Три истока трех великих рек за три дня.

Бродя по просторам интернета я нашел информацию, что на Валдае находятся три истока велик русских рек. Волги, Днепра и Западной Двины. Ну, про исток Волгу я знал и даже побывал там два раза, о чем и писал на этом замечательном сайте. А что в пределах доступности находятся еще исток Днепра и исток Западной Двины - это была для меня новость. И решил я проверить, так ли это?

Наступил праздник - День России. Три выходных дня. Разгар лета. Самое время поехать поискать источники "силы". В прошлом году  в это время я ездил во Псковскую область. "Здесь начинается Россия!"  - так назывался мой маршрут. А теперь пусть будет "Три источника".

Стартую я из Петербурга. Местом базирования был выбран город Осташков, как наиболее равноудаленный от всех трех точе, в которых планировал побывать. Была забронирована комната в гостинице на две ночи.  Взял с собой свою сестру и одиннадцатого,  в шесть утра мы стартовали на поиски трех истоков. Пока ехали и по М10, и по М11 - это номера автодорог по направлению в Москву - то все было замечательно.  По пути заехали на заброшенный  старинный ж/д мост.

Вскоре, свернул на местную дорогу . Скорость сразу же упала, так как качество наших дорог оставляет желать лучшего. Но зато природа вокруг радует. Летняя русская красота.

Для этого сюда и ехали - чтобы глаза отдохнули от компьютера. Дорога местами становилась просто швах. Целые куски вырваны из асфальта, огромные дыры на полотне. Но я знал что ждать, поэтому и был готов к этому. А на границе Новгородской и Тверской областей асфальт вообще кончился. И пошел грейдер. Но по нему было легче ехать. Хотя бы не было откровенных ям.

Долго ли, коротко, а часам к шести вечера мы добрались до истока Волги.  А там прямо толпа народу была. С детьми, с бабушками. Целыми семьями народ путешествует. И кто на чем. Большинство на машинах, конечно, некоторые на велосипедах. Сейчас смотрю, не только по городу ездят на великах, а начали и путешествовать. Довольно часто велосипедистов на трассе встречал. А некоторые и с рюкзаками - пешком пришли сюда. В первый же день я достиг первой цели - побывал у истока реки Волги.

Мальчишка стоит двумя ногами на разных берегах Волги.

А день закончили посещением Нило - Столбенской пустыни .

Был вечер перед Троицей, и первый раз видели,  как украшают храмы к празднику молодыми березками.

И водной прогулкой  вокруг него по озеру Селигеру.

Отличное завершение первого дня, после поездки в шестьсот километров.

С раннего утра, а мы - "жаворонки", поехали искать исток Днепра.  Днепр я видел в Орше, в Могилеве и в Киеве. Там везде это большая река.

Путь наш лежал через город Ржев. Красивый старинный городок. В нем я был впервые. По нему  тоже протекает река Волга. И тут она уже похожа на реку, а не на вчерашний ручеек, который мы видели в Волговерховье.

Проезжая, мы не могли проехать мимо нового памятника - мемориального комплекса в память обо всех солдатах  Великой отечественной войны. Грандиозное сооружение.

Сродни Матери-родине в Волгограде

и солдату - освободители, в Берлине, в Трептов - парке.

А сколько народа приехало ко Ржевскому памятнику. Помнят люди!

Но наш путь продолжался. Дорога вела нас на границу Тверской и Смоленской областей. и как везде на границах областей дорога кончалась, и начиналось направление. Кошмар автомобилиста.

Но это компенсировалось великолепной русской природой, которая открывалась нам.

Последние сорок километров пошел грейдер. Но грейдер прямой как стрела.  И наконец мы  уперлись в стену  Свято-Владимирского мужского монастыря. Причем в прямом смысле уперлись. Дальше дороги не было. Все, приехали. Дорога к истоку пролегает прямо через территорию этого монастыря.

Далее - по деревянному настилу на болото. Где выкопана купальня, стоит часовня и написано, что это исток реки Днепр. "Остановись путник. Ты находишься у истока великой реки Днепр. Береги её." Но все красиво, благородно. И народу никого. Вообще никого, мы были одни. И мы достигли второй цели!

