Выходные в Переславле-Залесском
Город, основанный в 1152 году, площадью в двадцать два с половиной квадратных километра и с чуть более сорока одной тысячей населения всего на 5 лет младше, в 110 раз меньше и 290 раз безлюдней Москвы. Родина Русского флота, лежащая на берегу красивейшего озера 140 километрами севернее столицы - Переславль-Залесский.
Мой приятель уже несколько лет работает в радиусе 500 км от столицы, благо образование и опыт работы позволяют ему зарабатывать достаточно для безбедной жизни в регионах. Несколько лет он жил и трудился в Костроме, Ярославле, Иванове. И всегда, не реже двух раз месяц, приезжал в родной подмосковный стодвадцатитысячный городок навестить близких. Несколько месяцев назад он "переехал" на переславское пищевое производство. С того времени он редко и неохотно навещает родные края. Я решил выяснить, почему же его "обратно не тянет"? На это у меня отведено чуть меньше трех дней. В рассказе я постараюсь объединить полезную для туристов информацию со своими размышлениями, впечатлениями и эмоциями, полученными при помощи всех возможных органов чувств.
Итак...
Туристический город с удобным географическим расположением, относительно удобной транспортной доступностью, наличием места для пикников и местным "москалем" (далее: "местный" или "москаль") идеально подошел для проведения майских выходных небольшой компанией, совмещенного с празднованием дня рождения нашего товарища.
30 апреля. Суббота. Впереди почти 4 целых выходных.
Добирались группами: пятеро на авто, двое "своим ходом" со Щелковского автовокзала Москвы.
Стартовавший полдесятого утра автобус, задержавшись на два с половиной часа (из-за праздничных пробок), около трех часов дня прибыл на переславский автовокзал. Кроме четырех десятков пассажиров из автобуса вышел именинник. Такси за 150 рублей доставило его на окраину города к девятиэтажному жилому дому на улице Кооперативной. Там снимает двушку по цене комнаты в ближайшем Подмосковье наш "местный" друг.
В это время мы подъезжали на авто к границе Московской и Владимирской областей по трассе М8. До Переславля мы добрались лишь к пяти вечера, проведя в пути около четырех с половиной часов и проехав около ста сорока километров.
Древний город встретил нас малоэтажными строениями различных времен постройки и назначений. Жилые деревянные и кирпичные дома, перекосившиеся от старости и относительно свежие, учреждения, организации, строения, помещающие предприятия общепита, торговли и услуг совсем не похожи на подмосковные новостройки. Мы же направились прямиком в Грачковскую слободу - место нашего жительства на ближайшие пару суток.
Рынок посуточного жилья в Переславле-Залесском отличается большим разнообразием. Посетители традиционных достопримечательностей, паломники, рыбаки и охотники, любители активного отдыха на природе найдут здесь жилье по душе и карману. Гостиницы, базы отдыха, частные квартиры, дачи, коттеджи и даже палаточные кэмпинги круглогодично предлагают свои услуги. Цены варьируются в зависимости от условий проживания, количества гостей и срока аренды. В среднем размещение компании из четырех человек в частом секторе в черте города обойдется в 2000-2500 рублей в сутки. Не забываем про праздничные наценки выходного дня: они могут повысить стоимость жилья в два раза. В качестве дополнительных услуг предлагаются аренда лодок, спортинвентаря, стрельба из лука, арбалета и пневматики, посещение бани, а для любителей сельского отдыха, в последнее время набирающего популярность, даже катание на тракторе (в эпоху развития сельского хозяйства и импортозамещения организованные групповые туры "на картошку" могли бы приносить пользу).
Наш выбор пал на частное хозяйство в Грачковской слободе — тихой деревеньке на окраине Переславля. Более известная у местных как Докука слобода расположена на берегу небольшой речки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро. Длина реки составляет 36 километров, а средняя ширина шесть-семь метров. До ближайшей цивилизации в виде сетевых и "шаговой доступности" магазинов, рынков, парикмахерских, автосервисов около двух километров на авто по ушатанной бетонке или 20-25 минут пешком. Даже виднеющиеся с противоположного берега Трубежа заводские трубы и корпус красного кирпича постройки конца XIX века, принадлежавшие бывшей текстильной фабрике "Красное эхо", а так же двух-трехэтажные многоквартирные дома не смогли "урабнизировать" это место.
