Велопоход к Телецкому озеру, Республика Алтай

Наконец-то дошли руки чиркнуть несколько строк об этом. С очень теплыми воспоминаниями набирал этот текст, листая страницы походного дневника, вновь смотря на карту...


Предыстория.



Идея о путешествии на велосипеде возникла давно, она долго вынашивалась и со временем становилась все более определенной, обдуманной, а вместе с тем приносила все новые вопросы и сомнения.
И вот наконец мы решили ехать. Мы- это автор статьи, которую ВЫ сейчас читаете, и Костин Данила, аспирант ИПЭЭ РАН, турист, и просто хороший человек. Не смотря на то, что идея вынашивалась давно, ехать собрались все же крайне спонтанно. Да и времени на поход было не очень много. Поэтому "целью" было выбрано озеро Телецкое (Республика Алтай), находящееся не очень далеко, в местах, крайне живописных и уникальных, как своей историей, так и природой, и людьми.
Принялись за составление маршрута... На мой взгляд наиболее интересными являются круговые маршруты, когда ниточка пройденных километров, тянущаяся по карте, никогда не повторяется. Благо, что дороги позволили нам провести линию пути, которую мы хотели бы видеть. И вот как это выглядело:



Маршрут не сложный, так как и места не дикие, и все переходы по достаточно хорошим, почти всегда асфальтированным дорогам. Прошу обратить внимание на слово почти. Участок Турочак- Таштагол, протяженностью более 100 километров грунтовый, и лично для нас это было неожиданностью, так как морально готовились только к асфальту. Вот картинка, отражающая перепад высот, для простоты ориентирования на ней отмечены наши стоянки (легко находятся на любой карте).


На участок в районе 300 км навигатор был выключен, поэтому там видно резкое падение высоты, ошибочка в общем.

До г.Бийск мы добирались на поезде с г.Юрга. До Юрги же ехали на велосипедах, своим ходом с Кемерово. Данная линия не отображена на приведенной выше карте.
Ну вот, маршрут составлен, все, в принципе не многочисленные, приготовления и сборы завершены- пора в путь.


День 1. (21.05)


06:10' Выезд из Кемерово. Погода шепчет. На небе не облачка. Проехали около часа: скорость примерно 20 км/ч. Летим дальше!
~10:00'-10:30' Все очень плохо. Так тогда показалось. Усталость все сильнее дает о себе знать, коротких привалов по 5-10 минут не хватает, чтобы восстановиться. По времени вроде успеваем, но впритык. Легкая паника... Юрга, где ты?!
~12:00' Заехали в Юргу. Сил уже не так много. Останавливаемся и спрашиваем у прохожих, где ЖД Вокзал, и всегда один ответ: "тут близко, вам всегда по главной". Едем, едем, торопимся, ведь поезд не будет ждать. Наконец-то вот и он- долгожданный вокзал.
Планировали быть на вокзале в 11:00'-12:00'. По факту 13:00'. Самочувствие скверное, устали...
Упаковываем велосипеды, садимся в поезд. На часах 13:40'. Проводница- хорошая добрая женщина (не торопила при посадке, в поезде помогла разместить велосипеды). Соседка одна- Ирина: женщина лет 40-50, из Красноярска. Очень общительная и отзывчивая. В общем обстановка вновь располагает к хорошим впечатлениям.



Под умиротворяющий стук колес поезда, потягивая горячий чай обсуждаем день. Почему все прошло не так, как хотели? Все дело в одном- опыт! Нет его. Во-первых не стоит никогда рассчитывать время как в бухгалтерии- по минутам. Конечно что-то всегда может пойти не так, а спешка это всегда враг. Во-вторых езда на груженом велосипеде это не налегке, не те скорости, не та легкость. Хотя здесь есть спорный момент. Обычно в велопоходах основная часть вещей как-раз таки грузится на двухколесного коня, но это делает из велосипеды неповоротливый утюг. Его сложнее разгонять и останавливать, а езда в подъем или по бездорожью вообще сущий ад. Мы же ехали, неся всю поклажу на спине. Велосипед при этом все также вам верен, но вот спина-то уже нет. Оправданно ли это? Каждый решает для себя сам. Ведь в пеших походах несут такие рюкзаки на плечах... Забегая вперед скажу, что к весу мы привыкли, и на второй- третий день рюкзак перестал казаться непосильной ношей.


