Сейдъявврь: там, где кровь саамская разбросана по Тундре





Знакомство с этим загадочным местом произошло у меня совершенно случайным образом. В один прекрасный день что-то заставило меня залезть в поисковую систему и найти озеро на Кольском полуострове. Почему так произошло,для меня остается до сих пор загадкой,но спустя месяц,я уже собирался в путь именно туда. Маршрут я выбрал по восточному берегу Онежского озера,через Вологду и Медвежьегорск на трассу «Кола». Об этом маршруте я напишу позже,стоит уделить ему большое внимание. Поездка получилась интересной и насыщенной. Именно тогда я впервые в жизни увидел Северное сияние. Спустя год,я собрался в поход на Сейду уже во второй раз,но уже со своей любимой женой,которая готова была отправиться со мной в тот момент хоть на край света!
Сборы были недолгими,так как в весенне-осеннее время все необходимые походные принадлежности лежат в авто и остается собрать лишь продукты и чистую одежду. В этот раз в прошлогодний маршрут я добавил ряд достопримечательностей,времени было много и хотелось по возвращению иметь море впечатлений!
Три дня мы были в пути и в итоге достигли поселка Ревда,где мы провели пару ночей перед забросом. Пользуясь моментом,хочу поблагодарить администратора единственной на тот момент гостиницы за то,что предоставила нам в распоряжение кухню,где мы успешно насолили ведро грибов,собранных в окрестностях Ловозерских тундр.
Проснувшись в гостинице рано утром,мы сделали последние приготовления,облегчив свои рюкзаки,сдали номер и,погрузив все в авто,отправились в сторону Карнасуртского рудника, откуда и начинался наш поход на Сейдозеро.



Забегая вперед,хочу сказать несколько слов о Сейдъяввре (саам.) – цели нашего маршрута. Озеро является местом силы у местных коренных народов – саамов и имеет богатую историю,связанную с обрядами,поверьями и фольклором здешних мест. Чашу озера,образованную горными хребтами,часто посещают уфологи,эзотерики,шаманы и просто любители тайн и загадок. Есть несколько заметок в интернете о том,что в окрестностях священного озера любители паранормальных явлений обнаружили остатки древнейшей высокоразвитой цивилизации - Гипербореи. Ученые из разных областей находили тут странные надписи,высеченные на камне,фундаменты древних обсерваторий,храмовые комплексы и даже пирамиды. Место это такое таинственное,что во времена ВОВ им заинтересовались адепты из тайного немецкого общества Анненербе,а все собранные материалы экспедиций Барченко были засекречены или бесследно исчезли. В наши дни территория озера находится под охраной государства и является природным заповедником,о чем свидетельствует табличка на подходе к водоему и постоянные патрули егерей. С древних времен саамы почитали такие уединенные места,играющие важную роль в их духовной жизни. Горы,закрывающие озеро со всех сторон от воздействия ветров и циклонов, позволили создать тут особый климат. Природа на территории национального парка резко отличается от суровых Заполярных тундр. В лесах можно встретить не только северную растительность,такую,как бруснику,чернику или морошку,но и всласть полакомиться малиной,земляникой или смородиной,растущими по всем берегам. Деревья на территории озера достигают таких же размеров,как и в средней полосе,в отличии от остальных мест Кольского,где зачастую карликовые березки,без преувеличения,меньше чем грибы. Воду тут можно пить из озера или впадающих в него речек. Именно в это райское,но очень загадочное и таинственное место мы держали путь!
Оставив авто перед рудником и отметившись в туристическом журнале на проходной мы отправились туда,куда тянуло целый год. Быстро пройдя территорию рудника,мы вышли на тропу. Погода стояла прекрасная,солнце пригревало,в горах виднелись небольшие шапки прошлогоднего снега. Повсюду расстилался ковер из ягод,мхов и лишайников,а обилие грибов радовало глаз. В первом же ручье мы сделали запасы воды и уже видели впереди перевал Эльморайок,который нам предстояло преодолеть.



Подъем на перевал представляет собой груду огромных камней,по которым приходится карабкаться. В мокрую погоду это занятие довольно небезопасно,но Природа в день нашего восхождения подарила чудесное и солнечное утро. Преодолели подъем мы очень быстро и спустя небольшой промежуток времени мы уже любовались красотами горных массивов. Путь по перевалу интересный,но местами нужно быть осторожным на камнях и внимательно следить за ступами из валунов,указывающими дорогу. Если соблюдать ряд правил и быть внимательными,дорогу не потеряете и за небольшой промежуток времени окажетесь у спуска в долину,которая и приведет к Сейдозеру.



