Самая опасная дорога России
Кроме красоты и видов, от которых перехватывает дух, у Старой дороги есть и очень интересная история. Даже не одна.
Начать с ее создания: она рукотворна. И это не укреплённый или расширенный природный профиль, а вырезанная в гладкой и очень твердой скале, на высоте трехсот метров над пропастью, колесная дорога. Построили ее горцы, местные жители. Жившие до самого XX века своим традиционным, средневековым, феодальным укладом жизни. Край свободных людей, где не знали сложного государственного устройства. Край высокогорных аулов, законов гор, кровной мести и преданной дружбы. Где не было царя. Где власть, законодательный орган и суд представляли не князья или зажиточные люди, а собрание аксакалов - старейшин от каждого рода. В 1829 году горцы прислали послов к Российскому Императору, которого в те годы представлял на Кавказе знаменитый генерал Эммануэль (тот самый, что организовал первое в истории восхождение на гору Эльбрус) с просьбой о принятии их в российское подданство. Просьба была услышана и скреплена договором. И началось постепенное развитие нового региона. Уже к 1860-му году стало остро не хватать колёсной дороги в балкарское общество, располагавшееся в долине Черекского ущелья, путь в которое представляли только очень узкие, труднопроходимые тропы и два горных перевала. Очень высоких и от того очень сезонных. Всего 4-5 месяцев в году можно было пройти этими путями пешим или всадникам. Ни о какой арбе, пригодной для подвоза товаров, и речи быть не могло. В 1868 году Тёре (собрание аксакалов) горцев из балкарского общества постановило строительство колёсной дороги. Грандиозного проекта своего времени. План строительства подразумевал прокладку профиля дороги там, где в самом узком месте ущелья, в теснине, смыкались отвесные скалы. А бурная река, с грохотом прокатывавшая по каменному руслу большие валуны, наполняла место водяной пылью. Это был кратчайший путь вниз, на равнину.
Были написаны донесения и прошения в Москву. Царская власть проект утвердила и прислала деньги и 28 тонн динамита. Ещё несколько лет ушло на поиск подрядчика, бюрократию оформления документов, составление точных планов и оценку работ. Активное строительство началось в 1885 и длилось десять лет. Рабочей силы было мало и чтобы ускорить работы, в качестве волонтеров на стройке работали сельчане. Сменяя друг друга, вахтами, от каждого из 18-ти аулов, от каждой семьи, дежурили горцы. Рубили скалы, закладывали динамит, взрывали, рубили и снова рубили... Торжественное открытие дороги состоялось в 1895 году. Она прослужила людям больше ста лет, по ней ехали запряженные мулами телеги и первые автомобили. Она пережила Революцию и Великую Отечественную Войну. По ней в советскую эпоху поднимались в аулы выездные фельдшерские пункты на УАЗиках санитарках. По ней спускались советские ПАЗики, обеспечивавшие сообщение с райцентром. Большая часть этой дороги слишком узкая для двух автомобилей и разъехаться невозможно. Шофёры, работавшие здесь вырабатывали необходимые навыки, они знали на каком изгибе серпантина нужно немного постоять, чтобы увидеть, едет ли кто-то навстречу. И если едет, то успеешь ли к следующему широкому месту или нужно остаться здесь и подождать. Всегда обменивались информацией со встречными о едущих сзади, а те, соблюдали дистанцию и ждали в нужных точках. В 90-е годы прошлого века, в связи с возросшим трафиком эксплуатация дороги стала слишком опасной и было принято решение прорубить тоннель сквозь толщу скалы, в обход опасного участка. Закончили тоннель в 1999-м, сдали в эксплуатацию в 2000-м. Дорога в Черекское ущелье стала безопасной.
Я упоминал о не одной интересной истории Старой дороги, так вот, на ней снимали фильмы. Рельеф настолько крут и неповторим, что в 1965-м и 1967-м году режиссер Станислав Ростоцкий, экранизируя "Героя нашего времени" по повести Михаила Лермонтова, снимает здесь сцены проезда Печерина по Военно-грузинской дороге в Тифлис. Оба фильма начинаются с кадров Старой дороги, если захотите пересмотреть. Военно-грузинская дорога проходит через ущелье Дариали и город Владикавказ и она безусловно очень красива. Но таких рельефов нет даже там.
В нулевые годы здесь же снимал сцены своего фильма "Война" режиссер Алексей Балабанов. Те кадры, где Иван и Джон сбрасывают лендровер со скал, чтобы уйти от погони.
Тоннель, прорезанный в обход участка над пропастью тоже примечательный. Тем, что он совершенно ничем не укреплен. В этом нет необходимости, ведь порода скалы твёрже бетона. Он проходит сквозь толщу скалы больше чем на километр. Километр проезда сквозь монолитный камень.
Старая дорога осталась памятником природы и труда человека. По ней нельзя проехать, но можно пройти пешком. И если вы в Кабардино-Балкарии и ваш путь лежит в Черекское ущелье, не проезжаете мимо. Там, где начнется тоннель, он там один, вправо по кромке скалы отходит она, Старая дорога.