Прибывшие на "Ниве" (за три дня я ни раз убедился в популярности этого вездехода) хозяева выдали нам ключи от двух домиков. Для проживания мы получили небольшие четырехместные (2+2) срубы с удобствами и горячей водой в доме, электрическим отоплением, постельным бельем, необходимой посудой и электроприборами, а так же парковочное место, мангал, стол на веранде и немного дров. Дополнительно предлагалось посещение бани. Питьевой воды здесь не оказалось. Зато нам предоставили доступ в сарай с курами и поросятами, которых разрешили тискать и кормить (ну чем не сельская романтика?).
Через несколько минут из такси вышли именинник и, больше похожий на забулдыгу, чем на главного инженера кормящего сорокотысячный город предприятия, "местный" (а ведь до отъезда выглядел приличным человеком, с кожаным портфелем ходил).
Разместившись, часть компании отправилась на авто добывать еду, питье и уголь для приготовления пищи. Не смотря на мобильность и близость цивилизации, гонцы отсутствовали около двух часов. В то время, как я с товарищем ("местный" сразу отправился на отдых) наслаждаясь тишиной, спокойно дышали воздухом с пониженным содержанием углекислого газа, "закупщики" отчаянно ездили по магазинам, по сетевым и "шаговой доступности", в поисках то огурцов, то питьевой воды, то угля.
Переславское небо не уступает по известности Плещееву озеру среди любителей плавания, - воздухоплавания! Парапланы, дельтапланы, легкие моторные летательные аппараты парят над городом. На расстоянии невооруженного глаза нашему обозрению предстал воздушный шар, повинуясь небесным потокам, поднимавшийся над деревьями. Аэростат, огибая хутор, улетал в даль, и уже минут через 15 превратился в точку на небе.
Через некоторое время вернулись путники-кормильцы, приехала дама сердца именинника (её вечерний автобус прибыл по расписанию), приступили к приготовлению ужина, шашлыка. Сие действо сопровождалось красивым закатом...
...и разговорами. В своем рассказе "москаль" всячески демонстрировал любовь к древнему городу, его современным обычаям, к людям, нравами и привычками которых восхищался (хотя и называл их плохими). В кратком экскурсе не упоминалось ни о Плещеевом озере, ни о шести переславских моностырях, ни об одном общеизвестном туристическом месте, — отдельной темы заслужила гастрономическая, она же злачная, карта. "Местный" поведал о предприятиях общепита, в которых можно не просто вкусно и недорого поесть, но и в честном бою сразиться, например, с девяностокилограммовой женщиной [i](очевидно, кожаный портфель был оставлен именно в этом заведении).
Давно стемнело. Слегка проветрив комнаты и убавив обогреватели, мы легли спать.
Проснулись. Позавтракали тем, что приготовили вчера. Собрались выдвигаться в город для осмотра достопримечательностей и посещения традиционных туристических мест. "Местный" экскурсовод остался отдыхать с напитками на веранде. Пятеро поехали на авто. Именинник с благоверной решили отправиться на такси. До этого и парочка, и наш водитель с женой уже посещали Переславль, поэтому, грандиозной экскурсии мы не ожидали.
Первой остановкой стал Синий камень, он же — Синь-Камень. По легенде этот двенадцатитонный кусок породы, лежащий на берегу озера, исполняет желания, лечит, оказывает благотворное воздействие на всякого, прикоснувшегося к нему. Территория вокруг камня обнесена забором, на входе стоит касса. Плата за проход к камню не взимается лишь с местного населения при предъявлении паспорта. Для всех остальных вход платный (очевидно плата берется для поддержания исторического облика, реставрации и ухода за камнем). Не смотря на это, многие почитатели "национального достояния" проходили бесплатно, игнорируя просьбы кассира-божьего одуванчика оплатить. Мои друзья, бывавшие здесь 2 года назад, не помнят ни забора, ни кассовой будки, ни платного входа, ни парковки, которая так и не появилась (авто стоят вдоль дороги). На территории за забором стоят торговые ряды с сувенирами, ленточками для привязывания к деревьям (тоже исполняющими желания), деревянный пирс и сам синь-камень. С пирса открывается великолепный вид на озеро.
