Велоэкспедиция на Баскунчак и Эльтон
О том что именно вдохновило на это путешествие уже и не вспомнить. Совершенно точно велопоездка закрепила идею о том, что зимой, весной и осенью нужно путешествовать на велосипеде по югу, а летом по необъятному северу. Наверное, на эту новую парадигму велотуризма повлияло все то же путешествие от Черного до Баренцева моря в 2018 году.
Раньше майские праздники - это Карелия, Ленинградская область, Псковская область, регионы Золотого Кольца. Одним словом, все что севернее родного Московского региона. Туда, куда тепло придет еще позже.
Велоэкспедиция - это не просто велопоход, и тем более не спортивный поход. Это путешествие в неизвестные места, о которых недостаточно информации, с допуском большой вероятности форс-мажора.
Ожидаемые трудности на маршруте - длительные велопереходы без водоемов, приграничная зона, действующий военный полигон Капустин Яр и ветер. Если он измотает нас встречным направлением, нам придется воспользоваться услугами железнодорожного транспорта.
Проблему близости границы с Казахстаном и примыкающего к ней полигона решили групповые пропуски в приграничную зону. Пропуск оформляется через госуслуги в территориальном подразделении ФСБ (в нашем случае Астраханской и Волгоградской областей). Теперь нам не нужно заезжать на полигон и платить штраф за нарушение режима приграничной зоны. Штраф 800 рублей - эту информацию мы получили от одной из велогрупп, пойманной пограничниками на подобном маршруте годом ранее. "Не дорого", но тратить время на формальности и любезности не хочется.
Астрахань - Вольное
Отправная точка любого путешествия - аэропорт или вокзал. Астрахань нас встретила теплой, солнечной погодой и цветущей сиренью. А на вокзале мы встретили еще одну велосипедную группу, которая следовала похожим маршрутом. Их темп планировался существенно меньше и конечной точкой было озеро Баскунчак. К их приключениям мы еще вернемся =)
Непродолжительный осмотр города, завтрак и выдвижение на маршрут. За день нам удалось проехать порядка 125 км. Благодаря попутному ветру темп велопутешествия существенно увеличился, а расход сил существенно снизился. На пути было несколько остановок на отдых и обед. Ночлег устроили на одном из берегов канала и там же открыли купальный сезон.
Вольное - Сасыколи
Второй день путешествия и первая достопримечательность на пути - столица Золотой орды "Сарай-Бату". Эта точка притяжения туристов получила свое развитие на основе декораций к фильм "Орда" (2012). Удивительно, но кинодекорации стоят совсем недалеко от места, где находился настоящий монгольский город Сарай-Бату.
После посещения "города" мы решили не возвращаться на асфальтную дорогу. Шоссе заменили на грунтовые дороги вдоль реки Ашулук. После обеда ветер сменил направление на встречный. Скорость очень сильно упала и заключительные 45 километров мы ехали в два раза дольше, чем все предыдущие километры этого дня. Практически каждые 5 километров делали остановку на отдых.
Сасыколи - Верхний Баскунчак
Третий день велоэкспедиции предполагал удаление от цивилизации в бескрайние степи. По асфальту пройдено 25 километров. Ранний обед в крайнем населенном пункте, закупка водой и.... И ничего на горизонте. Только зеленая и свежая степь и изредка проезжающие поезда. Когда на 360 градусов окидываешь взглядом степь, понимаешь на сколько же огромна наша страна. Видишь на десятки километров вперед, а за горизонтом их еще тысячи. 65 километров медитации и созерцания, лишь убегающие вдаль лошади и бросающиеся под колеса суслики возвращали в реальность.
К вечеру мы были в поселке Верхний Баскунчак. Стремительно темнело. Быстро закупились продуктами на ужин и заночевали в поле, не доезжая заветного Нижнего Баскунчака, за которым нас ждало наше первое соленое озеро. Перед сном пришлось принимать душ прямо из пятилитровок питьевой воды. Телу требуется свежесть, а пресного водоема рядом нет.
А ночью шел дождь и готовил нам сюрпризы на следующий день...
Нижний Баскунчак и незапланированная дневка.
Одни мои знакомые товарищи, профессиональные психологи, говорили, что очень важно воспитывать в себе "толерантность к неопределенности". Потому что ничего запланированного на 100% не сбывается, а ориентироваться, порой, нужно быстро. После посещения озера Баскунчак мы планировали степями отправиться на Эльтон, минуя те самые полигоны и приграничные зоны.
А вышло вот так: полтора километра от палаточного лагеря до асфальтной дороги намотали на наши колеса всю степную глину. Добираясь до озера Баскунчак, мы намотали на колеса еще несколько десятков килограмм соленой глины. Моральный дух группы падал быстрее, чем темп нашего движения.
Ехать дальше таким темпом в двухдневном степном перегоне при таких же прогнозах погоды - это копать яму своим майским праздникам. Ничего праздничного не выйдет =)
Само озеро было не в самом привлекательном виде. После весны водное зеркало озера увеличено, серые облака не давали тех видов, которые можно встретить в интернете. По словам местных - нужно приезжать для таких видов не раньше июня. Но для велопутешествия это было бы чревато выходом из строя участников группы от перегрева или солнечного удара. Но тогда, в июне, джипы отвезут вас по белоснежной соли в середину озера, где можно будет искупаться на глубине.
Дождь дождем, грязь грязью, а на Эльтон нам нужно попасть! Из ситуации вышли просто - купили на всех билеты на следующий день на поезд от ст. Верхний Баскунчак до ст. Эльтон и арендовали деревенский домик для отдыха. Тем и прекрасны путешествия, тем они и отличаются от туризма: нет жестких планов, можно позволить делать себе все что хочешь, следуя своему главному направлению.
