Собор Антверпенской Богоматери: куда делась вторая башня и при чём тут Рубенс?

Продолжаем экскурсию по Антверпенскому собору. Первый камень в фундамент готической церкви был заложен в 14 веке. Основные работы завершились только спустя два столетия, но собор до сих пор остаётся недостроенным. Если взглянуть на одну из старинных гравюр, становится ясно: башен должно было быть две. Причём одинаковой высоты. Но задуманное так и осталось на бумаге. 

Что ж, посмотрим, как выглядят интерьеры. Вход, кстати, платный. Бесплатно могут пройти только резиденты Антверпенской провинции, остальным придётся раскошелиться на 12 евро. Но я вам скажу, оно того стоит. Собор впечатляет своей красотой не только снаружи, но и внутри. Как это часто бывает, здесь сплетено сразу несколько стилей: готика, барокко, рококо, ренессанс и неоготика. А ещё пространство внутри кажется ну просто огромным. Говорят, что это ощущение не покидает тебя даже во время мессы, когда здесь собирается много людей.    

Главные художественные сокровища собора — это, конечно, работы Питера Рубенса. Среди них триптих «Снятие с креста» и «Вознесение Пресвятой Девы Марии». Посмотреть на эти шедевры можно в моей предыдущей статье. И в ней же я рассказал о трогательном памятнике, который находится рядом с собором.

А пока хочу вам рассказать о другой интересной инсталляции, которая находится внутри храма. Недалеко от главного входа установлена скульптура Яна Фабра — одного из моих любимых художников. Да, некоторые его работы выглядят странновато, но зато они всегда узнаваемы. Этот арт-объект называется «Человек, несущий крест». Он отсылает нас к триптиху Рубенса «Снятие с креста», о котором я уже упоминал. Фабр снова изобразил себя самого, как и в одной из прошлых своих работ «Человек, который измеряет облака». Только вместо линейки у него в руках четырёхметровый католический крест. Этой работой Фабр говорит нам: надо не просто взять крест, а найти баланс, чтобы удержать его в руках. Когда баланс будет найден, отыщется и смысл жизни.