Далее мы проследовали к Александровой горе, расположенной в непосредственной близости от синего камня, на северо-восточном берегу Плещеева озера. Предполагается, что в IX-XI веках в этих местах жили славяне-язычники. На вершине холма они совершали обряды, посвященные богу солнца Яриле. Отсюда второе название горы - Ярилина плешь. Позже, в XIII веке, князь Александр Невский основал на горе православный монастырь, свидетельства о существовании которого так и не дошли до наших дней. В настоящее время тридцатиметровая Александрова гора служит смотровой площадкой с прекрасным видом на озеро.
Следующий пункт нашего путешествия — Ботик Петра I, расположенный на южном берегу Плещеева озера. Путь пролегал через Никитинскую слободу, названную так благодаря самому древнему в городе мужскому Никитинскому монастырю. Основанный в XI-XII веках как пункт обращения местных язычников в Христианство монастырь получил известность после поселения в нем Никиты Переяславского чудотворца. Монастырь окружен каменными стенами с башнями, амбразурами и бойницами, — Иван Грозный готовил его как запасную опричную крепость. Стены выдержали осаду поляков 1609 года. А в 1611 году литовцы после двухнедельной осады выжгли монастырь. В советское время имущество было национализировано, ценности переданы музею, иконостас сожжен, а в стенах в разное время находились дом отдыха, жилые квартиры, школа, горкомхоз, тюрьма.
"Осматривая корабельную мастерскую, сказал Петру:
— При Акциуме римляне захватили корабли морских разбойников, да не знали, что с ними делать, — отрезали им медные носы, прибили на ростры, сиречь колонны. Но лишь научась сами рубить и оснащать корабли, завоевали моря и весь мир.<...> и присоветовал строить потешную верфь на Переяславском озере" (А.Н. Тостой. "Петр I". 1929-1943)
Заплатив пару монет, мы прошли на территорию расположившегося на горе Гремяч музея-усадьбы. Музейный комплекс, созданный на месте строительства потешной флотилии, основан в 1803 году. Позднее здесь появился архитектурный ансамбль, включающий "Белый дворец", Ротонуду, обелиск Петру Великому. Посещение экспозиций, спрятанных внутри зданий (в том числе и самого бота "Фортуна"), оплачивается отдельно. Территория парка по сей день пополняется экспонатами на военно-морскую тематику: в том числе, здесь представленные образцы вооружения ВМФ СССР.
На парковке Ботика Петра I играла музыка. Доносилась она из музея граммофонов. Внутри возле входа одиноко сидела за столом барышня — кассир-экскурсовод. Вниманию гостей были предложены осмотр и фотографирование экспонатов. Так как визуальное любование музыкальными инструментами сравнимо с просмотром разбитого телевизора, было решено посетить экскурсию стоимостью в 2 входных билета (на неограниченное число лиц). Хранительница истории звукозаписи охотно демонстрировала нам экспонаты, рассказывая об их происхождении, функционале, технических характеристиках и принципе работы. В небольшом помещении широко представлены звуковоспроизводящие приборы различных поколений и географических происхождений: от фонографа Томаса Эдисона до маленькой розовой "клипсы" с изображением откусанного яблока. Не меньший интерес вызвала эволюция носителей звука: от металлического барабана и шилаковой пластинки до все той же "клипсы". Самым необычным для меня стал тридцатидюймовый лазерный видеодиск — большой аналог почти вышедшего из обихода CD. Ну и конечно же нам посчастливилось услышать оригинальное звучание различных эпох. Оплачивая вход, я даже не мог представить, что прокачусь на машине времени, да еще и с музыкой.
Конечным пунктом нашего маршрута стал музей паровозов. К сожалению, из-за долгого ожидания и чувства голода нам не удалось прокатиться на дрезине. Зато нас с ветерком на скорости около 60 км/ч прокатили на 69ом ГАЗе без верха. Поездка по бездорожью продолжалась не долго, но принесла массу удовольствия и положительных эмоций.
