Выходные в Переславле-Залесском

Город, основанный в 1152 году, площадью в двадцать два с половиной квадратных километра и с чуть более сорока одной тысячей населения всего на 5 лет младше, в 110 раз меньше и 290 раз безлюдней Москвы. Родина Русского флота, лежащая на берегу красивейшего озера 140 километрами севернее столицы - Переславль-Залесский.

Мой приятель уже несколько лет работает в радиусе 500 км от столицы, благо образование и опыт работы позволяют ему зарабатывать достаточно для безбедной жизни в регионах. Несколько лет он жил и трудился в Костроме, Ярославле, Иванове. И всегда, не реже двух раз месяц, приезжал в родной подмосковный стодвадцатитысячный городок навестить близких. Несколько месяцев назад он "переехал" на переславское пищевое производство. С того времени он редко и неохотно навещает родные края. Я решил выяснить, почему же его "обратно не тянет"? На это у меня отведено чуть меньше трех дней. В рассказе я постараюсь объединить полезную для туристов информацию со своими размышлениями, впечатлениями и эмоциями, полученными при помощи всех возможных органов чувств.

Итак...
Туристический город с удобным географическим расположением, относительно удобной транспортной доступностью, наличием места для пикников и местным "москалем" (далее: "местный" или "москаль") идеально подошел для проведения майских выходных небольшой компанией, совмещенного с празднованием дня рождения нашего товарища.

Дорога в Залесье


30 апреля. Суббота. Впереди почти 4 целых выходных.
Добирались группами: пятеро на авто, двое "своим ходом" со Щелковского автовокзала Москвы.
Стартовавший полдесятого утра автобус, задержавшись на два с половиной часа (из-за праздничных пробок), около трех часов дня прибыл на переславский автовокзал. Кроме четырех десятков пассажиров из автобуса вышел именинник. Такси за 150 рублей доставило его на окраину города к девятиэтажному жилому дому на улице Кооперативной. Там снимает двушку по цене комнаты в ближайшем Подмосковье наш "местный" друг.

В это время мы подъезжали на авто к границе Московской и Владимирской областей по трассе М8. До Переславля мы добрались лишь к пяти вечера, проведя в пути около четырех с половиной часов и проехав около ста сорока километров.

Древний город встретил нас малоэтажными строениями различных времен постройки и назначений. Жилые деревянные и кирпичные дома, перекосившиеся от старости и относительно свежие, учреждения, организации, строения, помещающие предприятия общепита, торговли и услуг совсем не похожи на подмосковные новостройки. Мы же направились прямиком в Грачковскую слободу - место нашего жительства на ближайшие пару суток.

Проживание


Рынок посуточного жилья в Переславле-Залесском отличается большим разнообразием. Посетители традиционных достопримечательностей, паломники, рыбаки и охотники, любители активного отдыха на природе найдут здесь жилье по душе и карману. Гостиницы, базы отдыха, частные квартиры, дачи, коттеджи и даже палаточные кэмпинги круглогодично предлагают свои услуги. Цены варьируются в зависимости от условий проживания, количества гостей и срока аренды. В среднем размещение компании из четырех человек в частом секторе в черте города обойдется в 2000-2500 рублей в сутки. Не забываем про праздничные наценки выходного дня: они могут повысить стоимость жилья в два раза. В качестве дополнительных услуг предлагаются аренда лодок, спортинвентаря, стрельба из лука, арбалета и пневматики, посещение бани, а для любителей сельского отдыха, в последнее время набирающего популярность, даже катание на тракторе (в эпоху развития сельского хозяйства и импортозамещения организованные групповые туры "на картошку" могли бы приносить пользу).

Наш выбор пал на частное хозяйство в Грачковской слободе — тихой деревеньке на окраине Переславля. Более известная у местных как Докука слобода расположена на берегу небольшой речки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро. Длина реки составляет 36 километров, а средняя ширина шесть-семь метров. До ближайшей цивилизации в виде сетевых и "шаговой доступности" магазинов, рынков, парикмахерских, автосервисов около двух километров на авто по ушатанной бетонке или 20-25 минут пешком. Даже виднеющиеся с противоположного берега Трубежа заводские трубы и корпус красного кирпича постройки конца XIX века, принадлежавшие бывшей текстильной фабрике "Красное эхо", а так же двух-трехэтажные многоквартирные дома не смогли "урабнизировать" это место.

