Как поладить с представителями племён
Я часто вспоминала о народах юга Эфиопии. Мне мечталось ещё раз посмотреть на это необычное зрелище, где люди в костюмах из кожи, с причёсками-жгутами, бисерными и металлическими украшениями живут своей натуральной жизнью, а для меня будто на другой планете, в параллельном нам мире. Вторая поездка в Южную Эфиопию была очень желанной.
Кей Афер
Сегодня четверг. В Кей Афере базарный день, где соберутся цимаи и хамеры (бена) не столько для торговли, сколько для общения и знакомств. Один день в неделю люди расслабляются, и это правильно. Уезжаю из Джинки в поселение Кей Афер, где собираюсь попасть на традиционный базар.
Ехала два с половиной часа, а по приезде сразу устроилась в комнату отеля под названием Nasa Hotel, куда воду приносят в больших вёдрах каждый день. Что-то на юге совсем с водой туго. Сотрудница за старание получила мою благодарность. После всех важных дел по заселению отправилась на только что заполнявшийся рынок неподалёку.
Нахожусь среди народов Южного Омо. Планирую несколько дней пробыть рядом с цимаи, хамер, мурси, арии. Но это не только здесь, ещё в Демеке и Джинке.
Туристов тут практически нет, не считая «однодневок», которые группами приезжают на арендованных джипах и уезжают тем же днём. Им хватает часа, чтобы сделать желанные фото, заплатив за каждое из них, а все истории о племенах им расскажет гид. А я поживу среди людей странного обличья и почувствую себя пришельцем из мира белого человека.
Заметила, абориген нынче любопытный пошёл. При каждой покупке народ заглядывал в мой кошелёк, пытаясь определить степень достатка очередного туриста. Мы раздражаем эфиопов своими тратами, за что получаем ответную неприязнь за их бедность. Как бы мы не старались лезть к народу в душу, улыбаться им, говорить комплименты костюму, украшениям, эфиопы ждут от нас только подаяния. Такова человеческая сущность. Всё мы похожи.
Заметила, что турист перестал активно ездить на юг Эфиопии. Здесь неоправданно высокие цены за все. Самое простое проживание в отеле предлагают по цене «трех звезд». Стоимость проезда при виде белого лица часто завышают в два раза. Но я готова мириться со всем этим ради желанной встречи.
Мне пока удаётся ладить. Я раздаю игрушки с бижутерией за каждое фото и каждую добрую услугу. Иначе мой фотоаппарат уже давно бы был побит камнями. Надеюсь, на юге страны мне удастся растопить сердца эфиопов и заставить их улыбаться.
Базар в Кей Афер к двенадцати часам вступил в стадию «наивысшего расцвета». Здесь сошлись воедино все окрестные хутора хамер и цимаи. Но не только базарная площадь принимала весь этот странный люд. По улицам поселения разбрелись представители двух племён. Женщины резко контрастировали между собой.
У женской половины хамер жгуты намазаны красной глиной и жиром. Вместо платьев они носят одежду из шкур животных, оттянутых по краю воланом и увешанных тяжёлыми ракушками. Хотя сейчас всё чаще можно видеть на них те же полосатые юбки под шкурами.
Украшения из бисера, ракушечных перекидов, металлических ошейников, поясов столь разнообразно, что описать довольно сложно. Верхняя часть тела обычно укрывается всеми моделями бус и ожерелий, но это в своей деревне, а на базар в «город» женщины надевают модные здесь полосатые и яркие футболки.
Женская половина народа цимаи носит яркие широкие юбки, много украшений из бисера, а причёска у них ровными рядами из мелких косичек по всей голове. Полосатые футболки у них тоже в ходу. Такая незаменимая вещь у жителей долины реки Омо. Их обожают все! Мода на «полосатость» не меняется годами. Есть на то причина, и это не только яркость и красота.
Мужчины хамер и цимаи тоже наряжаются в полосатые вещи, но к футболке или майке ещё прилагается полосатая юбочка с запАхом. Приветствуется длинная палка в руках, даже если рядом нет стада, а ещё необходимо иметь при себе маленькую аккуратную табуреточку бркута с резным рисунком.
Она по своей конструкции напоминает катушку. Такой атрибут национального костюма у меня всегда вызывал интерес. К нему у аборигенов особая любовь. Бркуте придают изящную форму, украшают резьбой, покрывают лаком. На ней не только можно посидеть, на ней удобно спать, положив круглой ножкой под шею. Самую красивую бркуту подают гостю.
Мужские украшения у цимаи и хамер очень схожи – всё те же бисерные бусы, браслеты на руках и ногах, цветные заколки в волосах, детские солнечные очки в яркой оправе на маковке. Глиняные черепки в виде еврейской шапочки мужчины хамер приклеивают к затылку, чем придают своему черепу слегка вытянутую форму, а это им кажется красиво. Хотя надо сказать, что народы Южного Омо и в самом деле красивы, если бы не «уродовали» себя тарелками в губе, дырами в ушах, шрамами на женских спинах, татуировками из мелких порезов.