На этом наш экскурсия по Переславлю подошла к концу. Мы вернулись в город, отобедали в музее-ресторане. Наш водитель, отвезя нас в Докуку, по семейным обстоятельствам отправился с женой во-свояси. Оставшиеся продолжили наслаждаться вечерними пейзажами и тишиной.
Финальный день нашего пребывания в Переславле-Залесском не отметился ничем примечательным. Мы сдали жилье и отправились на автовокзал (к этому времени "местный" уже отдыхал в съемной двушке). В кассе станции нам сообщили, что билеты до Москвы есть, но отправление после полуночи. Ждать не стали.Отправились на ближайшую автобусную остановку. Там уже находлась группа туристов, желавших покинуть Переславль сегодня. Дело в том, что водитель полного автобуса не может брать дополнительных пассажиров на начальной станции. За час мы стоя доехали до железнодорожной станции Сергиева Посада, а дальше, — дело техники.
Дома ждали дела. И мы возращались....Чтобы вернуться в застывший во времени городок, из которого уезжать и "не тянет".
Мой приятель уже несколько лет работает в радиусе 500 км от столицы, благо образование и опыт работы позволяют ему зарабатывать достаточно для безбедной жизни в регионах. Несколько лет он жил и трудился в Костроме, Ярославле, Иванове. И всегда, не реже двух раз месяц, приезжал в родной подмосковный стодвадцатитысячный городок навестить близких. Несколько месяцев назад он "переехал" на переславское пищевое производство. С того времени он редко и неохотно навещает родные края. Я решил выяснить, почему же его "обратно не тянет"? На это у меня отведено чуть меньше трех дней. В рассказе я постараюсь объединить полезную для туристов информацию со своими размышлениями, впечатлениями и эмоциями, полученными при помощи всех возможных органов чувств.
Итак...
Туристический город с удобным географическим расположением, относительно удобной транспортной доступностью, наличием места для пикников и местным "москалем" (далее: "местный" или "москаль") идеально подошел для проведения майских выходных небольшой компанией, совмещенного с празднованием дня рождения нашего товарища.
Дорога в Залесье
30 апреля. Суббота. Впереди почти 4 целых выходных.
Добирались группами: пятеро на авто, двое "своим ходом" со Щелковского автовокзала Москвы.
Стартовавший полдесятого утра автобус, задержавшись на два с половиной часа (из-за праздничных пробок), около трех часов дня прибыл на переславский автовокзал. Кроме четырех десятков пассажиров из автобуса вышел именинник. Такси за 150 рублей доставило его на окраину города к девятиэтажному жилому дому на улице Кооперативной. Там снимает двушку по цене комнаты в ближайшем Подмосковье наш "местный" друг.
В это время мы подъезжали на авто к границе Московской и Владимирской областей по трассе М8. До Переславля мы добрались лишь к пяти вечера, проведя в пути около четырех с половиной часов и проехав около ста сорока километров.
Древний город встретил нас малоэтажными строениями различных времен постройки и назначений. Жилые деревянные и кирпичные дома, перекосившиеся от старости и относительно свежие, учреждения, организации, строения, помещающие предприятия общепита, торговли и услуг совсем не похожи на подмосковные новостройки. Мы же направились прямиком в Грачковскую слободу - место нашего жительства на ближайшие пару суток.
Проживание
Рынок посуточного жилья в Переславле-Залесском отличается большим разнообразием. Посетители традиционных достопримечательностей, паломники, рыбаки и охотники, любители активного отдыха на природе найдут здесь жилье по душе и карману. Гостиницы, базы отдыха, частные квартиры, дачи, коттеджи и даже палаточные кэмпинги круглогодично предлагают свои услуги. Цены варьируются в зависимости от условий проживания, количества гостей и срока аренды. В среднем размещение компании из четырех человек в частом секторе в черте города обойдется в 2000-2500 рублей в сутки. Не забываем про праздничные наценки выходного дня: они могут повысить стоимость жилья в два раза. В качестве дополнительных услуг предлагаются аренда лодок, спортинвентаря, стрельба из лука, арбалета и пневматики, посещение бани, а для любителей сельского отдыха, в последнее время набирающего популярность, даже катание на тракторе (в эпоху развития сельского хозяйства и импортозамещения организованные групповые туры "на картошку" могли бы приносить пользу).
