Страна воздушных змеев - 2
День второй.
Отведав на завтрак опять чего-то новенького: традиционного супа, который нужно смешать самостоятельно, рисовых «кнедликов» с пряно-сладким мясом внутри, сладкого картофеля и полупрозрачных рисовых «голубцов» с зеленью, мы отправились в дельту Меконга.
Дорога шла в основном между фруктовых плантаций, но встречались и рисовые поля. Сочная зелень и цветы были всюду, поля прорезали оросительные каналы, в которых часто плескались утки. Сельские домики были небольшие и очень простенькие. Они белели посреди полей и плантаций. Также белели островки могилок с каменными памятниками – местные хоронят родственников на своей же земле, недалеко от дома.
Поля и сады разных оттенков в зависимости от растений и от стадии «производства» - урожай собирают здесь несколько раз в год. Все ухоженное, техники не видно – в основном ручной труд, и сколько же это труда!
Но больше всего мне понравились воздушные змеи. Чуть ли не над каждым полем реял в небе змей и ребятня суетилась где-то внизу. Похоже, это любимое развлечение сельских вьетнамских детишек. Так и запомнится мне эта страна: зеленые просторы полей и садов с парящими над ними воздушными змеями.
В дельте Меконга на большом деревянном катере с резным носом – головой дракона, мы доплыли до кокосового заводика. Это аттракцион для туристов, демонстрирующий как разнообразно местные жители используют кокос и части кокосовой пальмы. Там нас угощали кокосовыми ирисками, медовым чаем и экзотическими фруктами.
Затем мы пересели на маленькие лодки – джонки, которые приводили в движение в основном женщины с помощью одного длинного весла. На этих лодочках мы плыли по узким протокам между джунглей. Вода мутная, коричнево-зеленого цвета, тропические растения подступают вплотную и свисают над ней, образуя живописный коридор. Солнце палит, но мы в традиционных панамах. Маленькая, худенькая босая вьетнамка в такой же панаме лихо управляется с легкой плоскодонной джонкой. Возле пристани трое мальчишек купаются, прыгая в мутную воду с узкого мостика.
После мы сели на тук-туки, и это путешествие доставило много положительных эмоций. Ехали по узким петляющим дорожкам близлежащих садов банановых и манговых деревьев.
После обеда, где нас угощали местной рыбой, похожей на леща, и очень красиво запеченной, была пешая прогулка по тем же садам. То и дело попадались жилые домики, прячущиеся под широкими листьями пальм и тропических деревьев. Кричали петухи, среди которых были и бойцовские.
В одном из таких домиков был музей, а вернее коллекция разных предметов старины. Для того, чтобы посмотреть ее всю, не хватило бы и недели. Домик был просто переполнен статуэтками и картинами, религиозными и бытовыми предметами и прочим, прочим, прочим из фарфора, металла, камня, стекла, тростника… Вероятно, там есть много ценностей с культурной и исторической точки зрения, но для меня очень интересной фигурой был сам хозяин домика: подвижный и веселый старичок, учивший всех желающих лазать на пальму за кокосами.
Были мы также в деревне, где женщины плели циновки из тростника. А вечером, перед отъездом, побродили по Сайгону. Посмотрели на то, как с наступлением сумерек все тротуары вокруг превращаются в кафе. Местные жители едят на улицах, прямо у дороги, сидя на маленьких стульчиках или прямо на своих мопедах. Рядом с ними – дети и их любимые собаки.
Сложно предположить, что собак в Азии иногда едят, потому что любят своих четвероногих братьев вьетнамцы не меньше, чем арабы и турки – кошек. Но это не благополучная Европа, где по вечерам хозяева чинно выгуливают своих холеных титулованных псин, с них самих ростом. Собачки во Вьетнаме в основном маленькие и неизвестной породы. Они почесываются, иногда всклокоченные, но выглядят упитанно; восседают возле лавок или едут на мопедах вместе с хозяевами, и по статусу, наверное, сравнимы с Буддой. В Сайгоне ни одна собачка не тявкнула в нашу сторону, вероятно оттого, что живется им там вольготно. Мы заходили в один из храмов, где жили бездомные собаки. Они спокойно выполняли свою миссию – позировали перед нашими фотокамерами посреди цветов и благовоний.
Вечером мы вместе с рюкзаками «погрузились» в sleeping bus. И это транспортное средство заслуживает особого внимания, так как оно очень комфортное, если сравнивать с обычными автобусами. Возникает вопрос, почему в нашей безмерно протяженной стране, где до некоторых пунктиков на карте «три года скачи – не доедешь», а междугородний автотранспорт бывает в пути и более 10 часов, «ночной автобус» не известен науке? В общем, несмотря на бьющий в глаза свет, продувающий насквозь (и заставивший некоторых одеть шапки) кондиционер, неумолкающее вьетнамское радио, этот транспорт намного лучше наших российских междугородних автобусов.