Жемчужина Суэцкого залива
Вот уж никак не думал, что мне когда-нибудь еще раз придется писать статью про Красное море… Мало того, три года назад я уже давал себе зарок никогда сюда не возвращаться. Ну сколько же можно наступать на одну и ту же «воду»? 39 поездок в Египет – цифра серьезная, а ведь в мире еще столько интересных мест, где я еще не нырял… Но весной этого года мне написал письмо мой старый друг Ахмед Адли и предложил сделать сафари на Север Красного моря на его яхте MY Liberty. Ну, конечно же, я его не послал, а очень вежливо ответил, что мне это не очень интересно. Но оказалось, что предлагается идти не просто на Север, а на дальний Север! И вот тут-то мне и стало по-настоящему интересно! На Севере Красного моря я бывал многократно, на Юге и Дальнем Юге – еще более чем, островами Бразерс и рифами Сафаги меня точно не удивишь… В Египте вообще сложно кого-то удивить новизной маршрутов. Уж больно все запротоколировано и прибито к глобусу большими медными гвоздями! И только взглянув на карту предлагаемого маршрута, я понял, что Хургадской таможни мне не миновать в сороковой раз! Крайняя точка маршрута располагалась аккурат в середине Суэцкого залива! И, по словам Ахмеда, лежал в этой точке «потенциально новый Тиссельгорм»! По имени SS Turkia. И это не считая еще нескольких интересных кораблей, лежащих в этой акватории. Собрать команду любителей затонувших кораблей оказалось не проблемой, мало того – желающих присоединиться к экспедиции было намного больше, чем могла принять Либерти, поэтому пришлось фрахтовать яхту аж на две недели июля подряд!

Начало сафари было самым банальным – прибытие на яхту в субботу, утренний воскресный выход в море, чек-дайв, одно погружение на рифе Абу-Нухас и вперед! В Суэц! Путь до Туркии от Абу Нухаса – 14 часов при спокойном море – проделали на одном дыхании. Большинство из нас не спало часов до трех ночи – слишком трудно было оторвать взгляд от фантастических ночных пейзажей залива, утыканного нефтяными платформами с пылающими факелами попутного газа и светящимися, как новогодние елки, яркими фонарями нефтяными вышками.

На точку встали примерно в 7 утра. Под нами лежала Туркия…

Сухогруз Туркия был построен в Англии в 1909 году и получил свое первое имя - «Ливорно». Размеры корабля – 91.5 метра в длину и 13 метров в ширину. С конца 1910 года судно начало выполнять рейсы в Константинополь, Новороссийск, Одессу. Делало заходы в Санкт-Петербург и Кронштадт. В 1935 году Ливорно было продано греческой судоходной компании и было переименовано в Туркию. Перед началом Второй Мировой войны Туркия успела сделать шесть рейсов в порты Риги и Ленинграда. В свой последний вояж Туркия отправилась в мае 1941 года из Нью Йорка, где она была загружена взрывчаткой, колесами для грузовиков, слитками, аккумуляторами, катушками кабеля, проволокой, оружием и боеприпасами. Конечной точкой маршрута должен был стать греческий порт Пирей (Piraeus). До порта назначения судно не дошло совсем немного и погибло около маяка Зафарна в Суэцком заливе. Существуют две версии гибели корабля. По одной из них 14 мая Туркия попала под бомбардировку немецкой авиации, в результате которой возник пожар и последовавший за ним взрыв, после чего экипаж покинул судно и оно затонуло. По второй версии – 17 мая на судне возник пожар в третьем трюме, где находились взрывчатые вещества, и команда в панике покинуло горящее судно. Далее – как в первой версии. Лично мне кажется более достоверной вторая версия. Хотя бы только по отсутствию характерных повреждений от авиабомб, таких, какие присутствуют на двух собратьях Туркии по несчастью – SS «Rosalie Muller» и SS “Thistlegorm».

Впервые Туркия была обнаружена в 2006 году при помощи местных рыбаков. Судно лежит на песке на глубине 24 метра практически на ровном киле с небольшим дифферентом на левый борт. Корпус практически цел, хотя в верхних палубах образовались значительные отверстия. Обе мачты сломаны и лежат поперек левого борта. Дно значительно замусорено различными предметами, выброшенными с корабля взрывом.

Задний трюм почти до самых бортов забит боеприпасами. Сложно сказать какими именно, но все верхние ряды занимают ящики с минами для минометов, калибра примерно 70 миллиметров.

