посередине являются своеобразным завершением длинной лестницы.
От колоколов к музею ведет аллея, обсаженная посередине розами и обустроенная по бокам беседками. По другую сторону аллеи тянутся каменные статуи орлов ростом с человека. Каждая из этих птиц символизирует генерала, погибшего в битве под Сардарапатским полем.
Армянские земли могут показаться засушливыми, но они все таки достаточно плодородны. В стране в последнее десятилетие все острее стал вопрос нехватки воды, не только для полива земель, но и питьевой. На орошение земель вода предоставляется строго по графику. Каждое утро армавирские городские кварталы объезжает машина, продающая питьевую воду и сигнализирующая о своем приходе громкими гудками.
Так, Сардарапат выделялся среди остальных окрестных земель своими зелеными лугами и садами, полными фруктовых деревьев. Ранее здесь располагалось множество сельскохозяйственных совхозов. Теперь эти земли не забывают поливать, и в результате они преображаются в цветущие и плодовитые сады. Но приезжают сюда не из-за садов, хотя за время, что мы гуляли по территории мемориального комплекса, мы успели испробовать местных персиков, айвы и зизифуса (по арм.-пшат).
Тут же на алее располагались пульпуляки – своеобразные мини-фонтаны с чистой питьевой водой. В Эчмиадзине вода была слегка горьковатой на вкус, в то время как сардарапатская – вкусной, свежей. Пройдя аллею до конца и перекусив фруктами с ближайших деревьев, мы вернулись к машине и поехали в город Армавир решать организационные вопросы предстоящего торжества.
В 10 утра следующего дня мы вместе с родителями двинулись в путь в сторону особой гордости армян – озера Севан. К 12 часам мы уже подъехали к самому большому озеру Кавказа.
Первым делом мы решили подняться к холму, на вершине которого стоит церковь Севанаванк. Взяв по мороженному, мы поднялись к храму, который ранее располагался на отдельном острове посреди озера. По цвету стен из вулканического туфа берет название сама церковь (от арм. сев — «чёрный» и ванк — «монастырь»).
До наших дней сохранились лишь две небольшие крестово-купольные церкви Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) и Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы).
церкви Сурб Аракелоц (верхняя) и Сурб Аствацацин (нижняя)
Первая открыта для посещения и в ней мы поставили свечи, а во второй располагаются кельи живущих там монахов.
Монастырь является действующим, при этом в нём имеется духовная семинария имени Вазгена I.
Обойдя территорию монастырского комплекса и сфотографировавшись, мы начали спускаться по холму. За время спуска мы не переставали любоваться безмерными широтами озера тектонического происхождения, окруженного цепью горных хребтов.
Рядом с лестницей на холме расположился старик с национальным струнным инструментом, исполняющий армянские шуточные песни (наподобие частушек), тем самым собравший вокруг себя толпу зевак.
Рядом с пляжем под названием Ишхан (в переводе «севанская форель» / «княжеская рыба») мы нашли беседки, одну из которых арендовали на весь день за 3 000 драм (порядка 400 руб.). Перекусив дыней и виноградом, мы переоделись в купальные костюмы и зашли в воду.
Вдоволь назагаравшись, мы собрали вещи и в 4 часа дня выехали из Севана. Через час уже были в Армавире, а затем поехали на кладбище. День, следующий за праздником Спхеч, считается родительским. В этот день армяне посещают кладбища, поминают умерших и жгут ладан у могил родных.
Домой мы вернулись уже с наступлением темноты и стали готовится к следующему памятному дню – свадебного торжества и венчания.
Продолжение.
Читайте также
26 декабря 2024
358