Прибывшие на "Ниве" (за три дня я ни раз убедился в популярности этого вездехода) хозяева выдали нам ключи от двух домиков. Для проживания мы получили небольшие четырехместные (2+2) срубы с удобствами и горячей водой в доме, электрическим отоплением, постельным бельем, необходимой посудой и электроприборами, а так же парковочное место, мангал, стол на веранде и немного дров. Дополнительно предлагалось посещение бани. Питьевой воды здесь не оказалось. Зато нам предоставили доступ в сарай с курами и поросятами, которых разрешили тискать и кормить (ну чем не сельская романтика?).

Вечер в Докуке


Через несколько минут из такси вышли именинник и, больше похожий на забулдыгу, чем на главного инженера кормящего сорокотысячный город предприятия, "местный" (а ведь до отъезда выглядел приличным человеком, с кожаным портфелем ходил).

Разместившись, часть компании отправилась на авто добывать еду, питье и уголь для приготовления пищи. Не смотря на мобильность и близость цивилизации, гонцы отсутствовали около двух часов. В то время, как я с товарищем ("местный" сразу отправился на отдых) наслаждаясь тишиной, спокойно дышали воздухом с пониженным содержанием углекислого газа, "закупщики" отчаянно ездили по магазинам, по сетевым и "шаговой доступности", в поисках то огурцов, то питьевой воды, то угля.

Переславское небо не уступает по известности Плещееву озеру среди любителей плавания, - воздухоплавания! Парапланы, дельтапланы, легкие моторные летательные аппараты парят над городом. На расстоянии невооруженного глаза нашему обозрению предстал воздушный шар, повинуясь небесным потокам, поднимавшийся над деревьями. Аэростат, огибая хутор, улетал в даль, и уже минут через 15 превратился в точку на небе. Через некоторое время вернулись путники-кормильцы, приехала дама сердца именинника (её вечерний автобус прибыл по расписанию), приступили к приготовлению ужина, шашлыка. Сие действо сопровождалось красивым закатом... ...и разговорами. В своем рассказе "москаль" всячески демонстрировал любовь к древнему городу, его современным обычаям, к людям, нравами и привычками которых восхищался (хотя и называл их плохими). В кратком экскурсе не упоминалось ни о Плещеевом озере, ни о шести переславских моностырях, ни об одном общеизвестном туристическом месте, — отдельной темы заслужила гастрономическая, она же злачная, карта. "Местный" поведал о предприятиях общепита, в которых можно не просто вкусно и недорого поесть, но и в честном бою сразиться, например, с девяностокилограммовой женщиной [i](очевидно, кожаный портфель был оставлен именно в этом заведении).

Давно стемнело. Слегка проветрив комнаты и убавив обогреватели, мы легли спать.

День второй. Экскурсинонный


Проснулись. Позавтракали тем, что приготовили вчера. Собрались выдвигаться в город для осмотра достопримечательностей и посещения традиционных туристических мест. "Местный" экскурсовод остался отдыхать с напитками на веранде. Пятеро поехали на авто. Именинник с благоверной решили отправиться на такси. До этого и парочка, и наш водитель с женой уже посещали Переславль, поэтому, грандиозной экскурсии мы не ожидали.

Первой остановкой стал Синий камень, он же — Синь-Камень. По легенде этот двенадцатитонный кусок породы, лежащий на берегу озера, исполняет желания, лечит, оказывает благотворное воздействие на всякого, прикоснувшегося к нему. Территория вокруг камня обнесена забором, на входе стоит касса. Плата за проход к камню не взимается лишь с местного населения при предъявлении паспорта. Для всех остальных вход платный (очевидно плата берется для поддержания исторического облика, реставрации и ухода за камнем). Не смотря на это, многие почитатели "национального достояния" проходили бесплатно, игнорируя просьбы кассира-божьего одуванчика оплатить. Мои друзья, бывавшие здесь 2 года назад, не помнят ни забора, ни кассовой будки, ни платного входа, ни парковки, которая так и не появилась (авто стоят вдоль дороги). На территории за забором стоят торговые ряды с сувенирами, ленточками для привязывания к деревьям (тоже исполняющими желания), деревянный пирс и сам синь-камень. С пирса открывается великолепный вид на озеро. Далее мы проследовали к Александровой горе, расположенной в непосредственной близости от синего камня, на северо-восточном берегу Плещеева озера. Предполагается, что в IX-XI веках в этих местах жили славяне-язычники. На вершине холма они совершали обряды, посвященные богу солнца Яриле. Отсюда второе название горы - Ярилина плешь. Позже, в XIII веке, князь Александр Невский основал на горе православный монастырь, свидетельства о существовании которого так и не дошли до наших дней. В настоящее время тридцатиметровая Александрова гора служит смотровой площадкой с прекрасным видом на озеро. Следующий пункт нашего путешествия — Ботик Петра I, расположенный на южном берегу Плещеева озера. Путь пролегал через Никитинскую слободу, названную так благодаря самому древнему в городе мужскому Никитинскому монастырю. Основанный в XI-XII веках как пункт обращения местных язычников в Христианство монастырь получил известность после поселения в нем Никиты Переяславского чудотворца. Монастырь окружен каменными стенами с башнями, амбразурами и бойницами, — Иван Грозный готовил его как запасную опричную крепость. Стены выдержали осаду поляков 1609 года. А в 1611 году литовцы после двухнедельной осады выжгли монастырь. В советское время имущество было национализировано, ценности переданы музею, иконостас сожжен, а в стенах в разное время находились дом отдыха, жилые квартиры, школа, горкомхоз, тюрьма.

