Загадочная Монголия
Чемпионат России по Монголии
Утомленные от многочасового ожидания в очереди перед российско-монгольской границей, объевшиеся колбасой из туалетной бумаги, исшутившие казалось бы все внутренности по поводу вчерашнего вечера и предстоящих десяти дней… Обнаружившие несоответствие в свидетельстве о регистрации ТС и номерах одного из квадров… В общем, слегка измотавшись, мы вздрогнули от слов: «Ваша очередь!». И тут Серега Генералов, сам того еще не осознавая, от неожиданности изрек название нашей экспедиции: «На вопрос таможни: «С какой целью едем?», отвечаем - Спорт! Чемпионат России! По Монголии!».
Мы точно знаем, что такой вид спорта существует. В нем кроются множество дисциплин. Тут и ралли-рейды по необжитой дикой местности, и кросс-кантри по нетронутым горным валунам, переходы на выживание в гоночных горных реках, взятие нехоженых четырехтысячников на издыхающей солярке и возрастающей силе воли, умение справиться с оторопью от девственности пейзажей, в лохмотья от ветра и солнца лица… В общем, название родилось в Ташанте. А Ташанта – это окно в Монголию, приграничный российский поселок! До которого тоже надо еще было добраться.
Сначала самолетами и паровозами до Барнаула. Затем 700 километров по знаменитому Чуйскому тракту на микроавтобусе. И мы на Алтае. Пока что на российском. Разгрузка автовоза, на котором из Екатеринбурга до Курая шла вся техника, заняла минимальное количество времени. Мы рвались в горы.
«Мы» на этот раз было многослойным. Екатеринбург – команда «Азимут 66», Первоуральск – команда «ПерСеры», Казань – «Мотокам», Самара – «АТВ Самара» иии Челябинск! Все вместе на этот раз это и стало командой российского CFMOTO клуба.
Техника экспедиции тоже была разношерстной. Большинство участников пилотировали квадроциклы CFMOTO. От форсированной зеленым горошком пятисоточки, которую приходилось подгонять веником на крутых подъемах (но которая сама взлетела силой мысли на 4000!), до Z8-ых, которые скакали впереди квадратов аки сайгаки. И конечно новобранцы - СF800-X8 EPS, которые попали нам в руки только-только перед экспедицией. Так что для них это был реальный боевой тест-драйв. Благодаря штатному усилку руля наш путь, навороченный каменными реками, верховыми болотами и прочим изюмом горных ландшафтов стал заметно веселее. Единственная CF800-X8 EFI без усилка бродила из одних уставших рук в другие в качестве силового тренажера. По одному экземпляру в автопарке присутствовали такжеYamahaGrizzly, литровые СanAmOutlandermaxи PolarisRZR.
Северный Урал – такая вдохновляющая и проверяющая штука, что в ней каким-то немыслимым образом рождаются идеи самых лучших экспедиций. Два года назад на Мань-Пупынере родилась идея квадро-эстафеты CFMOTO, которая впоследствии соединила внедорожными маршрутами пол России. Год назад там же на Пупах собралась как бусинки удивительная команда Чемпионата России по Монголии. К слову сказать, Чемпионат России, это вовсе не к слову, а в реалиях. Поскольку в Монголии нет не то что интернета, но и стабильной сотовой связи, и мы пишем этот отчет постфактум, то можем смело сказать, что мы прошли маршрут пятой категории сложности, с которым официально заявились к участию в Чемпионате России по спортивному туризму в категории технических видов спорта. Его результаты будут известны только в апреле 2015 года, но независимо от того, какими они будут, мы достоверно знаем, что шли в тех местах, где техника не ходила ни ког да! И это…очень двоякое ощущение… С одной стороны, ты - первопроходец. С другой – всадник апокалипсиса. В помощь были карты Генштаба. Только они и горные бараны знают вершины, где мы побывали.
Изначально манила своей сложностью Гоби. Но решили оставить ее на сладкое, а пока разведать самую красивую часть этой страны. Вопреки всеобщим представлениям Монголия - это не только степи и пустыни, почти половину ее территории занимают горы. И самая высокогорная часть – раскинувшийся на северо-западе Монгольский Алтай. Магистральная часть этого хребта приподнята на 3000-4000 тысячи метров над уровнем моря.