На обратном пути Алиса, девочка из навигатора, отказалась нас везти. Сказала, что спутников нет, а без спутников она не работает. Зараза! Пришлось по старой привычке по памяти, по расспросам местного населения искать обратную дорогу. И я нашел ее. Минут пятнадцать поплутал, правда. Но нашел дорогу и вернулся домой. Я горд собой. Не забыл еще  как ездить без Яндекс-навигатора.

И на третий день поехали к третьему истоку. К Западной Двине. Но с  утра я сходил на берег Селигера, встретил рассвет. Красиво. И на берегу встретил котика - рыболова. Первый раз видел, что кот реально ловил рыбу. В утренней тишине услышал шлепки по  по воде. Обернулся, а это кот бьет лапой по воде. Чудеса! До Западной Двины оказалось ехать ближе всего.  Через полсотни километров по шоссе увидели указатель "Исток Западной Двины". И четыре километра по лесной , дикой дороге. На этой дороге меня посетила мысль, а если колеса пробью? Причем сразу все четыре? Что тогда, останусь здесь навсегда? Абсолютно глухое место. Но все обошлось. Тойота рулит! И мы достигли  истока. Этот исток оказался наиболее близким к цивилизации, но и наиболее  диким. Опять болото в лесу.  Стоит часовня и крест. Табличка установлена. А кругом дикая природа. А какие там комары и слепни! Мы были с позором изгнаны оттуда летающими тварями, других слов я не нахожу. Были мы там не более десяти минут. Больше не выдержали.

Не могу удержаться и не поерничать. У нас она называется Западная Двина, а в Латвии Даугава. Ну раз в свете нынешней ситуации в мире прибалты выеживаются, отказались от нас и лают на весь свет про нас всякие гадости, и отказались от нашего газа и электричества, то нам ничего не стоит перекопать этот ручеек и оставить их еще и без воды, их "великой" Даугавы. Кстати это же касается и "незалежной" Украины. Ничего не могут без России. Даже рек своих нет.

И оттуда уже направились в сторону дома. Но по пути было еще одно место, в которое я хотел заехать обязательно. Ширков погост.  Ранней весной я ездил на автомобиле в Кижи. Полюбоваться на чудо русских мастеров. О чем тут есть мой предыдущий репортаж. Так вот церковь в Ширковом погосте называют "Тверские Кижи".  И она выше кижской и древнее. Построена аж в 1694 году. И без единого гвоздя! Это Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Шедевр работы русских мастеров. Сумасшедшая история у нее. Она даже была концлагерем у фашистов. И снести ее пытались несколько раз. Но спасло ее то, что находится она в глухом месте, в тупике. И про нее просто забыли. Я был тут первый и единственный раз, когда еще будучи студентом попал в байдарочный поход по этим местам. Это было в 1985 году.  И всю жизнь смутно помнил про нее. А тут, раз оказался в этих краях, грех было не доехать до нее. Тоже дорога так себе. Но вокруг уже понаехали - в основном московские дачники. Понакупали катеров и мощных моторок, и место стало уже не глухим и заброшенным. Скоро и там начнут деньги собирать за посещение места, как в Кижах.

А рядом, в начале двадцатого века построили каменную церковь. Деревянная уже не  вмещала всех прихожан, да и холодно было в ней зимой.

Насладившись русской красотой, мы решили наконец-то искупаться. Тут тоже раньше протекала река Волга, но где - то ниже по течению построили дамбы, и получилось из реки  озеро Вселуг, на котором и стоит эта великолепная церковь. Отдохнувшие и посвежевшие мы покатили домой.

А было жарко, солнечно. И вообще последний день праздников. Поэтому прошлось продираться сквозь все местные пробки. Потом выехали на М10. Вроде стало полегче. Ну а проехав Великий Новгород перебрался на платку, М11. И под аккомпанемент дождя въехали в город.

Вот так великолепно прошли у нас три выходных дня под знаком "Дня России".