Заповедник «Пасвик». Кто живет на острове Варлама

Лобовое стекло нашей машины покрылось мелкими каплями. Дождь не дождь, морось какая-то с неба. Конец июля в Заполярье – это уже начало осени.

Забор из колючки, контрольно-следовая полоса. Выражение "граница на замке" обретает вполне реальный смысл, ибо этот самый замок нам открывают, чтобы мы могли попасть на территорию заповедника "Пасвик", единственного в России заповедника, полностью расположенного вдоль государственной границы. 

Небольшая пешая прогулка и вот мы на острове Варлама. На противоположном берегу реки Паз – Норвегия. Граница проходит по фарватеру реки. Границы придумали люди, животные границ не признают и свободно ходят, и летают из России в Норвегию и обратно.

Сам остров Варлама небольшой – около 2.5 км в длину и 500 метров в ширину, при желании обойти весь остров можно за пару часов.

Точное происхождение названия острова неизвестно, вероятнее всего на нем жил крещеный саам по имени Варлам. На финских картах этот остров обозначен как Ниилансаари (по имени финского первопоселенца Нильса Раутиола, эмигрировавшего в 1872 в Норвегию, а в 1874 – в Россию с семьей из 15 человек). Есть еще одно название острова – Бобровый. К сожалению, два века назад бобры здесь были полностью истреблены, соответственно исчезло и название.
Про историю острова Варлама и орнитолога Ханса Сконнинга, жившего и работавшего на острове мы уже рассказывали после нашей зимней поездки в «Пасвик», поэтому сейчас познакомим вас с тем, что можно увидеть на острове летом.

Остров Варлама – царство птиц и лосей. Поскольку людей здесь практически нет, то местную живность никто не беспокоит и она чувствует себя на острове в полной безопасности.

 

Проект «ПроЗаповедник» приехал на остров в конце июля, когда весенний пролет давно окончился, а осенний еще не начался. Большинство птиц уже вырастили птенцов и покинули свои гнезда. К сожалению, у части пернатых кладки в это лето погибли из-за внезапного июньского снегопада.

Знакомство с местной фауной началось с прогулки на лодке по реке Паз.

Первым, встреченным нами обитателем этих мест, оказался лось. Мощный самец стоял на небольшом острове и с удивлением разглядывал нашу лодку. Видимо не часто здешние лоси видят людей. А поскольку тут земля заповедная, да вдобавок и пограничная, то охотники в эти края не заходят, а значит и зверь тут непуганный. Немного постояв, зверь развернулся и ушел по своим лосевым делам в лес.

Чуть дальше, с соседнего островка, заслышав лодочный мотор, взлетели два серых журавля.

На небольшой песчаной отмели нас ждала большая компания полярных крачек – взрослые и пара птенцов. Птенцы постоянно вопили и требовали еду, крачки-родители то и дело прилетали и приносили мелких рыбок, которых кидали отпрыскам прямо с воздуха и те ловко эти рыбешки ловили.

Рядом на песочке кормились грациозные кулики фифи. Они оказались так заняты, что нас нас не обратили никакого внимания.

Поснимали птиц. Уплываем с островка и внезапно видим впереди какое-то движение. Через несколько секунд нам открылось потрясающее зрелище. Пять взрослых самцов лося форсировали реку Паз, перебегая с соседнего островка на остров Варлама. Кстати, на самом острове очень много следов жизнедеятельности сохатых: объеденные кусты, вытоптанные тропинки, сброшенные рога и кучки какашек. На тропинках иногда видели и медвежий помет, но, к счастью, самого косолапого не встретили, видимо он не стремился к знакомству с гостями острова.

На следующий день, гуляя по острову, мы нашли в лосиной "столовой" вот такой шикарный рог и пополнили им заповедную коллекцию.

 
 

Проводив взглядом лосиную компанию, развернулись в сторону нашего временного дома. Прямо перед лодкой увидели заполошное семейство большого крохаля с подросшими крохалятами. Вместо того, чтобы отплыть в сторону, они бодро удирали от нас ровно впереди лодки. Пришлось ненадолго затормозить, чтобы самка крохаля отошла на расстояние, которое считала безопасным для себя и птенцов и успокоилась.

 
 
Вечером на старой лесопилке, которая нынче больше похожа на болото, увидели зайчонка-беляка. Сейчас он, конечно же, еще серый, но скоро поменяет окрас на белый, который поможет скрываться от хищников во время долгой заполярной зимы. Зайчонок был так уверен в том, что хорошо замаскировался, что не шевельнулся даже тогда, когда мы подошли к нему вплотную. Пришлось его специально шугнуть, чтобы ушел в кусты и не стал легкой добычей хищных птиц.


 

Заполярное лето короткое, но зато очень красочное и вкусное. В июле все вокруг становится сиреневато-розовым, ибо это время цветения кипрея, который мы привыкли называть иван-чай.

 
 
Под ногами россыпи спелой черники.


 

В болотинках манит оранжевыми огоньками перезрелая морошка.


 

Островную тишину периодически нарушают крики гагар до звуки мотора лодки норвежских пограничников. Мобильная связь здесь не работает, вернее ловит норвежские сети. В общем за несколько дней жизни на острове начинаешь себя ощущать Робинзоном и возвращаться в цивилизацию почему-то совершенно не хочется.

 
 
 
Попасть на остров Варлама можно с пешеходной экскурсией, которую организует заповедник «Пасвик»