Сиреневый рай Латвии

…Сирени запах жуток. Он грудь пьянит несбыточной весной..”
Игорь Северянин



Мне всегда жалко, когда заканчивается май, самый яркий, как мне кажется, месяц весны. Лето, каким бы хорошим оно ни было, но это все равно шаг на встречу осени, а в мае кажется, что все еще впереди.

В этом году май побаловал Прибалтику необычайно теплой погодой, дивным цветением яблонь, каштанов и пьянящими ароматами черемухи. А потом распустилась сирень, и весна заиграла особыми красками.



Я не знаю, есть ли на свете люди, которые не любят этот аромат. Его невозможно забыть и сложно не узнать. Моя бабушка хранила, как зеницу ока, подаренные ей когда-то духи “Рижская сирень” и даже не догадывалась, почему именно в Латвии производили в свое время этот знаменитый парфюм.



А все дело в том, что на юге Латвии, в 30 км от Елгавы, в небольшом городке Добеле один невероятный человек однажды разбил райский сад. Звали этого мечтателя Петерис Упитис (1896-1976) и его заветным желанием было превратить Латвию в настоящий цветущий сад. В молодости он на велосипеде с походным мешком объездил всю Латвию, изучая деревья, кустарники и цветы, произрастающие на территории его родной земли.



В 1956 году в пригороде Добеле на выделенной ему для сельскохозяйственных экспериментов земле этот селекционер-самоучка разбил небольшой сад и стал высаживать здесь диковинные для Латвии растения и деревья: например, абрикосы, виноград, черешню, грецкий орех, айву и пальмы в кадках, которые стали главной достопримечательностью жилого дома выдающегося садовника. Так, вплоть до сегодняшнего дня Добеле остается самой северной точкой Европы, где массово растут абрикосы и где производят изделия из них.



Главной целью селекционера было вырастить подходящие для латвийских условий зимостойкие сорта фруктовых деревьев, которые приносили бы высококачественные плоды. В поисках подходящих растений Петерис Упитис посетил почти все советские республики. Кроме того, с этой же целью он переписывался с селекционерами и садоводами не только всего Советского Союза, но и Канады, Франции, Австралии, Японии и США. В Добеле ежедневно приходили пачки писем и посылок из разных советских республик. Кто-то присылал семена, кто-то спрашивал совета. И ни одно письмо не оставалось неотвеченным — Петерис Упитис находил время на все, несмотря на то, что в любую погоду проводил в саду по 18 часов в cутки. Местные жители прозвали страстного садовода чудаком, иногда подшучивая над ним и его тяжелым характером.



Но помимо необычных для Латвии фруктовых деревьев, Петерис Упитис занимался и разведением сирени. Благодаря своему неисчерпаемому энтузиазму, ему удалось собрать в Латвии уникальную коллекцию сирени, несколько сортов которых он вывел сам. Самые известные — “Радость бытия”, “Девушка Добеле”, “Матушка Эде Упитис” и, конечно, его знаменитый “Мечтатель из Добеле”.



Сегодня в саду Добеле представлено более 200 различных сортов, гибридов и видов сирени. Каждый год в конце мая-начале июня всю эту красоту можно увидеть своими глазами, посетив уникальный сиреневый сад на юге Латвии. Под звуки красивых мелодий, доносящихся с небольшой сцены, можно вдыхать чудесный аромат самого весеннего цветка, которому посвятил всю свою жизнь необыкновенный чудак из Добеле.