Наш выбор пал на частное хозяйство в Грачковской слободе — тихой деревеньке на окраине Переславля. Более известная у местных как Докука слобода расположена на берегу небольшой речки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро. Длина реки составляет 36 километров, а средняя ширина шесть-семь метров. До ближайшей цивилизации в виде сетевых и "шаговой доступности" магазинов, рынков, парикмахерских, автосервисов около двух километров на авто по ушатанной бетонке или 20-25 минут пешком. Даже виднеющиеся с противоположного берега Трубежа заводские трубы и корпус красного кирпича постройки конца XIX века, принадлежавшие бывшей текстильной фабрике "Красное эхо", а так же двух-трехэтажные многоквартирные дома не смогли "урабнизировать" это место.
Прибывшие на "Ниве" (за три дня я ни раз убедился в популярности этого вездехода) хозяева выдали нам ключи от двух домиков. Для проживания мы получили небольшие четырехместные (2+2) срубы с удобствами и горячей водой в доме, электрическим отоплением, постельным бельем, необходимой посудой и электроприборами, а так же парковочное место, мангал, стол на веранде и немного дров. Дополнительно предлагалось посещение бани. Питьевой воды здесь не оказалось. Зато нам предоставили доступ в сарай с курами и поросятами, которых разрешили тискать и кормить (ну чем не сельская романтика?).
Вечер в Докуке
Через несколько минут из такси вышли именинник и, больше похожий на забулдыгу, чем на главного инженера кормящего сорокотысячный город предприятия, "местный" (а ведь до отъезда выглядел приличным человеком, с кожаным портфелем ходил).
Разместившись, часть компании отправилась на авто добывать еду, питье и уголь для приготовления пищи. Не смотря на мобильность и близость цивилизации, гонцы отсутствовали около двух часов. В то время, как я с товарищем ("местный" сразу отправился на отдых) наслаждаясь тишиной, спокойно дышали воздухом с пониженным содержанием углекислого газа, "закупщики" отчаянно ездили по магазинам, по сетевым и "шаговой доступности", в поисках то огурцов, то питьевой воды, то угля.
Переславское небо не уступает по известности Плещееву озеру среди любителей плавания, - воздухоплавания! Парапланы, дельтапланы, легкие моторные летательные аппараты парят над городом. На расстоянии невооруженного глаза нашему обозрению предстал воздушный шар, повинуясь небесным потокам, поднимавшийся над деревьями. Аэростат, огибая хутор, улетал в даль, и уже минут через 15 превратился в точку на небе.
Давно стемнело. Слегка проветрив комнаты и убавив обогреватели, мы легли спать.
День второй. Экскурсинонный
Проснулись. Позавтракали тем, что приготовили вчера. Собрались выдвигаться в город для осмотра достопримечательностей и посещения традиционных туристических мест. "Местный" экскурсовод остался отдыхать с напитками на веранде. Пятеро поехали на авто. Именинник с благоверной решили отправиться на такси. До этого и парочка, и наш водитель с женой уже посещали Переславль, поэтому, грандиозной экскурсии мы не ожидали.
Первой остановкой стал Синий камень, он же — Синь-Камень. По легенде этот двенадцатитонный кусок породы, лежащий на берегу озера, исполняет желания, лечит, оказывает благотворное воздействие на всякого, прикоснувшегося к нему. Территория вокруг камня обнесена забором, на входе стоит касса. Плата за проход к камню не взимается лишь с местного населения при предъявлении паспорта. Для всех остальных вход платный (очевидно плата берется для поддержания исторического облика, реставрации и ухода за камнем). Не смотря на это, многие почитатели "национального достояния" проходили бесплатно, игнорируя просьбы кассира-божьего одуванчика оплатить. Мои друзья, бывавшие здесь 2 года назад, не помнят ни забора, ни кассовой будки, ни платного входа, ни парковки, которая так и не появилась (авто стоят вдоль дороги). На территории за забором стоят торговые ряды с сувенирами, ленточками для привязывания к деревьям (тоже исполняющими желания), деревянный пирс и сам синь-камень. С пирса открывается великолепный вид на озеро.
