Ямал, Трансполярная магистраль

Трансполярная магистраль - грандиозный проект строительства железной дороги от Баренцева моря до Чукотки.

дорога была задумана в 1928 году, строительство велось в 1947-1953 годах Главным управлением лагерей железнодорожного строительства

Работающий участок дороги начинается со станции Чум в республике Коми, далее на участке Елецкий-Харп пересекает Полярный Урал, и заканчивается в Лабытнанги. А конечный участок находится в Красноярском крае, между станциями Ермаково - Игарка. 

Таким образом, вся дорога находится за Северным Полярным кругом. 

на стройке работало около 100 тыс. человек. Стройка была разделена на участки - 501-я, 502-я и 503-я стройка. Кстати, проект строительства не был разработан заранее, а разрабатывался параллельно строительству, что приводило к постоянным проблемам и изменениям в строительстве.

работа велась в жутких условиях - зимой лютые морозы, метели, летом - комары, мошка, гнилые болота...

официально - более 3000 тыс. человек погибло при строительство этой дороги, а сколько было реально погибших, неизвестно...

дорога частично сохранилась, в очень заброшенном виде - местами шпалы и рельсы, есть остатки лагерей с вышками и бараками; где то остались мосты, и даже железнодорожные составы.

частично, трансполярная магистраль идет параллельно трассе Надым-Салехард, и до некторых лагерей, мостов и ж/д насыпей можно вполне добраться пешком.

здесь на Ямале, отрезок дороги строился 501-й стройкой. Этой трагичной стройке, посвящено немало произведений, вот одно из них -  стихотворение А.Розенбаума:

Пятьсот первая стройка,

Полуостров Ямал...

А я парень нестойкий,

Я на скрипке играл.

 

Мох, туман, редколесье,

Да этап, налегке...

Я мелодию рельсов

Разучил на кирке.

 

Эй, полярные волки!

Вы не бойтесь огня.

В свою волчью светелку,

Заберите меня...