Для более продвинутых дайверов может оказаться интересной прогулка в машинное отделение, расположенное в средней части судна. Сквозь верхние отверстия и иллюминаторы внутрь попадают лучи света и если спуститься вниз на два лестничных пролета, можно увидеть головки цилиндров двигателя. Единственная сложность в этом месте – сильная заиленность помещения.

Но самыми фотогеничными точками корабля являются нос и корма. Изящно выгнутая корма с рулевым пером опускается до дна практически с поверхности. Огромный гребной винт брутально опутан обрывками рыбацких сетей. Сетями же опутаны остатки кормового леерного ограждения. Ну а глядя на прямой форштевень, понимаешь, что так сейчас не строят и это еще больше усиливает эффект прикосновения к истории.
Мы простояли на Туркии целые сутки и сделали четыре дайва, включая и ночной дайв, который особенно порадовал любителей макро-живности. Восторгу макрушников не было предела благодаря огромному количеству голожаберных моллюсков и различных видов ракообразных. Корабль вообще за многие годы лежания на дне очень органично вписался в морской пейзаж и представляет собой не просто искусственный риф, а целую экосистему.

Если вернуться к выше упомянутым Розали Мюллер и Тиссельгорму, то Туркия реально может стать главной звездой в этом созвездии кораблей, погибших в Египте в один и тот же год Второй Мировой войны. Очень похожая история, маршрут, цель назначения и место гибели! Но Розали лежит достаточно глубоко, а Тиссельгорм находится в таком печальном состоянии от гигантского количества дайверов, посещающих его каждодневно на протяжении многих лет, что погружения на него становятся небезопасны. У Туркии же есть все, что надо для попадания в мировой хит-парад – интересная история, «детская» глубина и главное – ажиотажный элемент новизны, который перевешивает главные минусы – значительную удаленность и невозможность дойти до нее в условиях нестабильного моря.

К слову сказать, участникам второй недели сафари на Либерти просто катастрфически не повезло! На второй день нашего пути в море задуло и мы не смогли пройти дальше пролива Губал. Какая там Туркия, если мы даже не смогли прорваться к Тиссельгорму! Я в первую неделю много разговаривал на эту тему с Ахмедом Адли, который также как и мы, впервые шел на Туркию, и никак не мог поверить его утверждению, что мы оказались просто счастливчиками, что дошли до нее. По его словам многие капитаны яхт знают о Туркии, но отказываются идти на нее из тех соображений, что клиенты будут недовольны возможным невыполнением задачи попасть туда и заплатят меньше чаевых! Спустя несколько дней мне пришлось ему поверить, видя, как был расстроен наш капитан! И только его мастерство судоводителя позволило ему и его команде получить от нас достойную плату за их мастерство и самоотверженность в крайне непростых штормовых условиях. Именно поэтому я бы посоветовал желающим сходить на Туркию быть фаталистами и отнестись к возможной неудаче с египетским спокойствием. Ну а если уж посчастливится туда дойти – отныряйте там хотя бы два дня. Дело того стоит! Что касается нашей экспедиции, то на 2015 год у нас запланировано как минимум одно сафари на Туркию. Хотя, если дело касается Красного моря и Египта, загадывать – неблагодарное занятие! Но уж очень хочется еще раз разок увидеть…

Начало сафари было самым банальным – прибытие на яхту в субботу, утренний воскресный выход в море, чек-дайв, одно погружение на рифе Абу-Нухас и вперед! В Суэц! Путь до Туркии от Абу Нухаса – 14 часов при спокойном море – проделали на одном дыхании. Большинство из нас не спало часов до трех ночи – слишком трудно было оторвать взгляд от фантастических ночных пейзажей залива, утыканного нефтяными платформами с пылающими факелами попутного газа и светящимися, как новогодние елки, яркими фонарями нефтяными вышками.

На точку встали примерно в 7 утра. Под нами лежала Туркия…

Сухогруз Туркия был построен в Англии в 1909 году и получил свое первое имя - «Ливорно». Размеры корабля – 91.5 метра в длину и 13 метров в ширину. С конца 1910 года судно начало выполнять рейсы в Константинополь, Новороссийск, Одессу. Делало заходы в Санкт-Петербург и Кронштадт. В 1935 году Ливорно было продано греческой судоходной компании и было переименовано в Туркию. Перед началом Второй Мировой войны Туркия успела сделать шесть рейсов в порты Риги и Ленинграда. В свой последний вояж Туркия отправилась в мае 1941 года из Нью Йорка, где она была загружена взрывчаткой, колесами для грузовиков, слитками, аккумуляторами, катушками кабеля, проволокой, оружием и боеприпасами. Конечной точкой маршрута должен был стать греческий порт Пирей (Piraeus). До порта назначения судно не дошло совсем немного и погибло около маяка Зафарна в Суэцком заливе. Существуют две версии гибели корабля. По одной из них 14 мая Туркия попала под бомбардировку немецкой авиации, в результате которой возник пожар и последовавший за ним взрыв, после чего экипаж покинул судно и оно затонуло. По второй версии – 17 мая на судне возник пожар в третьем трюме, где находились взрывчатые вещества, и команда в панике покинуло горящее судно. Далее – как в первой версии. Лично мне кажется более достоверной вторая версия. Хотя бы только по отсутствию характерных повреждений от авиабомб, таких, какие присутствуют на двух собратьях Туркии по несчастью – SS «Rosalie Muller» и SS “Thistlegorm».

