Елизавета Чуркина
26 февраля 2017

Сейдозеро

Сейдозеро – одно из самых загадочных и красивейших мест Ловозерского района Мурманской области, расположенное в окрестностях поселков Ревда и Ловозеро. И я в этом сама убедилась. Само название озера происходит от Саамского слова «Сейд», которое означает камни, в которых по поверьям живут души умерших шаманов. Таких камней в районе Сейдозера и Ловозера найдено немало. Высота озера над уровнем моря составляет 189м. Площадью оно около 20 кв.км, ширина самой узкой части озера — 1,5 км., а самой широкой — до 2,5 км. Сейдозеро находится в окружении гор.

Проживать в Ревде и не побывать на Сейдозере – это не про нас. Еще учась в лицее и живя в Мурманске, я заинтересовалась этим местом. Сколько я тогда в 2004 году провела часов в Областной Научной Библиотеке, изучая материалы экспедиции В. Демина для своей работы к научному форуму «Шаг в будущее». Сколько легенд мной было тогда прочитано. Все это и разожгло во мне интерес и желание посетить Сейдозеро. Но сделать это из Мурманска было для меня тогда проблематично. Но через несколько лет по стечению обстоятельств я переехала в Ревду, где меня от моей мечты отделяло 5-6 часов ходу.

Наш поход состоялся 1 августа 2014 года и занял 2 дня и 2 ночи. На Сейдозеро мы отправились вдвоем – я и супруг. До места мы добрались за 5,5 часов, пройдя через территорию рудника, миновав перевал Эльморайок и пройдя тропами по лесу. К слову – туристов было уйма, мы не ожидали встретить такое количество людей, детей и собак. Примерное расстояние от рудника до места 12 км. Конечно, не рекомендуется идти на Сейдозеро без проводника, если вы не знаете местности. Но мы шли первый раз самостоятельно и поняли, что заблудиться там довольно таки сложно, т.к. везде сделаны пометки – на перевале из камней, в лесу – на деревьях. Перед походом мы подготовились, как могли, поискав информацию о маршрутах в интернете – в информации недостатка нет. С погодой нам повезло, было тепло и солнечно. По прибытию на место мы расположились на берегу озера, разбили палатку. Меня поразила кристально чистая и изумительно прозрачная вода озера, плюс к этому она была очень холодная. Расположившиеся неподалеку от нас туристы даже купались, хотя на озере купаться нельзя, да и посуду мыть не рекомендуется. Целью нашего похода на Сейдозеро был отдых и фотосъемка, поэтому мы просто наслаждались окружающей нас природой, пением птичек, созерцанием гор и ровной тихой глади озера.

Из наблюдений - самым сложным этапом похода был перевал. Сплошные камни. Поэтому для тех, кто собирается на Сейдозеро – одевайте обувь с жесткой подошвой и не тащите с собой много лишней еды (в нашем случае – половину снеди мы принесли домой). Форма одежды – походная, соответствующая погоде. Не забывайте брать с собой средства от насекомых. И самое главное – не оставляйте после себя мусор.

А сейчас, разбирая фотографии, я совершенно случайно увидела на них Куйву. Куйва — это наскальное изображение распятого саамского бога — гигантский «петроглиф» высотой в 72 метра. Когда мы вернулись из похода я была разочарована, что ничего такого загадочного мы там не обнаружили, поэтому для меня это большое событие – через 3 года найти его на фото. А ведь он был у нас за спиной и мы его не видели. Много легенд о нем сложено народом. Вот одна из них:
- Куйва — это вполне реальный образ, который живет в параллельном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в зависимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, завтра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.