Замок людоеда
Замок стоит на вершине отрога горы и подойти к нему можно только с одной стороны по узкой тропе. Со всех остальных сторон - скальные обрывы. Место это было выбрано не случайно, в те времена, когда строился замок, необходимо было заботиться о защите и обороне жилища. Отголоски и свидетельства о темных и жестоких временах Средневековья, здесь ощущаются повсюду. В руинах окрестных аулов, выстроенных на склонах гор ступенями, когда крыша одного жилища это внутренний двор другого. Соседа сверху. В зубастых остовах сторожевых башен, возвышающихся прямо на вершинах острых скал. Когда-то там, как орлы в гнездах, сидели дозорные и всматривались вниз на все тропки, ведущие в их долину. Эпоха жестоких набегов и грабежей, эпоха защиты чести и законов гор. Вот и замок таубиев Жабоевых являл собой одно из фортификационных сооружений долины, всегда объединенных в единую сигнальную систему. Он был и жилым домом, и сторожевой башней, и оборонительным укреплением. Но просуществовал он недолго, так как однажды в его стенах разыгралась ужасная драма. Самое страшное преступление своего времени. Был вероломно и подло нарушен один из основополагающих законов гор.
Вот здесь давайте сделаем небольшую сноску и поговорим подробнее об эпохе феодального замка Жабоевых. Чтобы понять, что же такого ужасного в нарушении закона гор. Что вообще такое эти законы гор, кто их писал, о чем они гласили и что грозило тем, кто осмеливался их нарушать.
Здесь, в этой теплой долине в горах Безенгийского ущелья, расположенной на высоте 1500 метров над уровнем моря. С севера огороженной Скалистым, а с юга Большим Кавказским хребтами, исторически жили балкарцы. Горцы Центрального Кавказа. До самого XX века они сохраняли собственный, сформировавшийся здесь в горах, образ жизни. Край свободных людей у которых никогда не было царя. А юридическая власть находилась в руках не родовитых людей, хоть здесь и были сословия, и не в руках людей зажиточных. А в руках аксакалов. Старейшин от каждого рода. Собрание старейшин балкарцы называли тёре. Так же назывались и решения, которые они выносили и свод правил, которые они утвердили. Неписаных, но строго обязательных к исполнению всеми без исключения горцами. Регулирующих взаимоотношения между людьми. В наши дни тёре называют по русски законами гор. И правда, это самый близкий и самый подходящий перевод. Тёре собирался раз в год. Либо его могли собрать экстренно, по вопиющему случаю, разобрать который и вынести решение суда могли лишь аксакалы.
Только собрание аксакалов имело право на суд и суд их был суров и справедлив. И разбирая из века в век запутанные происшествия, спорные случаи, они вырабатывали тот самый легендарный неписаный свод правил поведения. Одним из самых основных, в этом своде законов, был закон гостеприимства. Любой человек, пришедший с миром в долину, считался посланником бога и принимался любым горцем как самый дорогой гость. В любом дворе была кунацкая, отдельный домик для гостей. Первые три дня запрещалось спрашивать у гостя его имя, откуда пришел, куда идёт, если сам не рассказал. В случае же набега, если в доме в это время гостил путник, считалось недопустимым не уберечь его от опасности. Даже ценой собственной жизни. Если в стычке, которых в те темные века случалось множество, гость погиб, а хозяин остался жив, на весь род ложилось страшное, несмываемое пятно позора. На несколько поколений вперед.
Вот в такое время явился однажды в ущелье один крымский вельможа. С довольно многочисленной челядью, воинами и семьёй. Пришел с целью обосноваться жить в этом месте и выстроил замок на отроге горы, впоследствии ставший замком Жабоевых. Что заставило его покинуть благодатный Крым, идти в такую даль и обосноваться жить в глухой, защищённой самой природой горной долине с балкарцами, история умалчивает. Но несложно догадаться, что сменить шик, блеск и фонтаны Бахчисарая на дикий край свободных людей его заставила очень серьезная причина. Он был изгнанником. Шли годы, вельможа постарел. Пришло время женить уже самого младшего сына. Для него была сосватана дочь кабардинского князя, из предгорного аула. Эпоха сословий подразумевала равенство по крови, нельзя было жениться на рождённых ниже, так было и в этом случае. Невесту подбирали по родовитости, отцу были отправлены сваты, договариваться о калыме. Потому родственников невесты вельможа ни до свадьбы, ни на свадьбе не видел. Такова традиция, только спустя год после свадьбы допускается проведать девушку ее близким родственникам. И вот прошел год. К невесте приехал в гости брат. В приехавшем молодом мужчине вельможа узнал кровного врага. Прошедшие года жизни на Кавказе были, как и у всех в ту темную эпоху, наполнены событиями, стычками, местью. Нажил вельможа себе кровного врага. И волею злого рока именно из этого рода привезли невесту младшему сыну... Парень тоже узнал кровного врага, но закон гостеприимства доминировал над законом кровной мести. Даже кровный враг, волею случая оказавшийся гостем в доме, был посланником бога. И парень молча принял чашу из рук хозяина. Но не чтил вельможа чужих для него законов горцев, прошел день и глубокой ночью подкрался он к спящему и убил. Подло напав на спящего. С присущей крымскому вельможе жестокостью, разрубил убитого на куски и сварил в огромном котле из него шурпу. Это было послание кровному роду, приказал вельможа своим людям отвезти котел в их селение. Но не вынес такого попрания законов гор ни один житель ущелья. Как только пронесся слух о произошедшем, всколыхнулись все окрестные селения. Аксакалы сказали свое слово. За такое чудовищное преступление, весь род был ими проклят и подлежал уничтожению. Что и было исполнено незамедлительно, собравшееся ополчение взяло приступом замок и убило всех до единого обитателя. Сам замок был сожжён. Уцелела в этой бойне только одна из невесток, по имени Жабо, сумевшая укрыться в погребе. Она была беременна и родив сына дала ему новую фамилию - Жабоев. Носить ту проклятую фамилию в ущелье было нельзя. Замок же остался в веках как памятник бесчеловечному преступлению и жестокому наказанию. Руины эти и по сегодняшний день местные жители называют замком людоеда.