Знакомимся с Москвой. Царицыно

«Расположение сада, чудесные, разнообразные в нем виды; скромные и великолепные, на холмах возвышенных, на берегу озер и на цветущих островах разбросанные храмы и беседки, гроты и статуи; зеркальная поверхность чистой воды; прелестные рощи и величественные аллеи, луга и леса непроходимые – все, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет, все вы найдете в Царицыне!» - А. Раевский, 1815 год



Пять причин посетить Царицыно



 Воочию увидеть эффектные виды дворцового ансамбля
 Узнать драматическую историю создания дворца и нераскрытые тайны
 Прогуляться по старинному пейзажному парку (от XVIII века...), полюбоваться на пруды (XVII в)
 Выбрать на афише и посетить развлечения / мероприятия, среди которых – разнообразные выставки и лекции, концерты классической, органной и фольклорной музыки, костюмированные баллы, для детей - увлекательные образовательные программы.
Можно устроить фотосессию в костюмах прошлых столетий.
 Познакомиться с удивительным оранжерейным комплексом

Немного истории



Весной 1775 года императрица Екатерина II во время увеселительных прогулок по московским окрестностям заехала в кантемировскую усадьбу Черная Грязь и была настолько очарована местностью, что приобрела ее в собственность. В письме постоянному корреспонденту барону Гримму она написала:
Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет!




К растиражированной новой резиденции как царскому капризу, у самой Екатерины было другое отношение и повышенные требования – она хотела видеть во дворцовом комплексе идеологический проект эпохи Просвещения. Если до этого царские дворцы в России чаще всего возводили архитекторы иностранного происхождения, то Царицынский ансамбль создавался русскими зодчими, лучшими московскими мастерами XVIII века: с 1776 по 1785 год - Василием Ивановичем Баженовом, с 1786 по 1796 гг – Матвеем Федоровичем Казаковым.
Проект Екатерины Великой, к сожалению, оказался утопией и имел печальную судьбу.



Екатерина предложила Баженову сделать план новой резиденции и уже в конце 1775-го она его одобрила. Баженов составил проект в модном европейском псевдоготическом стиле. Но в России под этим стилем подразумевали не столько готическую архитектуру Запада, сколько современное тогда подражание древнерусской, с преобладанием красного кирпича и белокаменных украшений. Баженовский царицынский проект принадлежит к наиболее совершенным образцам именно этого стиля.
Сам Баженов называл свой стиль «нежной готикой» и добился феноменального зрительского успеха:
«со времен Екатерины Великой и по сей день посетители Царицына находят в его постройках нечто свое, приятное и близкое»


В мае 1776-го началось строительство. Оно продолжалось около десять лет, построили почти все основные здания.



Удар грянул в начале 1786 года. Сначала уволили Баженова, а потом последовало повеление императрицы: «О разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом по вновь конфирмованному, сочиненному архитектором Казаковым плану».

До сих пор единственного объяснения этому приказу не нашли. Екатерина II лично утвердила проект, но при первом же посещении строительства (летом 1785) заявила, что во дворцах «жить невозможно». Во время визита она получила какое-то известие из столицы, скрыла его от окружения и срочно покинула Москву.

К причинам гнева царицы относят, как-то: интриги двора против Потемкина – куратора Царицына, масонское увлечение Баженова и близость зодчего к нелюбимому сыну Павлу Петровичу, неудобства и не комфортность внутреннего расположения дворцовых построек… В результате дворцы снесли до основания, а «поправлять» поручили ученику и другу Баженова (!) – Матвею Казакову.



Основные причины отстранения Баженова и сноса дворцов до сих пор не выяснены и представляют одну из трудных загадок истории усадьбы. Впоследствии, уже под руководством Матвея Казакова, ансамбль строился долго и с частыми изменениями проекта…



Постройки продолжались до кончины Екатерины (1796 г), потом же, после восшествия на престол Павла, они совсем остановились. Дворцовый комплекс остался недостроенным. К началу XIX века царская резиденция напоминала классические руины. В 1860 году из-за убыточности Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии – его передали на баланс российской казны.