День 2. (22.05)



06:00' Мы в Бийске. Собрали велосипеды, тронулись.



~10:00' Приехали в Сростки, родину В.М.Шукшина. Поднялись на гору Пикет, где установлен памятник писателю. В Сростках люди помнят о своем земляке, и это память искренна. Все мемориальные места, музеи ухоженны, и ,что не мало важно, помещаемые. Это приятно видеть.
С горы открываются красивые виды. Свободно так... Где-то на горизонте лежат холмы и горы Алтая. Здорово, как-будто и не надо ехать дальше. Мы уже там, где душе хорошо, а значит, мы на месте...



Идем на Горно-Алтайск.



Погода портится, и уже на подходе, в Майме, попадаем под дождь. В Горно-Алтайск приезжаем уже уставшие, грязные и голодные. Как всегда, о самом простом и забываешь. Ситуацию поправляет местная шаурма. Набираем воды и уходим дальше, на 10 километров от города. Находим место для лагеря, встаем.



Едим, греемся, спать... Так заканчивается первый день уже Алтайской поездки.


День 3. (23.05)



~10:00' Проснулись. Проспали ровно 12 часов. Ну что же, хороший сон еще никому не мешал. Завтракаем. Собираемся. Стартуем.
Въезжаем в деревню Карасук. Если и есть на свете рай для русской души на Земле, то, может быть, он где-то здесь. Горы и небо. Люди и кони. Все так просто и тихо кругом...
Набираем высоту. Заезжаем на Чойский перевал (высота 650 метров).



После хорошего подъема хороший спуск. В кой-то веки удается хорошо разогнаться. Километры неспешно бегут на одометре навигатора, мелкие деревушки одну за другой, и вот мы в Чое- районном центре. Покупаем кое-что на перекус, отдыхаем, и снова в путь, неторопливо наматывая километры на педали.



Картинки меняются одна за одной, горы, деревни, ручьи... Съедаем несколько хороших подъемов, и вот мы здесь. Где-то на холме. Даня пишет дневник, а я все что-то напеваю. Хорошо здесь. В такие моменты чувствуешь, что живешь. Ветер колышет траву, где-то в чаще леса кричит кукушка, над головой плывут облака, знать бы куда. Но им бы жить, и вся награда... Сейчас мы здесь, и это здорово.



Прокрутили педали еще часа полтора. После небольшого спуска вылетаем на мост через реку Бия. Здесь и встаем, на правом берегу в соснах. Разводим костер, сжигаем мусор, оставленный кем-то до нас, ужинаем. Традиционные 150 грамм для сна... иду спать, а Даня сидит у костра. Никуда не торопясь подумать о том, до чего нет дела в городской спешке и суете.




День 4. (24.05)



День начался с солнечного утра. Хорошее начало, тем более что сегодня уходим на Телецкое. Завтракаем, собираемся и в дорогу. Километров через 20 въезжаем в Кебезень, суровый поселок, где дети летом катаются на железных санках с деревянной горки. Перекусываем и катимся дальше. Дорога выходит к Бии, и теперь идет почти рядом с водой, то слегка уклоняясь, то снова спускаясь к реке.на подъезде к Артыбашу дорога идет вниз, но разогнаться не дает сильный ветер, дующий с реки. Не в силах совладать с ним останавливаемся передохнуть в шаге от Артыбаша, на берегу под сосной с лаконичным объявлением "Рыба" на дощечке, прибитой к этой сосне.
Вот наконец и Артыбаш. С первых метров видно что все здесь живет туризмом. Жилые дома где-то на втором плане уступают место на главной улице веренице кемпингов, гостиниц, сувенирных лавок. Вдоль берега стоят лодки самых разных мастей, хозяева которых за разумную и не очень плату готовы показать достопримечательности Телецкого озера. Пересекаем Артыбаш на сквозь- встать с палаткой как-то негде, дальше дорога идет на Яйлю, конечный пункт, до которого можно добраться на колесах. К сожалению нам ехать до туда уже не позволяет время...
Останавливаемся на берегу. Погода сегодня радует, на небе не облачка, на озере ветра почти нет. В нескольких десятках метров на воде, как сигнальные буйки, лежат утки, качаясь на волнах от периодически проходящих катеров.
Перед нами, по ту сторону озера, высится покрытый лесом холм, а чуть левее, там где скрывается озеро за своим поворотом, сияют горы, снежники которых, такие манящие, блестят на солнце. Там, по ту сторону Золотого озера, "Алтын-Кель", как называют его местные, открывается иная, скрытая от любопытных глаз, первозданная красота.



