Затерянная Абхазия. Возможно ли представить, что пережил древний храм Амбара, от которого остались руины​

Путешествовали с группой этузиастов на Mitsubishi Delica по Пицундо-Мюссерскому заповеднику, который располагается на части Пицундского полуострова в Абхазии и простирается на склонах Мюссерской возвышенности. Доехали до Гудаутского района, а потом свернули с основной трассы в районе поста ГАИ по указателю "Мысра". Часть дороги грунтовая, но очень хорошего качества, пролегающая через небольшие населенные пунты. Все тут показалось заброшенным. Дома пустые, неухоженные, как будто никому нет никакого дела до этих мест. Да еще и март на дворе стоял, было серовато, деревья голые.

 

Целью нашего путешествия были ещё и многочисленные водопады в этих затерянных местах Абхазии, а только весной они полноводные. И отсутсвие зелени совершенно не смущало. Зато видно сквозь ветви, как по склонам стекают ручьи и небольшие водопадики. От указателя по серпантину ехали примерно 16 км. Доехав до берега моря, припарковались.

 

На холме руины древнего храма. Но мы вначале пошли к морю. Справа от храма протекает речка Амбара, устремляясь в море. На берегу к дереву привешена качеля, значит летом тут кое-какой отдых организовывается. А мы по очереди организовались покататься на качелях на фоне морского простора.

 

 

Подошли к развалинам. Это Мюссерский храм, также известный под названием Амбара, как и река. Он почти разрушен и весь порос травой. Очень древний. На стене табличка. Собственно, на ней вся скудная информация, которая имеется об этом древнем христианском храме. На табличке написан возраст - VI век. Но на самом деле точный возраст храма неизвестен.

 

Видно, что когда-то он был огромный, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Храм хорошо освещался двенадцатью арочными окнами. Сейчас свода практичесеи нет, а по стенам плетётся плющ и лианы. Кое-где средь камней пробиваются цветы.

 

О судьбе храма в позднесредневековый период имеются лишь отрывочные сведения. Во время турецкого владычества храм и другие каменные сооружения были разрушены, жители окрестных поселений бежали в безопасные места. Затем берега Мюссеры с ее природными укрытиями стали прибежищем пиратов, и только после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов в этих местах воцарилось спокойствие. Можно только предполагать, что происходило с базиликой за пятнадцать веков: какие тут​ текли события, как​ совершались молитвы и происходили духовные собрания, как воевали, как забирали храм себе и вновь его теряли.

Долгие годы базилика была скрыта от​ любопытных путешественников густыми зарослями, его было сложно рассмотреть даже со​ стороны моря. Храм якобы был обнаружен пастухами, какое-то время служил укрытием для овец, а​ территория вокруг использовалась как пастбище. Мне это напомнило, что также в джунглях был обнаружен храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже.

Сейчас тут не просто спокойствие, а полное запустение. И в этом есть что-то таинственное. Хотя, видно, что верующие сюда приходят. Территория расчищена, огорожена, есть калитка. В храм сделана новая дверь. В алтаре установлен небольшой крест. Верующие принесли иконки. Можно поставить свечку, если прихватите с собой.

 

Обнаружили по​ бокам несколько помещений: дьяконник, жертвенник, тайник и​ остатки лестницы, ведущей на​ второй ярус. Об этом нам подсказало описание на табличке. Рассматривали древнюю кладку.

 

В семидесятых прошлого столетия храм был совсем заброшен, и кинематографисты присмотрели это место. В Амбаре Говорухин снимал «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (Одесская киностудия, 1972), Кузнецов и Никич - «У самого Чёрного моря» (Мосфильм, 1975).

Тут таинственно, спокойно, хочется бродить. Набрела на сохранившийся фундамент маленькой пристройки и​ небольшой участок внешней стены.

 

Может тут располагался монастырь? В целом, место очень атмосферное с хорошей энергетикой.