Это фантастичный край! Уровень экзотики запредельный. Россыпи белых юрт на перевалах. Приветливые люди, выбегающие нам на встречу и с детской непосредственностью облепляющие технику. Стада косматых похрюкивающих яков. Пролетающие над головой черные аисты. Безмятежно пасущиеся табуны лошадей. Перебегающие дорогу рыжие суслики. Ледяные высокогорные озера. Хариус. Запертые на гвоздик с тазиком зимовья кочевников. Дорог нет. Даже обозначенные как федеральные направления смотрятся кардиограммой умирающего. Иногда неожиданно, словно выросшие посреди поля, возникают заправки, точнее одиночные колонки madeinUSSR – никаких автоматов, только механика и только 80-ое топливо (которое на удивление не нанесло ущерба ни одному из квадроциклов). Нам удивительно везло в Монголии во всем. Техника не требовала к себе внимания, хоть условия передвижения были далеко не из простых. Основная часть экспедиционного маршрута пролегала на высотах 2000-2600 метров и высокогорье давало о себе знать – временами дышать было очень тесно. Справившись с паническими атаками, мы быстро привыкли к этому непривычному ощущению в грудной клетке.
Случились в нашей разнообразной программе и два запланированных подвига. В середине пути - фееричное первопрохождение безымянной вершины недалеко от озера Хунгийн-нур. Взято! Хоть и перевернули на спуске один из квадров. И первопрохождение четырехтысячника Саергул-Ула. Второе, безусловно, стало апофеозом всего мероприятия. Двуглавую вершину этой горы лишь однажды пытались покорить такие же сумасшедшие на мотоциклах – безуспешно. На самой макушке начинается критичный уклон, по которому очень сложно передвигаться даже ногами, приходится балансировать пару секунд на каждом камушке, чтобы не вызвать сход лавины. Мы зашли на возможный максимум – 3711. Дальше не за что было даже залебедиться. А все равно – взято!
Подытоживая пройденное расстояние – что-то около полутора тысяч километров, мы поняли, что Монголия буквально создана для путешествий и обязательно вернемся еще и в пустынную ее часть.
PS: Иногда в жизни происходят такие события, которые многое меняют в тебе. И ты понимаешь, что переступил какой-то порожек. И теперь на меньшее не согласен. Или большего не надо. Шелуха вся отпала. Все вокруг стало ясно и ярко. И понятно не то что бы многое, но очень важное. В том числе - с кем можно в горы и в бурлящую реку. С кем на пляж. А с кем всюду неплохо. И ты не делаешь трагедии ни из чего, потому что посидел на макушке и понимаешь, насколько все по сравнению с этой мощью тщетно и суетно. Наша Монголия была именно таким событием!
Организатор экспедиции – российский клуб CFMOTO
Автор текста Екатерина Рычкова
Фото Сергей Пермяков
Утомленные от многочасового ожидания в очереди перед российско-монгольской границей, объевшиеся колбасой из туалетной бумаги, исшутившие казалось бы все внутренности по поводу вчерашнего вечера и предстоящих десяти дней… Обнаружившие несоответствие в свидетельстве о регистрации ТС и номерах одного из квадров… В общем, слегка измотавшись, мы вздрогнули от слов: «Ваша очередь!». И тут Серега Генералов, сам того еще не осознавая, от неожиданности изрек название нашей экспедиции: «На вопрос таможни: «С какой целью едем?», отвечаем - Спорт! Чемпионат России! По Монголии!».
Мы точно знаем, что такой вид спорта существует. В нем кроются множество дисциплин. Тут и ралли-рейды по необжитой дикой местности, и кросс-кантри по нетронутым горным валунам, переходы на выживание в гоночных горных реках, взятие нехоженых четырехтысячников на издыхающей солярке и возрастающей силе воли, умение справиться с оторопью от девственности пейзажей, в лохмотья от ветра и солнца лица… В общем, название родилось в Ташанте. А Ташанта – это окно в Монголию, приграничный российский поселок! До которого тоже надо еще было добраться.
Сначала самолетами и паровозами до Барнаула. Затем 700 километров по знаменитому Чуйскому тракту на микроавтобусе. И мы на Алтае. Пока что на российском. Разгрузка автовоза, на котором из Екатеринбурга до Курая шла вся техника, заняла минимальное количество времени. Мы рвались в горы.
«Мы» на этот раз было многослойным. Екатеринбург – команда «Азимут 66», Первоуральск – команда «ПерСеры», Казань – «Мотокам», Самара – «АТВ Самара» иии Челябинск! Все вместе на этот раз это и стало командой российского CFMOTO клуба.
Техника экспедиции тоже была разношерстной. Большинство участников пилотировали квадроциклы CFMOTO. От форсированной зеленым горошком пятисоточки, которую приходилось подгонять веником на крутых подъемах (но которая сама взлетела силой мысли на 4000!), до Z8-ых, которые скакали впереди квадратов аки сайгаки. И конечно новобранцы - СF800-X8 EPS, которые попали нам в руки только-только перед экспедицией. Так что для них это был реальный боевой тест-драйв. Благодаря штатному усилку руля наш путь, навороченный каменными реками, верховыми болотами и прочим изюмом горных ландшафтов стал заметно веселее. Единственная CF800-X8 EFI без усилка бродила из одних уставших рук в другие в качестве силового тренажера. По одному экземпляру в автопарке присутствовали такжеYamahaGrizzly, литровые СanAmOutlandermaxи PolarisRZR.