За разговором о море мы приговариваем по бутылочке пива и собираемся обратно. Прощаемся с озером, обещая вернуться вновь. Уже в совсем другом формате, но это будет уже совсем другая история.
Стоянку делаем на берегу Бии, в 10 километрах от поселка. Готовим на газу, но костер все-таки разводим- посидеть, поговорить. Темнеет очень быстро. Хорошо, что не остались в Артыбаше- здесь тихо, лишь автомобили да редкие камни, срывающиеся с лежащего по ту сторону дороги курумника, нарушают тишину. День проходит хорошо...


День 5. (25.05)



Проснулись. На улице дождь, хороший дождь. Ночью был сильный ветер- с велосипедов сорвало край тента и дождь залил некоторые вещи. Готовим на завтрак кашу и завтракаем в палатке. Погода пока что не дает возможности даже показать нос из палатки.
Вот небольшой перерыв в капризах стихии- хорошая погода. Начали собираться, но думали, что поедем все же под дождем. Но выезжаем по хорошей погоде, удается даже позагорать.
На хорошей скорости добираемся до Турочака. На все пути дорога живописная и достаточно хорошая.
Однако после идет грунтовка, и проехав около 30 километров мы прилично устаем. Тем более что вся дорога превращается в затяжной подъем. Мест для лагеря хороших нет, но время не ждет, и на горы ложиться вечер. Почти стемнело, поэтому встаем как пришлось, почти на дороге, около моста через ручей. Высота 570 метров. И сил не на что нету. Поели и спать...


День 6, он же заключительный. (26.06)



08:00' Проснулись. Встали пораньше, так как хочется пораньше приехать в Таштагол, быть может тогда и с Новокузнецка успеем уехать до дома... Да и не спиться на камнях.
Ну а пока у нас завтрак и расторопные сборы. Идет дождь, небо затянуто от горизонта до горизонта, но ждать хорошей погода нет смысла и времени.
Почти сразу после выезда начинаем набирать высоту. Мокрая грунтовка не дает такой скорости как вчера, да и разгоняться в подъем не особо хочется. Счет высоту на навигаторе разменивает сотню за сотней. На высоте 850 метров лежит снег, дождя нет. Есть сырость и холод. А дорога, дорога без конца бежит вперед, скрываясь в пелене тумана.
Наконец-то забираемся на вершину перевала- 940 метров. Снега здесь немного больше, а видимость около 100 метров. Вот она какая, граница Кемеровской области. Встречает родной край...



Затяжной 7-ми километровый спуск забивает грязью и песком все. После спуска надолго мы уже не останавливаемся. Идет проливной, еще не летний, дождь, и нам ни чего не остается как крутить педали по разбитой грунтовке. Пара часов и мы на автовокзале в Таштаголе. Все...
Несколько глотков "Старого Кенигсберга" возвращают бодрость духа. Пакуем велосипеды, покупаем билеты до Новокузнецка. Так и завершается наш первый велопоход, открывший для нас пестрое полотно Алтая. Место, куда мы будем возвращаться...


Для тех, кого заинтересует- трек для навигатора:
https://yadi.sk/d/thfXlXkTkMzvX

Небольшое видео, посвященное походу.