В результате этот день был одним из самых лучших за время путешествия. Мы отдыхали в своем домике в деревне, никуда не торопились, принимали душ, кушали сколько хотели и что хотели, мыли велосипеды, стирали и сушили вещи. Хорошо иметь домик в деревне!
Эльтон - бескрайние степи
Утро пятого дня велопутешествия ознаменовалось очень ранним подъемом. Нужно было быстро собраться, перекусить, добраться до станции Верхний Баскунчак и успеть упаковать велосипеды перед прибытием поезда. По своей глупости решили на "всякий пожарный" распечатать у кассиров билеты на перевозку велосипеда. И люди, стоявшие в кассе более получаса, чуть не опоздали на поезд, время стоянки которого было не более 5 минут. Компетенции кассиров РЖД в провинциях оставляют желать лучшего. Пользуйтесь лучше официальным приложением - быстро и просто.
Два часа дороги и мы выгружаемся на станции Эльтон. Нас сразу берут в оборот пограничники - выявляют главного, берут контакты, спрашивают пропуска и маршрут. С вокзала мы отправились на озеро Эльтон. Ехать не более получаса. Картина, которую мы увидели, существенно отличается от пейзажа озера Баскунчак. Нет никаких промзон по добыче соли, чистая и ровная гладь воды. На вкус вода очень и очень горькая. Не удержались и опять в "коралловых тапочках" прошлись по соленому озеру.
Дальше предстоял двухдневный автономный маршрут по степям без какого-либо выезда к населенным пунктам. А значит нам предстояло вернуться в поселок Эльтон, пообедать и закупиться продуктами на эти два дня.
В момент закупки поступил звонок от начальника смены пограничной службы. Пришлось потратить час чтобы навестить его и еще раз рассказать все тоже самое, что и сотруднику на вокзале. На "блок-посту" стояло несколько авто. Один из них был разукрашен в стиле "трофи" или "off-road", привлекла надпись "Рыбачий полуостров". Оказывается, что мы в 2018 году примерно в одно время с экипажем данной машины были на крайнем севере. Нам, велосипедистам, повезло с погодой больше, чем автомобилистам.
После увлекательных бесед с пограничниками и с автомобилистами-авантюристами мы продолжили путь в степи. И в отличии от предыдущих степей - тут нет ничего. Нет ни линий электропередач, нет железной дороги, даже живности практически никакой. Только невысокая трава и грунтовая дорога.
В степи мы столкнулись с единственной проблемой - проблемой туалета для женской половины команды.
Бескрайние степи - Маяк Октября
Шестой день - это 80 километров до цивилизации. Преодолели мы их к обеду, но это было не просто. Дорога постоянно петляла, менялся ветер, и зачастую он становился встречным. Это отняло много сил.
На пути мы впервые почувствовали отголоски военного полигона. В время одной из остановок на отдых мы услышали очень сильный взрыв. Он был где-то высоко в небе, но не так далеко от нас. Возможно, это были учебные стрельбы ракет ПВО.
В поселке Маяк Октября мы оказались со значительным опережением графика. В этот день мы решили сделать полудневку, нужно было отдохнуть и набраться сил перед финишной прямой на Волгоград.
Маяк Октября - Волжский
Очередной день пробега по асфальту, и в очередной раз ловим удачу за хвост. Ветер попутный, и половину из намеченных 90 километров мы пролетели буквально за два часа. Обед и перерыв на купания в реке Волга мы сделали в Верхнепогромное. Вода очень сильно ушла от берега, пришлось более ста метров идти до удобного места купания.
В Волжский мы въезжали под вечер. Полностью убитые и тесные дороги начали накладываться на усталость и портить настроение. Ощущение что город энергетиков построили прямо на разбомбленном фашистами поле во времена Сталинградской битвы. Тем, кто живет в регионах с такой инфраструктурой нужно давать орден Андрея Первозванного "за веру и верность" в этот регион. Заметьте, что то слова велосипедистов, которым "любые дороги дороги" и которые проехать могут где угодно!
Сюрпризом этого дня, после постановки лагеря, оказался стремительно надвигающийся шторм. В срочном темпе начали сооружать укрытие от дождя из всех имевшихся тентов. Но нам опять повезло, ливень обошел нас стороной.
Волжский - Волгоград
Последние 35 километров нашей велоэкспедиции, и мы в Волгограде. Катим по перекрытой после "Парада 9 мая" улице и любуемся солнечным и отремонтированным к ЧМ-2018 городом. Отельным аттракционом было проехать по дамбе Волжской ГЭС под шум турбин, генераторов, трансформаторов, стуков колес поездов о железную дорогу и падающей воды.
9 мая в Волгограде очень высокий туристический сезон и мест в гостиницах совсем нет. По совету наших товарищей заселились в хостел - то есть поставили палаточный лагерь прямо во дворе. А что так можно было? Можно!
А дальше было два дня отдыха, социализации и "исследования" праздничного Волгограда.
Степной велопоход - не простое в психологическом плане путешествие. Нужно быть готовым сутками к однообразию, переменчивости природы и устрашающим просторам, которые можно встретить еще лишь в тундре.
Вернемся ли мы еще в степи?
"Однозначно нет!"- сказали бы участники команды, когда мы возвращались домой. А сейчас, пока мы пишем этот репортаж, мы планируем еще 4 похода по степям. Один интереснее и суровее другого. И один из них уже в 2020 году на опять на майские праздники.