Сомалиленд. Почувствуй себя звездой

Сомалиленд – это островок мира и безопасности на территории бывшего государства Сомали, терзаемого войной. У непризнанного государства есть свои деньги, правительство и даже посольство в столице соседней Эфиопии, Аддис-Абебе, где можно получить визу Сомалиленда.
Но желающих не так уж и много.
Харгейса – столица Сомалиленда, не отличается архитектурными изысками. Типичные дома коробки, песок под ногами и черные провода, опутавшие город. Но, стоит только путешественнику оказаться на улице, как всеобщее внимание прохожих, торговцев и водителей обращается на него. Кто-то пытается пообщаться, кто-то дарит ветки чата, кто-то сигналит из машины, чтобы поприветствовать чужестранца.
Местные обменники – это солидные джентльмены на базаре с кучей денег, разложенных прямо на земле. Каждый меняла привозит пачки купюр на садовой тележке, словно картошку и вечером увозит обратно домой. Как же приятно, обменяв сотню долларов, получить взамен несколько пачек сомалилендских шиллингов в прозрачном пакете, с которым можно спокойно гулять по улицам. Никто не проявлял интереса к нашим деньгам и это было вдвойне приятно.



Палатки торговцев чатом – часть городского пейзажа. Ветки чата, связанные в веники, продаются почти на каждом шагу. Поедатели чата, словно разборчивые гусеницы, выбирают самые нежные листочки. На новичков этот лёгкий наркотик не оказывает никакого действия, кроме слабительного.
Тонны чата доставляют самолётами из Эфиопии, где он и произрастает.
Аналог наших ресторанов и баров – это чайные, в которых посетители только мужчины. За чашкой крепкого чая с молоком обсуждают деловые вопросы или просто общаются.
Хочешь почувствовать себя звездой? Отправляйся в Сомалиленд! Каждый третий прохожий хотел с нами пообщаться или сфотографироваться.
Через несколько дней, мы уже знали несколько фраз по-сомалийски и могли поддержать простой разговор.



На окраине Харгейсы живут настоящие кочевники в палатках, сшитых из клеёнок и за забором из колючего кустарника. Забор строится при помощи палки хангола, с одной стороны похожего на рогатину, а с другой – на крючок. Хангол – статусная вещь для кочевников, продаётся в лавке с духовной литературой.



Пять раз в день жители города встают на молитву по призыву муэдзинов, с многочисленных мечетей.
Здесь достаточно строго соблюдают нормы ислама. Много женщин на улицах в паранджах или в длинных просторных одеждах.
Бербера – портовый и очень тихий город, куда попасть оказалось не так просто. Выяснилось, что для проезда в Берберу, надо иметь разрешение от Министерства туризма и полиции. И еще рекомендовали нанять вооружённую охрану. Важная бумага была получена, а от охраны мы отказались.



В Бербере сохранились старинные дома и мечети. И, в плане архитектуры, она поинтересней столицы.
Посетили порт, построенный при помощи Советского Союза. Начальник порта, узнав что мы русские, напоил нас чаем и разрешил гулять, где захотим. У причала стояли деревянные индийские суда, гружёные рисом. Капитан позвал нас на борт. Команда играла в шахматы. Оказалось, что они уже восьмой раз в порту и ни разу не выходили в город. Мы им рассказали как весело проводим время в Сомалиленде. На следующий день всю команду мы повстречали на базаре. Им было уже не страшно.
Пляжи Берберы пустынны и прекрасны. На многие километры ни одного туриста. Можно загорать, бегать за крабами и купаться.
Сомалиленд оказался удивительной страной, где при отсутствии достопримечательностей, мы чудесно провели время. Благодаря сомалийскому народу, неизбалованному туристами.