- Табуреты бркута
Все они говорят диалектом кушитской группы африканских языков, и, следовательно, понимают друг друга. Базар в основном построен на товарообмене, поэтому деньги в руках продавцов не часты. На туристов, если они есть, смотрят с надеждой. А кроме продуктов и бытовых вещей предлагают огромное количество сувениров мастерской работы.
Деревянные маски и статуи выставлены рядами, ножи и мачете блестят на солнце стальными лезвиями, понятное дело, красуются всевозможные модификации табуретов, украшения пёстрым покрывалом расстилаются по земле.
В торговле задействованы в основном женщины, они же в узлах, мешках и баулах несут всякий товар на базар, закинув кладь за спину. В синих бочонках женщины доставляют безалкогольное пиво чёрного цвета. Напиток пьют все:. Это первая сцена, которую ты видишь при входе на площадь. Плотной группой народ сидит на земле, на табуретках и попивает домашние напитки из кокосовой скорлупы. Часть посуды аборигены изготавливают из кокосовых орехов и плодов калабасового дерева.
Я вошла в гущу народа и попросила показать мне содержимое их сосудов, а мне даже попробовать дали. Чёрное питие я знала и пробовала не раз, тут же решила, что вкус будет другой. Оказалось, по всей Эфиопии готовят из зёрен сорго одинакового вкуса. Эта густая жидкость не имеет запаха, а тем более вкуса. В ней плавают мелкие частички злаков, их надо отдувать в сторону и пить. Народ с удовольствием попивает свой традиционный напиток. Не надо думать, что обычное пиво в бутылках людям неизвестно. Очень даже известно! После того как женщины продадут что-либо за деньги, мужья забирают эти копейки и идут толпой в бар. Там сидят, ведут разговоры пока не надоест.
Иногда встречались «чудики» раскрашенные под мурси и одетые в непривычный костюм, но в основном это были подростки, что пришли подзаработать на базар своими снимками. Из туристов была я одна и с готовностью платила всем. Теперь у меня столько фотографий, что за год не показать!
Я безжалостно раздавала свои подарки. Было отрадно, что люди улыбались и с удовольствием рассматривали сувениры. Они сразу прикалывали брошки, вешали на себя бусы и прилаживали к волосам заколки.
В какой-то момент подошёл мужчина с полуторагодовалой девочкой, у которой была обожжена ладошка. Лимфа текла беспрестанно. Человек попросил лекарства. Я вернулась в свой номер, где в аптечке имелся «Спасатель» и крем от солнечных ожогов. Всё это отдала отцу, что не уследил за своей дочерью и допустил такую беду. Очень надеюсь, что девочка выздоровела.
В Кей Афере есть одно место, где продают животных. Туда я тоже сходила. Надо сказать, что живностью торгуют только мужчины.
Женщин здесь почти нет, а если есть, то любопытные вроде меня. Да и понятно, животноводы они. А кому бегать за стадами по саванне, если не мужчинам с подростками? Вот им и карты в руки – сами пасут, сами продают, сами режут, разделывают и кушают мясо первыми. Жёны и дочери приступают к трапезе после мужчин, а достаются им «рожки да ножки». Дети грызут кости и облизывают котелок. Закон. Мужскому полу живётся проще. В Эфиопии мужчинам важно взять в руки посох и бркуту, а потом сплошная тусовка среди своих же, пока дети со стадом ходят и на помощь не зовут.
После того как обошла все базары, нашла себе удачное место для обеда. Здесь продавали тибс – инжеру с тарелочкой рубленого мяса, а вот напитки в Эфиопии не принято готовить, кроме кофе, разумеется. Поэтому народ запивает обеды напитками из бутылок, а они, надо сказать, довольно разнообразные и вкусные. Я всегда старалась пробовать новые виды, и мне это очень нравилось.
Во второй половине дня залегла у себя в номере, только послеобеденный сон не получился. Меня разбудил стук в дверь, за которой стоял молодой человек с увесистой «амбарной книгой», для полной важности в руке держал ручку, готовый вот-вот вписать моё имя в столь важный талмуд. И знаете, что он потребовал? Он потребовал денег за то, что я ходила на их базар! В какой-то момент потеряла дар речи, а потом справилась с таким неожиданным поворотом дела и заявила, что платить не стану, потому что его землякам раздала много подарков, да и вообще, базар не цирк. Билета туда нет. Гость на удивление согласился и больше запретов мне не было.
После двух дней в Кей Афере решила ехать в Джинку. Завтра пятница, и там базарный день. Мурси придут, надо будет с ними поздороваться. А ещё у меня о Джинке остались приятные воспоминания прошлого. Хочу повторить.