Северный Урал – такая вдохновляющая и проверяющая штука, что в ней каким-то немыслимым образом рождаются идеи самых лучших экспедиций. Два года назад на Мань-Пупынере родилась идея квадро-эстафеты CFMOTO, которая впоследствии соединила внедорожными маршрутами пол России. Год назад там же на Пупах собралась как бусинки удивительная команда Чемпионата России по Монголии. К слову сказать, Чемпионат России, это вовсе не к слову, а в реалиях. Поскольку в Монголии нет не то что интернета, но и стабильной сотовой связи, и мы пишем этот отчет постфактум, то можем смело сказать, что мы прошли маршрут пятой категории сложности, с которым официально заявились к участию в Чемпионате России по спортивному туризму в категории технических видов спорта. Его результаты будут известны только в апреле 2015 года, но независимо от того, какими они будут, мы достоверно знаем, что шли в тех местах, где техника не ходила ни ког да! И это…очень двоякое ощущение… С одной стороны, ты - первопроходец. С другой – всадник апокалипсиса. В помощь были карты Генштаба. Только они и горные бараны знают вершины, где мы побывали.
Изначально манила своей сложностью Гоби. Но решили оставить ее на сладкое, а пока разведать самую красивую часть этой страны. Вопреки всеобщим представлениям Монголия - это не только степи и пустыни, почти половину ее территории занимают горы. И самая высокогорная часть – раскинувшийся на северо-западе Монгольский Алтай. Магистральная часть этого хребта приподнята на 3000-4000 тысячи метров над уровнем моря.
Это фантастичный край! Уровень экзотики запредельный. Россыпи белых юрт на перевалах. Приветливые люди, выбегающие нам на встречу и с детской непосредственностью облепляющие технику. Стада косматых похрюкивающих яков. Пролетающие над головой черные аисты. Безмятежно пасущиеся табуны лошадей. Перебегающие дорогу рыжие суслики. Ледяные высокогорные озера. Хариус. Запертые на гвоздик с тазиком зимовья кочевников. Дорог нет. Даже обозначенные как федеральные направления смотрятся кардиограммой умирающего. Иногда неожиданно, словно выросшие посреди поля, возникают заправки, точнее одиночные колонки madeinUSSR – никаких автоматов, только механика и только 80-ое топливо (которое на удивление не нанесло ущерба ни одному из квадроциклов). Нам удивительно везло в Монголии во всем. Техника не требовала к себе внимания, хоть условия передвижения были далеко не из простых. Основная часть экспедиционного маршрута пролегала на высотах 2000-2600 метров и высокогорье давало о себе знать – временами дышать было очень тесно. Справившись с паническими атаками, мы быстро привыкли к этому непривычному ощущению в грудной клетке.
Случились в нашей разнообразной программе и два запланированных подвига. В середине пути - фееричное первопрохождение безымянной вершины недалеко от озера Хунгийн-нур. Взято! Хоть и перевернули на спуске один из квадров. И первопрохождение четырехтысячника Саергул-Ула. Второе, безусловно, стало апофеозом всего мероприятия. Двуглавую вершину этой горы лишь однажды пытались покорить такие же сумасшедшие на мотоциклах – безуспешно. На самой макушке начинается критичный уклон, по которому очень сложно передвигаться даже ногами, приходится балансировать пару секунд на каждом камушке, чтобы не вызвать сход лавины. Мы зашли на возможный максимум – 3711. Дальше не за что было даже залебедиться. А все равно – взято!
Подытоживая пройденное расстояние – что-то около полутора тысяч километров, мы поняли, что Монголия буквально создана для путешествий и обязательно вернемся еще и в пустынную ее часть.
PS: Иногда в жизни происходят такие события, которые многое меняют в тебе. И ты понимаешь, что переступил какой-то порожек. И теперь на меньшее не согласен. Или большего не надо. Шелуха вся отпала. Все вокруг стало ясно и ярко. И понятно не то что бы многое, но очень важное. В том числе - с кем можно в горы и в бурлящую реку. С кем на пляж. А с кем всюду неплохо. И ты не делаешь трагедии ни из чего, потому что посидел на макушке и понимаешь, насколько все по сравнению с этой мощью тщетно и суетно. Наша Монголия была именно таким событием!
Организатор экспедиции – российский клуб CFMOTO
Автор текста Екатерина Рычкова
Фото Сергей Пермяков
Читайте также
4 декабря 2024
348
3 декабря 2024
1 235