Хакасия. Место поклонения большой каменной старухе - Улуг Хуртуях тас

Предыдущая история - Места силы

Следующая часть - Праздник Айран Сузы

Языческие обряды никто не отменял. В нашей стране практически все малые народы имеют свои древнейшие традиции, связанные с культами. Вот и у хакасов есть свои реликвии, места поклонения, места силы. Одним из них является место близ аала Анхаков у Большой Каменной Старухи - Улуг Хуртуях Тас.

Поехала туда рейсовым автобусом. Так и сказала в кассе абаканского автовокзала, что хочу посмотреть на каменную старуху, а куда ехать не знаю. Их в регионе несколько. Вот меня и отправили к одной из них в нужное место. Более ста километров ехали по отрогам Западного Саяна, вдоль ирисовых лугов и голубых озёр.

Остановили мне в открытом поле среди менгиров у огороженной сакральной территории с просторными юртами.

Почитаемое место стало музеем, но силу свою от этого не потеряло.

Я туда. Ещё рано, но меня впустил сторож и предупредил, старуху руками не трогать и не фотографировать. Она находилась под крышей в самом конце единственной дорожки украшенной буддистскими лентами. Трёхметровое по высоте каменное изваяние с женским лицом и заметным животом беременной женщины насчитывает четыре тысячелетия своего существования. Двухтонная каменная глыба почитается хакасами, как мать матерей и исцеляет женщин от бесплодия. А для этого нужно обойти трижды остеклённый павильон с каменной старухой, затем преподнести ей угощение в виде молочных продуктов, а то и молочной водки, которую готовят в Хакасии сколько себя помнят, после того спокойно ждать ребёночка и он появится.

Существует много свидетельств тому, что старуха дарит материнство девушкам, иначе не поклонялись бы ей с начала второго тысячелетия до нашей эры и по нынешний день.

Возле изваяния познакомилась с одной ходовой бабушкой 80-ти лет.

Ходит быстро, говорит громко в силу плохого слуха, весело смеётся, да ещё массу легенд, стихов знает. Пока она проводила ритуалы, я терпеливо ждала, рассматривая на ней традиционный костюм. А потом к ней пристала и давай расспрашивать да фотографировать нарядную прихожанку.

Тут она мне и сказала, что сегодня на этой территории среди юрт состоится праздник айрана. Будет концерт, шаман и национальная еда, поэтому стоит остаться. Приедут люди со всей округи в традиционных костюмах, у каждого региона секрет изготовления айрана, привезут его с собой и будем пробовать.

Праздник благополучия проходит каждую весну. А пока я в полном восторге ждала съезда гостей, Алия, как звали мою спутницу, повела меня по юртам, чтобы показать их внутреннее убранство. Было интересно посмотреть на юрты с торговыми прилавками внутри, со столовой, служебные юрты.

Особенно интересно было в юрте шамана. Алия сразу запретила мне что-либо трогать, чтобы духи не разозлились. При этом она перебирала всякие вещи вроде ритуальных костюмов на вешалках, показывала атрибуты для камлания, барабаны, шкуры, странные головные уборы и бесконечно говорила заклинания духам, чтобы не обиделись.Поглаживала барабаны с бубнами, посохи, ножи, перекладывала оленьи рога и много разных предметов неизвестного предназначения. Только шаман Лёнечка знает что, куда и для чего. 

Она так ласково и душевно назвала своего шамана, что и мне захотелось так же его называть, конечно, за глаза. С ним встретилась позже. Экскурсия по юрте была очень интересная.

В заключение обхода увидела странный расколотый чурбак и спросила о нём у Алии. Она пояснила, что его раскололи работники музея под открытым небом, когда заготавливали дрова в зимнюю юрту. А внутри странный знак. Шаман Лёнечка на всякий случай сразу определил его в свою юрту.

Так и стал чурбачок экспонатом среди всяких нужных и очень волшебных вещей.

Мне же оставалось дождаться праздника. Народ в яркой расшитой одежде постепенно прибывал. Просто не наглядеться!