На спуске нужно быть осторожным,так как он очень крутой. Торопиться тут не стоит.
Спустившись в долину,мы передохнули у знака, оповещающего о входе в национальный заповедник, поели свежих ягод,которых тут в изобилии и спустя четверть часа уже двигались по лесу из карликовых берез,который растянулся до самого озера. Идя по маршруту,нужно всегда держать на виду синие ленточки,привязанные к деревьям и даже,если Вам кажется,что тропа уходит в другом направлении,от этих указателей лучше не отходить. В первый переход я допустил эту ошибку и,сбившись с маршрута,несколько часов шел по высохшему руслу реки,представляющему собой еще большие груды огромных и острых камней,чем на подъеме на перевал. Если не будете отходить от маршрута,пеший поход будет легок и приятен,а местная Природа подарит массу живописных мест и обилие даров для пропитания.



Отойдя немного от темы скажу: мы с собой в трехдневный поход взяли пачку гречки и соль. В летне-осенне время эти места всегда полны грибов и ягод,голодными не останетесь. Но,не стоит набирать грибов,если не готовы их съесть за раз. За четыре поездки на Кольский уяснил для себя одну истину. Природа даст ровно столько,сколько нужно именно Вам. Если наберете грибов больше,чем можете съесть,часть из них сгниет и потом,в течение долгого времени Вы не найдете ни единого грибочка. Мистика это или нет,но в здешних местах все работает именно так и несколько раз я так обжигался. А когда заметил эту тенденцию,брал всегда на обед по три-четыре гриба,был сыт и к следующему приготовлению пищи всегда находил нужное количество даже в сухую погоду. Да и по факту,когда идешь по лесу,наедаешься ягод так,что есть хочется только к ужину!
По сухой погоде достигли озера быстро,постояв несколько минут у воды,решили идти на противоположный от перевала берег и там заночевать. В этот момент мы встретили егеря,который на лодке патрулировал берега. Он спросил у нас документы,и записал имена в отдельный блокнот,на случай, если мы потеряемся. Он был доброжелателен и попросил не разводить костры в неподготовленных местах. Попрощавшись,мы продолжили путь.



Проход вокруг озера был дольше. Мы столкнулись с водными преградами,прошли через болото,где немного промокли,а потом,после моста с чудным названием «Потрясный»,увязли в нескольких местах с размытой от дождей почвой.



Спустя час мы нашли свободную оборудованную стоянку. Помимо уюта и близкого расположения к воде она заманила еще и тем,что вид с нее открылся на Куйву. Вечернее солнце освещало его во всей красе. Спустя полчаса мы поставили лагерь,готовили еду и сушили вещи на огне.



В этом месте стоит рассказать про самого Куйву. Споров об этом изваянии на отвесной скале много,но я все же выделю самую интересную версию,которая восходит к временам,когда на озере жили саамы в вежах и почитали местных духов. Для себя я учел одну важнейшую вещь: у древних коренных народов легенд на ровном месте не бывает.

Из полевого дневника А.Е. Ферсмана:
-«Так вот слушай. Это было давно-давно,когда меня еще не было,не было и Василия Васильевича,что пасет оленей на Малом озере; не было и старика Архипова на Монче-губе; очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди,сказывали, шветы,а мы лопь были,как лопь – голая,без оружия,даже без дробников, и ножи – то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок,заняли наши рыбьи места,понастроили загонов и лемм – некуда стало лопи деться; и вот собрались старики и стали думать,как изгнать швета; а он крепкий был такой,большой,с ружьями огнестрельными. Посоветовались,поспорили и решили пойти все вместе против него,отобрать наших оленей и снова сесть на Сейтъявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной – кто с дробником,кто просто с ножом,пошли все на шветов,а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейтъявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит – так не было десяти наших,и каплями крови забрызгали все горы,тундры да хибины; налево ударит – так снова не было десяти наших,и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Ты ведь знаешь,сам мне показывал,такой красный камень в горах – это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их,спрятались в тальнике,пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда-сюда – никуда ему прохода нет,ни к Сейтъявру спуститься,ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале,что над озером висит. Ты когда будешь на Сейтъявре, сам увидишь великана Куйву – это и есть тот швет,что наши саами распластали на камне,наши старики,когда воной на него пошли. Так он там и остался,Куйва проклятый,а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять… Только вот окаменевшие капли саамской крови остались в тундрах, много их пролили наши старики,пока Куйву осилили. Теперь часто в горах находят красный камень – эвдиалит, это и есть саамская кровь».