"Осматривая корабельную мастерскую, сказал Петру:
— При Акциуме римляне захватили корабли морских разбойников, да не знали, что с ними делать, — отрезали им медные носы, прибили на ростры, сиречь колонны. Но лишь научась сами рубить и оснащать корабли, завоевали моря и весь мир.<...> и присоветовал строить потешную верфь на Переяславском озере" (А.Н. Тостой. "Петр I". 1929-1943)
Заплатив пару монет, мы прошли на территорию расположившегося на горе Гремяч музея-усадьбы. Музейный комплекс, созданный на месте строительства потешной флотилии, основан в 1803 году. Позднее здесь появился архитектурный ансамбль, включающий "Белый дворец", Ротонуду, обелиск Петру Великому. Посещение экспозиций, спрятанных внутри зданий (в том числе и самого бота "Фортуна"), оплачивается отдельно. Территория парка по сей день пополняется экспонатами на военно-морскую тематику: в том числе, здесь представленные образцы вооружения ВМФ СССР.
На парковке Ботика Петра I играла музыка. Доносилась она из музея граммофонов. Внутри возле входа одиноко сидела за столом барышня — кассир-экскурсовод. Вниманию гостей были предложены осмотр и фотографирование экспонатов. Так как визуальное любование музыкальными инструментами сравнимо с просмотром разбитого телевизора, было решено посетить экскурсию стоимостью в 2 входных билета (на неограниченное число лиц). Хранительница истории звукозаписи охотно демонстрировала нам экспонаты, рассказывая об их происхождении, функционале, технических характеристиках и принципе работы. В небольшом помещении широко представлены звуковоспроизводящие приборы различных поколений и географических происхождений: от фонографа Томаса Эдисона до маленькой розовой "клипсы" с изображением откусанного яблока. Не меньший интерес вызвала эволюция носителей звука: от металлического барабана и шилаковой пластинки до все той же "клипсы". Самым необычным для меня стал тридцатидюймовый лазерный видеодиск — большой аналог почти вышедшего из обихода CD. Ну и конечно же нам посчастливилось услышать оригинальное звучание различных эпох. Оплачивая вход, я даже не мог представить, что прокачусь на машине времени, да еще и с музыкой.
Конечным пунктом нашего маршрута стал музей паровозов. К сожалению, из-за долгого ожидания и чувства голода нам не удалось прокатиться на дрезине. Зато нас с ветерком на скорости около 60 км/ч прокатили на 69ом ГАЗе без верха. Поездка по бездорожью продолжалась не долго, но принесла массу удовольствия и положительных эмоций.
На этом наш экскурсия по Переславлю подошла к концу. Мы вернулись в город, отобедали в музее-ресторане. Наш водитель, отвезя нас в Докуку, по семейным обстоятельствам отправился с женой во-свояси. Оставшиеся продолжили наслаждаться вечерними пейзажами и тишиной.
Обратный путь
Финальный день нашего пребывания в Переславле-Залесском не отметился ничем примечательным. Мы сдали жилье и отправились на автовокзал (к этому времени "местный" уже отдыхал в съемной двушке). В кассе станции нам сообщили, что билеты до Москвы есть, но отправление после полуночи. Ждать не стали.Отправились на ближайшую автобусную остановку. Там уже находлась группа туристов, желавших покинуть Переславль сегодня. Дело в том, что водитель полного автобуса не может брать дополнительных пассажиров на начальной станции. За час мы стоя доехали до железнодорожной станции Сергиева Посада, а дальше, — дело техники.
Дома ждали дела. И мы возращались....Чтобы вернуться в застывший во времени городок, из которого уезжать и "не тянет".
Читайте также
14 января 2025
1 197
13 января 2025
440
Будет интересно
6 сентября 2023
431