Дмитрий Виноградов
5 мая 2015
2311

Жемчужина Суэцкого залива

Вот уж никак не думал, что мне когда-нибудь еще раз придется писать статью про Красное море… Мало того, три года назад я уже давал себе зарок никогда сюда не возвращаться. Ну сколько же можно наступать на одну и ту же «воду»? 39 поездок в Египет – цифра серьезная, а ведь в мире еще столько интересных мест, где я еще не нырял… Но весной этого года мне написал письмо мой старый друг Ахмед Адли и предложил сделать сафари на Север Красного моря на его яхте MY Liberty. Ну, конечно же, я его не послал, а очень вежливо ответил, что мне это не очень интересно. Но оказалось, что предлагается идти не просто на Север, а на дальний Север! И вот тут-то мне и стало по-настоящему интересно! На Севере Красного моря я бывал многократно, на Юге и Дальнем Юге – еще более чем, островами Бразерс и рифами Сафаги меня точно не удивишь… В Египте вообще сложно кого-то удивить новизной маршрутов. Уж больно все запротоколировано и прибито к глобусу большими медными гвоздями! И только взглянув на карту предлагаемого маршрута, я понял, что Хургадской таможни мне не миновать в сороковой раз! Крайняя точка маршрута располагалась аккурат в середине Суэцкого залива! И, по словам Ахмеда, лежал в этой точке «потенциально новый Тиссельгорм»! По имени SS Turkia. И это не считая еще нескольких интересных кораблей, лежащих в этой акватории. Собрать команду любителей затонувших кораблей оказалось не проблемой, мало того – желающих присоединиться к экспедиции было намного больше, чем могла принять Либерти, поэтому пришлось фрахтовать яхту аж на две недели июля подряд!



Начало сафари было самым банальным – прибытие на яхту в субботу, утренний воскресный выход в море, чек-дайв, одно погружение на рифе Абу-Нухас и вперед! В Суэц! Путь до Туркии от Абу Нухаса – 14 часов при спокойном море – проделали на одном дыхании. Большинство из нас не спало часов до трех ночи – слишком трудно было оторвать взгляд от фантастических ночных пейзажей залива, утыканного нефтяными платформами с пылающими факелами попутного газа и светящимися, как новогодние елки, яркими фонарями нефтяными вышками.



На точку встали примерно в 7 утра. Под нами лежала Туркия…




Сухогруз Туркия был построен в Англии в 1909 году и получил свое первое имя - «Ливорно». Размеры корабля – 91.5 метра в длину и 13 метров в ширину. С конца 1910 года судно начало выполнять рейсы в Константинополь, Новороссийск, Одессу. Делало заходы в Санкт-Петербург и Кронштадт. В 1935 году Ливорно было продано греческой судоходной компании и было переименовано в Туркию. Перед началом Второй Мировой войны Туркия успела сделать шесть рейсов в порты Риги и Ленинграда. В свой последний вояж Туркия отправилась в мае 1941 года из Нью Йорка, где она была загружена взрывчаткой, колесами для грузовиков, слитками, аккумуляторами, катушками кабеля, проволокой, оружием и боеприпасами. Конечной точкой маршрута должен был стать греческий порт Пирей (Piraeus). До порта назначения судно не дошло совсем немного и погибло около маяка Зафарна в Суэцком заливе. Существуют две версии гибели корабля. По одной из них 14 мая Туркия попала под бомбардировку немецкой авиации, в результате которой возник пожар и последовавший за ним взрыв, после чего экипаж покинул судно и оно затонуло. По второй версии – 17 мая на судне возник пожар в третьем трюме, где находились взрывчатые вещества, и команда в панике покинуло горящее судно. Далее – как в первой версии. Лично мне кажется более достоверной вторая версия. Хотя бы только по отсутствию характерных повреждений от авиабомб, таких, какие присутствуют на двух собратьях Туркии по несчастью – SS «Rosalie Muller» и SS “Thistlegorm».