Впервые Туркия была обнаружена в 2006 году при помощи местных рыбаков. Судно лежит на песке на глубине 24 метра практически на ровном киле с небольшим дифферентом на левый борт. Корпус практически цел, хотя в верхних палубах образовались значительные отверстия. Обе мачты сломаны и лежат поперек левого борта. Дно значительно замусорено различными предметами, выброшенными с корабля взрывом.

Задний трюм почти до самых бортов забит боеприпасами. Сложно сказать какими именно, но все верхние ряды занимают ящики с минами для минометов, калибра примерно 70 миллиметров.

Для более продвинутых дайверов может оказаться интересной прогулка в машинное отделение, расположенное в средней части судна. Сквозь верхние отверстия и иллюминаторы внутрь попадают лучи света и если спуститься вниз на два лестничных пролета, можно увидеть головки цилиндров двигателя. Единственная сложность в этом месте – сильная заиленность помещения.

Но самыми фотогеничными точками корабля являются нос и корма. Изящно выгнутая корма с рулевым пером опускается до дна практически с поверхности. Огромный гребной винт брутально опутан обрывками рыбацких сетей. Сетями же опутаны остатки кормового леерного ограждения. Ну а глядя на прямой форштевень, понимаешь, что так сейчас не строят и это еще больше усиливает эффект прикосновения к истории.
Мы простояли на Туркии целые сутки и сделали четыре дайва, включая и ночной дайв, который особенно порадовал любителей макро-живности. Восторгу макрушников не было предела благодаря огромному количеству голожаберных моллюсков и различных видов ракообразных. Корабль вообще за многие годы лежания на дне очень органично вписался в морской пейзаж и представляет собой не просто искусственный риф, а целую экосистему.

Если вернуться к выше упомянутым Розали Мюллер и Тиссельгорму, то Туркия реально может стать главной звездой в этом созвездии кораблей, погибших в Египте в один и тот же год Второй Мировой войны. Очень похожая история, маршрут, цель назначения и место гибели! Но Розали лежит достаточно глубоко, а Тиссельгорм находится в таком печальном состоянии от гигантского количества дайверов, посещающих его каждодневно на протяжении многих лет, что погружения на него становятся небезопасны. У Туркии же есть все, что надо для попадания в мировой хит-парад – интересная история, «детская» глубина и главное – ажиотажный элемент новизны, который перевешивает главные минусы – значительную удаленность и невозможность дойти до нее в условиях нестабильного моря.

К слову сказать, участникам второй недели сафари на Либерти просто катастрфически не повезло! На второй день нашего пути в море задуло и мы не смогли пройти дальше пролива Губал. Какая там Туркия, если мы даже не смогли прорваться к Тиссельгорму! Я в первую неделю много разговаривал на эту тему с Ахмедом Адли, который также как и мы, впервые шел на Туркию, и никак не мог поверить его утверждению, что мы оказались просто счастливчиками, что дошли до нее. По его словам многие капитаны яхт знают о Туркии, но отказываются идти на нее из тех соображений, что клиенты будут недовольны возможным невыполнением задачи попасть туда и заплатят меньше чаевых! Спустя несколько дней мне пришлось ему поверить, видя, как был расстроен наш капитан! И только его мастерство судоводителя позволило ему и его команде получить от нас достойную плату за их мастерство и самоотверженность в крайне непростых штормовых условиях. Именно поэтому я бы посоветовал желающим сходить на Туркию быть фаталистами и отнестись к возможной неудаче с египетским спокойствием. Ну а если уж посчастливится туда дойти – отныряйте там хотя бы два дня. Дело того стоит! Что касается нашей экспедиции, то на 2015 год у нас запланировано как минимум одно сафари на Туркию. Хотя, если дело касается Красного моря и Египта, загадывать – неблагодарное занятие! Но уж очень хочется еще раз разок увидеть…
Читайте также