Ямал, Трансполярная магистраль
Трансполярная магистраль - грандиозный проект строительства железной дороги от Баренцева моря до Чукотки.
дорога была задумана в 1928 году, строительство велось в 1947-1953 годах Главным управлением лагерей железнодорожного строительства
Работающий участок дороги начинается со станции Чум в республике Коми, далее на участке Елецкий-Харп пересекает Полярный Урал, и заканчивается в Лабытнанги. А конечный участок находится в Красноярском крае, между станциями Ермаково - Игарка.
Таким образом, вся дорога находится за Северным Полярным кругом.
на стройке работало около 100 тыс. человек. Стройка была разделена на участки - 501-я, 502-я и 503-я стройка. Кстати, проект строительства не был разработан заранее, а разрабатывался параллельно строительству, что приводило к постоянным проблемам и изменениям в строительстве.
работа велась в жутких условиях - зимой лютые морозы, метели, летом - комары, мошка, гнилые болота...
официально - более 3000 тыс. человек погибло при строительство этой дороги, а сколько было реально погибших, неизвестно...
дорога частично сохранилась, в очень заброшенном виде - местами шпалы и рельсы, есть остатки лагерей с вышками и бараками; где то остались мосты, и даже железнодорожные составы.
частично, трансполярная магистраль идет параллельно трассе Надым-Салехард, и до некторых лагерей, мостов и ж/д насыпей можно вполне добраться пешком.
здесь на Ямале, отрезок дороги строился 501-й стройкой. Этой трагичной стройке, посвящено немало произведений, вот одно из них - стихотворение А.Розенбаума:
Пятьсот первая стройка,
Полуостров Ямал...
А я парень нестойкий,
Я на скрипке играл.
Мох, туман, редколесье,
Да этап, налегке...
Я мелодию рельсов
Разучил на кирке.
Эй, полярные волки!
Вы не бойтесь огня.
В свою волчью светелку,
Заберите меня...