Что было на самом деле,уже не узнать. Переносились эти слова из поколения в поколение. Ученые разных конфессий на этот счет имеют свои предположения. Одни говорят,что это горная порода,другие ссылаются на талые воды,третьи предполагают след после ядерного взрыва. Сколько людей,столько и мнений,но мне ближе легенда тех народов,в жилах которых течет саамская кровь. Они в это свято верят и живут с этим веками,а значит было это и придумывать новое не надо.
В наши дни Куйва почитается среди местного населения. Когда люди идут на озеро за ягодами или проплывают мимо Куйвы рыбаки,никто не кричит и старается разговаривать шепотом,чтобы не разгневать стража этих мест. Саамы чтут свои обычаи и относятся к Природе,как к Матери. Никогда коренной житель,будь то рыбак или оленевод,не выбросит мусор на землю,а унесет с собой. Даже воду из озера или реки саамы черпают чистой кружкой и только потом наливают в котелок,покрытый сажей от костра. К сожалению,такого нельзя сказать о туристах,посетивших эти места. Уже на перевале мы собрали два мешка!!! пустых пластиковых бутылок,а на каждой стоянке мы наблюдали скопление обожженных консервных банок. Я свято верю,что мои читатели уважают Природу и забирают с собой то,что принесли в лес. Думаю,не сложно забрать пустую банку,раз не лень было тащить полную. Ну да ладно,я отошел от темы.
Утром мы проснулись с новыми силами,собрали лагерь и отправились в путь. Целью были изба,пляж и сейд на одной из вершин. Мы двинулись по хорошей лесной тропе и только изредка попадались каменные выступы,которые не представляли сложности в переходе. Часто нам встречались каменные гроты,в которых мы наблюдали красивые рисунки из светящихся грибков. Даже в солнечный день они поражали яркостью свечения.



Такие грибы можно встретить на Чертовом городище под Калугой. Если у Вас нет времени и возможности посетить Кольский,но очень хочется увидеть такое чудо, отправляйтесь поближе,не пожалеете.
Несколько часов в пути с небольшими остановками привели нас к долгожданному указателю с надписью изба.



Погода к тому времени немного испортилась,как это часто бывает на полуострове и мы очень хотели добраться до домика. Идти по мокрому лесу стало труднее и мы,собрав все силы,сделали безостановочный марш бросок вверх от озера. Заветное место не заставило долго ждать. В избе не было никого,а вокруг нее рос сытный ужин из грибов. Через полчаса мы наслаждались теплым чаем из местных трав,в печке потрескивали дрова,а на огне поспевали грибы.



В этот день мы решили больше никуда не ходить и собраться с силами перед восхождением на гору. Если Вы решите пойти в этом направлении и остановиться в избе,рекомендую взять с собой топор. Лесники заготавливают для путешественников много пней,но пни эти нужно рубить. Местный топор не позволяет это сделать,так как и туп и с ручкой беда.



Про избу: жилище представляет собой сруб в одну комнату. При входе стоит печь,вдоль стены находятся спальные места в два яруса на восемь человек. У дальней стены,под окном стоит стол,а над ним висит полка,полная запасов соли, круп и конфет!



Опытные туристы оставляют еду для тех,кто заблудился и сбился с пути. С голоду не умрете точно,даже если зайдете зимой. Мы и сами оставили всю нашу гречку,так как из избы планировали одним днем выйти к авто. Взамен приготовили себе местных макарон,а я наелся леденцов с чаем,дав себе слово при следующем походе принести пакет этих сладостей. Представьте, как приятно после долгого пути по мокрому лесу сидеть в теплой уютной избе и смаковать конфеты с чаем!
Ночь наступила внезапно,за окном прекратился дождь и на небе рассеялись тучи. Некоторое время я выходил на улицу,чтобы послушать журчание речки и полюбоваться звездным небом,в надежде увидеть северное сияние. Но, в этот раз Кольский не подарил этого чуда.



Утро наступило само по себе.На Природе встаешь полон сил,даже если за день до этого сильно устал. Не обошлось и без водных процедур в ледяной горной речке. Съев на завтрак остаток макарон с грибами,мы,оставив свои вещи(разумеется,кроме компаса,ракетницы,спичек и воды), отправились на берег озера. Оттуда планировали отправиться на гору, где хотели увидеть сейд. В нем,по приданию местного населения,живет дух шамана. К озеру спустились быстро,преодолев мост и пару завалов,оставленных ураганом. Найдя заветный пляж,сделали перевал,чтобы полюбоваться красотами водной глади и насладиться тишиной. Гуляя по берегу,встретили человека. Он оказался интересным собеседником,приехавшим сюда из Москвы. Вместе с другом,который ушел в горы,они провели тут два месяца и,судя по разговору,уезжать не очень-то и торопились.
От него мы узнали,как удобнее подняться к вершине. Путь был нелегок. Подъем в гору довольно крутой и нам пришлось приложить немало усилий,но все это было не зря. Виды,которые открылись,были великолепны. Таких пейзажей я еще не встречал никогда. Перед нами была вся чаша озера с его великолепием,Куйва представился во всей красе,а вдалеке открывалось соседнее Ловозеро с его островами,покрытыми лесом.



