Санкт-Петербург. Иду вдоль канала Грибоедова

Жаль, но очень редко выпадает мне счастье побывать в этом удивительном городе. Далеко Петербург от Казахстана, но, слава Богу, еще ходит сюда поезд из нашей столицы. Двое суток идет! Ну, спасибо хоть за такую возможность иногда выбраться сюда, пройтись по питерским улицам и дворам, послушать людей, поглазеть вокруг, фотокамеру достать. Снимки, которые я сделал здесь прошлым летом, давно уже просятся в Интернет. С пристрастием снимал, даже с пиететом, потому что не чужой мне этот город. Но об этом чуть позже...



Поезд еще подтягивается к Ладожскому вокзалу, а память уже диктует слова старой песенки, абсолютного хита середины шестидесятых:

Не изменяя веселой традиции
Дождиком встретил меня Ленинград.
Мокнут прохожие,
Мокнет милиция.
Мокнут которое лето подряд...




До сих пор не могу забыть голос молодой ленинградской певицы Лидии Клемент. Спела она, к сожалению, немного, и очень рано ушла из жизни. И здесь бы можно было немного отвлечься, напомнить, что была она кумиром и для Аллы Пугачевой. Примадонна посвятила ее памяти песню на стихи Мандельштама: «Я вернулась в мой город, знакомый до слез...» Но не о песнях речь, а о городе и его знаменитом дождливом климате, о людях, таланты которых не затмит никакая мода.



Так вот, сколько раз приезжал в Санкт-Петербург, а всего только однажды угодил под дождь. А так, как ни приеду, вовсю жарит солнце, народ ищет тени, и только к вечеру можно развернуться с фотокамерой. А развернуться я наметил вдоль канала Грибоедова, берега которого показались мне местным Арбатом. Вот же где интересный народ собирается, со всеми своими талантами и потугами на него.



Однажды, в прошлый свой приезд, приметил я это своеобразное представление и возжелал запечатлеть его актеров на камеру. Действительно, здесь есть на что поглазеть, причем никто ни к чему тебя не принуждает. Хочешь — смотри, не нравится — проходи мимо. Можешь положить артисту купюру в шляпу или коробок, а можешь просто похлопать. И никто тебе слова не скажет.
Может быть, у меня неверные или устарелые вкусы, но вот не тянет меня на концерты поп-звезд. Понимаю, что таланты, знаю, что есть у них свои фанаты. Но не мое это . И я лучше включу телевизор и послушаю Петра Налича или хороший казачий хор. Здесь же встану напротив мужика с гуслями и залюбуюсь. А этот виртуоз с бородой такие коленца на пиле выделывает, что просто диву даешься. Полный набор шедевров — от классики до рок-н-ролла. А потом, забыв про свой возраст, гаркнет по-мужицки, свистнет, затрещит трещоткой и запоет нечто кабацкое, удалое...



Тетка рядом квасом торгует, вздыхает: «Заколебал мужик со своей пилой, одно и то же каждый день все пилит». Ну, понятно, не станет же он репертуар менять, чтобы угодить торговцам. Человек на публику работает, с удовольствием и улыбкой, и народ в ответ клубится вокруг, денежки кидает, аплодирует.



Каждому находится место здесь, под сенью красивейшего храма, чтобы себя показать, других посмотреть, немного заработать. И, что удивительно, люди в форме не прессуют артистов и художников, не требуют лицензий на гитару или акварель. Может быть, и есть некая крыша у этих талантов, но не чувствуется явной рэкетирской тени за из спинами.



Не буду оспаривать еще один миф об особом, отличном от других менталитете жителей «культурной столицы» России. В самом деле, не только дождями знаменит этот город. Что-то такое витает в здешнем воздухе, что заставляет тебя подбирать слова в разговоре, уступать пожилому человеку место в метро, здороваться при входе в магазин.



А «Бандитский Петербург» и прочие криминальные дела, они, конечно, тоже имеются. Но все это, мне кажется, наносное, временное, как осенние листья в роскошных питерских парках. Придет время, дунет с Финского залива порывистый балтийский ветер, и нет их, листьев. А деревья, коренные питерцы со всеми их особыми манерами, останутся.



Мне кажется, сами жители Санкт-Петербурга верят в некий питерский дух и в других поддерживают эту веру. В метро едешь, глядь, а у выхода из вагона под стеклом набранный на компьютере текст: «Учимся говорить по-питерски». Вчитываешься, оказывается, элементарный урок русского языка для тех, кто путается в склонении числительных. Не путаешься? Все равно проверь себя, лишним не будет.



Может быть, этот самый питерский менталитет породила чисто генетическая память о том, что Петербург некогда был столицей России и хочешь, не хочешь, а надо соответствовать? Плюс, конечно же, героическое прошлое города с его революциями, мужеством людей, не сдавших город фашистам, пережившим ужасы блокады. Город-герой, к нему более всего подходит это звание.



У меня же есть свои основания для особого отношения к Санкт-Петербургу. Я ведь с частью своей семьи не просто слонялся по улицам с фотоаппаратам, а ходил по городу в поисках музея обороны Ленинграда. Дело в том, что отец мой еще до войны начинал здесь учиться. Его сельхозинститут, правда, был в пригороде, но и здесь он, конечно, тоже бывал, ходил по этим улицам. Потом, когда пришли фашисты, учебе пришел конец, и он воевал здесь, всю блокаду стоял, врывшись со своим пушками в невскую землю.



Это был маленький пятачок, с которого наши безуспешно пытались прорвать блокаду города. Потом уже, когда погнали фашистов, все дожившие до прорыва блокады бойцы на этом пятачке получили памятный значок - «Ветерану Невской Дубровки». Отец говорил, что ценили его в армии почти как орден. А уже в наше время, по словам отца, в музее обороны Ленинграда попросили его фотографию для какой-то экспозиции. В Петербурге много примечательных мест, да я в Эрмитаже, к сожалению, не бывал, но в музей обороны Ленинграда сходить хотелось. Может быть, там увижу фотографию отца, если он успел, пока жив был, передать ее в музей.



Найду, конечно, музей, поищу фотографию, мало ли как бывает в жизни. А не найду, так что с того? В любом случае побывать в таком музее будет нелишне. А пока выкладываю часть фотографий, сделанных у канала Грибоедова. Эти пестрые картинки — словно беглый штрих к портрету великого города. Разные люди, колоритные персонажи, но бездарных нет, это сразу заметно, каждый талантлив по-своему. Кому-то будут интересны эти снимки, не все же улицы разбитых фонарей на ТВ изучать.



Чуть погодя продолжу прогулку по славному городу, но уже с помощью прогулочного катера. С него тоже много интересного видно, гарантирую.