"Осматривая корабельную мастерскую, сказал Петру:
— При Акциуме римляне захватили корабли морских разбойников, да не знали, что с ними делать, — отрезали им медные носы, прибили на ростры, сиречь колонны. Но лишь научась сами рубить и оснащать корабли, завоевали моря и весь мир.<...> и присоветовал строить потешную верфь на Переяславском озере" (А.Н. Тостой. "Петр I". 1929-1943)

Заплатив пару монет, мы прошли на территорию расположившегося на горе Гремяч музея-усадьбы. Музейный комплекс, созданный на месте строительства потешной флотилии, основан в 1803 году. Позднее здесь появился архитектурный ансамбль, включающий "Белый дворец", Ротонуду, обелиск Петру Великому. Посещение экспозиций, спрятанных внутри зданий (в том числе и самого бота "Фортуна"), оплачивается отдельно. Территория парка по сей день пополняется экспонатами на военно-морскую тематику: в том числе, здесь представленные образцы вооружения ВМФ СССР.
На парковке Ботика Петра I играла музыка. Доносилась она из музея граммофонов. Внутри возле входа одиноко сидела за столом барышня — кассир-экскурсовод. Вниманию гостей были предложены осмотр и фотографирование экспонатов. Так как визуальное любование музыкальными инструментами сравнимо с просмотром разбитого телевизора, было решено посетить экскурсию стоимостью в 2 входных билета (на неограниченное число лиц). Хранительница истории звукозаписи охотно демонстрировала нам экспонаты, рассказывая об их происхождении, функционале, технических характеристиках и принципе работы. В небольшом помещении широко представлены звуковоспроизводящие приборы различных поколений и географических происхождений: от фонографа Томаса Эдисона до маленькой розовой "клипсы" с изображением откусанного яблока. Не меньший интерес вызвала эволюция носителей звука: от металлического барабана и шилаковой пластинки до все той же "клипсы". Самым необычным для меня стал тридцатидюймовый лазерный видеодиск — большой аналог почти вышедшего из обихода CD. Ну и конечно же нам посчастливилось услышать оригинальное звучание различных эпох. Оплачивая вход, я даже не мог представить, что прокачусь на машине времени, да еще и с музыкой.
Конечным пунктом нашего маршрута стал музей паровозов. К сожалению, из-за долгого ожидания и чувства голода нам не удалось прокатиться на дрезине. Зато нас с ветерком на скорости около 60 км/ч прокатили на 69ом ГАЗе без верха. Поездка по бездорожью продолжалась не долго, но принесла массу удовольствия и положительных эмоций.

На этом наш экскурсия по Переславлю подошла к концу. Мы вернулись в город, отобедали в музее-ресторане. Наш водитель, отвезя нас в Докуку, по семейным обстоятельствам отправился с женой во-свояси. Оставшиеся продолжили наслаждаться вечерними пейзажами и тишиной.

Обратный путь


Финальный день нашего пребывания в Переславле-Залесском не отметился ничем примечательным. Мы сдали жилье и отправились на автовокзал (к этому времени "местный" уже отдыхал в съемной двушке). В кассе станции нам сообщили, что билеты до Москвы есть, но отправление после полуночи. Ждать не стали.Отправились на ближайшую автобусную остановку. Там уже находлась группа туристов, желавших покинуть Переславль сегодня. Дело в том, что водитель полного автобуса не может брать дополнительных пассажиров на начальной станции. За час мы стоя доехали до железнодорожной станции Сергиева Посада, а дальше, — дело техники.
Дома ждали дела. И мы возращались....Чтобы вернуться в застывший во времени городок, из которого уезжать и "не тянет".