Мы шли по горному плато,наслаждаясь пейзажами и красками осени,которые дарили мхи и лишайники всех цветов радуги. Повсюду стояли указатели из камней,которые вели нас к сейду. Сразу хочу отметить тот факт,что сейдом сейчас называют любой камень или красивую пирамидку, построенную туристами,но все не так просто. Сейд у саамов – это не материальный объект. Сейдом саамы называют духа,живущего в камне. Углубившись в изучение этого вопроса,я узнал,что местом обитания сейда может служить не только камень,но и какая-то коряжка необычной формы или даже растущий необычным образом мох. Сейды в этих местах помогают охотникам и рыбакам не сбиться с пути и,чтобы задобрить духов,саамы приносят им дары в виде подношений из каких-то украшений или пищи,а так же оленьих рогов и рыбьих хвостов. До сих пор можно увидеть пшеницу или какие-то другие яства возле камней на озере. Такие подношения мы увидели на каменной плите,когда добрались до огромного валуна,к которому держали путь.



У меня всегда с собой запасен мешочек с пшеницей,мы принесли требу духу,живущему в камне и окунулись в тишину,сев рядом с ним.Отмечу: я никогда не ожидаю ничего сверхъестественного и всегда верю только своим глазам и физическим ощущениям.Погода была солнечной,но ветреной и по-настоящему осенней. Когда я дотронулся до камня,руки почувствовали тепло. Я отошел к соседним камням,перетрогал их все,в надежде на то,что их нагрело солнце,но все близлежащие камни были холодными,а вот сейд отдавал рукам довольно ощутимое тепло.Мистика?Возможно. На миг проскочила мысль,что я надумал это,начитавшись перед поездкой легенд,но моя жена,которая не вдавалась в подробности местного фольклора,сказала, что тоже ощущает сильное тепло.Живет ли в этом камне дух?Пожалуй.Состоит ли он из какой-то определенной тепловыделяющей породы?Сомневаюсь. Все камни вокруг состояли из той же породы,но были холодны.Если Вы считаете, что это мистика,пишите и я подробно расскажу Вам маршрут!
День близился к своему завершению и нужно было успеть дойти до избы. Как это часто случается с нами,мы решили возвращаться странным маршрутом. Вернее сказать – без маршрута вообще. В итоге мы оказались на крутом обрыве и на свой страх и риск поползли по камням. Путь был крайне труден иопасен.Но места эти манили и,по ощущениям,были не против таких шалостей.В награду мы прошли через красивейший водопад,к которому не ведет ни одна тропа и виден он лишь из леса и долины,наелись черники необычно огромных размеров и погуляли по девственным лесам.



В итоге,пришли почти к избе,перешли по мостику на другой берег речки,в которой купались утром и еще засветло затопили печь.Весь вечер мы обсуждали поход,читали заметки,оставленные туристами в журнале и писали свой отзыв для будущих жильцов.
После трудного дня заснули быстро и потому проснулись рано.В последний день на озере нашей задачей был трудный марш бросок вокруг озера,через брод и дом егерей,подъем на гору и выход с озера по горному плато.Компактно собрались,потеплее оделись и выдвинулись в путь,поблагодарив за гостеприимство духов места и уютное пристанище.Спустившись к озеру встретили двоих друзей,к которым подплывал на лодке егерь.Спросили,как лучше пройти брод и где подняться на плато.Егерь подробно все рассказал и обмолвился о том, что может нас отвезти на другой берег.Отказаться от его предложения было невозможно.Нам хотелось пройти по плато и пересечь брод,но соблазн проехать по озеру был выше.Решение было принято и мы не пожалели об этом.



Выехав на озеро,нам открылись потрясающие виды.День подарил облака,спустившиеся с горного массива в чашу озера и создали потрясающие виды вокруг.Куйва среди облаков казался еще большим великаном и мирно провожал нас.



По преданиям,если разозлить Куйву,на озере поднимется жуткий ветер,переворачивающий лодки,начнется ливень,от которого не укрыться. Но не сегодня. На озере стоял штиль. Ни одной капли не упало с неба,а значит,духи не узрели плохого в наших действиях и одобрили наше присутствие в этих местах,за что им огромная благодарность и низкий поклон!