Впервые Туркия была обнаружена в 2006 году при помощи местных рыбаков. Судно лежит на песке на глубине 24 метра практически на ровном киле с небольшим дифферентом на левый борт. Корпус практически цел, хотя в верхних палубах образовались значительные отверстия. Обе мачты сломаны и лежат поперек левого борта. Дно значительно замусорено различными предметами, выброшенными с корабля взрывом.



Задний трюм почти до самых бортов забит боеприпасами. Сложно сказать какими именно, но все верхние ряды занимают ящики с минами для минометов, калибра примерно 70 миллиметров.



Для более продвинутых дайверов может оказаться интересной прогулка в машинное отделение, расположенное в средней части судна. Сквозь верхние отверстия и иллюминаторы внутрь попадают лучи света и если спуститься вниз на два лестничных пролета, можно увидеть головки цилиндров двигателя. Единственная сложность в этом месте – сильная заиленность помещения.



Но самыми фотогеничными точками корабля являются нос и корма. Изящно выгнутая корма с рулевым пером опускается до дна практически с поверхности. Огромный гребной винт брутально опутан обрывками рыбацких сетей. Сетями же опутаны остатки кормового леерного ограждения. Ну а глядя на прямой форштевень, понимаешь, что так сейчас не строят и это еще больше усиливает эффект прикосновения к истории.



Мы простояли на Туркии целые сутки и сделали четыре дайва, включая и ночной дайв, который особенно порадовал любителей макро-живности. Восторгу макрушников не было предела благодаря огромному количеству голожаберных моллюсков и различных видов ракообразных. Корабль вообще за многие годы лежания на дне очень органично вписался в морской пейзаж и представляет собой не просто искусственный риф, а целую экосистему.



Если вернуться к выше упомянутым Розали Мюллер и Тиссельгорму, то Туркия реально может стать главной звездой в этом созвездии кораблей, погибших в Египте в один и тот же год Второй Мировой войны. Очень похожая история, маршрут, цель назначения и место гибели! Но Розали лежит достаточно глубоко, а Тиссельгорм находится в таком печальном состоянии от гигантского количества дайверов, посещающих его каждодневно на протяжении многих лет, что погружения на него становятся небезопасны. У Туркии же есть все, что надо для попадания в мировой хит-парад – интересная история, «детская» глубина и главное – ажиотажный элемент новизны, который перевешивает главные минусы – значительную удаленность и невозможность дойти до нее в условиях нестабильного моря.




К слову сказать, участникам второй недели сафари на Либерти просто катастрфически не повезло! На второй день нашего пути в море задуло и мы не смогли пройти дальше пролива Губал. Какая там Туркия, если мы даже не смогли прорваться к Тиссельгорму! Я в первую неделю много разговаривал на эту тему с Ахмедом Адли, который также как и мы, впервые шел на Туркию, и никак не мог поверить его утверждению, что мы оказались просто счастливчиками, что дошли до нее. По его словам многие капитаны яхт знают о Туркии, но отказываются идти на нее из тех соображений, что клиенты будут недовольны возможным невыполнением задачи попасть туда и заплатят меньше чаевых! Спустя несколько дней мне пришлось ему поверить, видя, как был расстроен наш капитан! И только его мастерство судоводителя позволило ему и его команде получить от нас достойную плату за их мастерство и самоотверженность в крайне непростых штормовых условиях. Именно поэтому я бы посоветовал желающим сходить на Туркию быть фаталистами и отнестись к возможной неудаче с египетским спокойствием. Ну а если уж посчастливится туда дойти – отныряйте там хотя бы два дня. Дело того стоит! Что касается нашей экспедиции, то на 2015 год у нас запланировано как минимум одно сафари на Туркию. Хотя, если дело касается Красного моря и Египта, загадывать – неблагодарное занятие! Но уж очень хочется еще раз разок увидеть…
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
11:20
Планета кошек. Корниш-рекс
11:45
Планета кошек. Турецкий ван
12:15
Планета собак спешит на помощь. Золотистый ретривер
10:45
Звёзды и полосы
11:45
Дикий кабан. Возвращение
12:40
Звериный репортёр
Ничто так не развивает ум, как путешествиеЭмиль Золя