Но парк в XIX веке, да и в последующем, превратился в популярное место отдыха москвичей. Местная власть по мере сил и возможностей поддерживало территорию в хорошем состоянии. Проведение железной дороги только способствовало популярности: работал «семейный сад», где давались концерты, спектакли, устраивались танцевальные вечера, образовалось общество благоустройства. Стали строиться дачи.

В советское время в Царицыне открыли музей. После войны провели неотложные восстановительные работы, но затем все опять пришло в беспорядок. На стенах бывших дворцов тренировались альпинисты. В гротах и беседках гадили, жгли костры и расписывали стены «не обремененные совестью посетители парка»



В 2005 году в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению и реконструкции, и уже через два года в День города Москвы состоялось официальное открытие дворцового ансамбля.



Театр архитектуры



Равно был я в Царицыне, где строение образом наилучшим отделано… Вид же Царицына при въезде так хорош, и приятен, и великолепен, и паче в своём особом роде как истинно ничего для глаз так приятного я не видел…

Такую лестную оценку дал генерал-губернатор столицы после инспекции царицынского строительства в ноябре 1784 года в письме Екатерине II.

И сейчас при входе в парк с центрального входа открывается вид приятный и великолепный. Отдыхающих встречает «Поющий световой фонтан» - фонтан на острове, к которому ведут два изящных ажурных мостика.



Если по аллее углубиться в парк, то вскоре перед взором вырастет Фигурный мост. Или крепостные ворота? «Зачем в загородной царской резиденции массивные крепостные башни с окнами-бойницами? От кого хотел защитить Баженов свою императрицу?» - ещё один вопрос без ответа



Пройдя от моста к центру дворцовой площади, лучше остановиться и медленно покружиться на месте. Почти по кругу расположился редчайший ансамбль — самый крупный в Европе псевдоготический комплекс XVIII века и единственный, разработанный в таком стиле. Ещё в конце того далекого века его стали называть «театром архитектуры».Отчасти из-за эффектной композиции и необычного оформления зданий, которые воспринимались как декорация для сказочного спектакля; отчасти из-за нарочитого несоответствия внешнего облика зданий их предназначению: «под маской» дворца могла скрываться «примитивная» хозяйственная постройка, типа кухни (Хлебный дом).

Остановившись в центре площади, взор сразу выбирает Большой дворец: баженовский проект был практически заново выстроен Казаковым согласно московским канонам классицизма, но элементы готики он все-таки сохранил.



Большой Дворец и Хлебный дом соединяет декоративное сооружение, построенное Баженовым в 1784 – 1785–ом в виде галереи, которую в середине разрывает арка с шипами. Арка – это «единственный в русской дореволюционной архитектуре пример перекрытия аркой в виде свободной дуги, не имеющей сверху нагрузки»



"Хлебный дом" - самое крупное сохранившееся здание Баженова в Царицыно. Это квадратный корпус со скруглёнными углами, внутри которого находится двор, ныне превращённый в атриум. Среди хозяйственных построек других царских резиденций России «Хлебный дом не имеет аналогов не только в художественном отношении, но и в функциональном. Баженов здесь проявил себя мастером, знающим тонкости кулинарных технологий. Всего им было запланировано восемь кухонь, среди них - специализированные кухни вроде кондитерских цехов». Сейчас в Доме размещены основные экспозиции музея, атриум используется как концертный и выставочный зал.





Два следующих небольших дворца называются «Кавалерскими корпусами», хотя названия эти условны. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы усадьбы - музея «Царицыно».





За Вторым Кавалерским корпусом возвышается храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Когда-то Матвей Дмитриевич Кантемир заложил храм в память отца. За два века храм вытерпел сложную судьбу. В 1990 году его передали РПЦ.



За храмом следует уже знакомый Фигурный мост – вход на дворцовую площадь.



За Фигурным мостом взору открывается Малый (Полуциркульный) дворец, который венчает обзор площади по кругу, но не завершает осмотр дворцового ансамбля.
Малый Дворец считается одним из самых замечательных строений Баженова в Царицыне. Он расположен на холме восточного берега Верхнего Царицынского пруда. В свое время садовники Кантемиров придали крутому склону холма правильную конусную форму, а по склону террасами разбили прогулочные дорожки. То есть, баженовский Малый дворец стал естественным идеальным завершением холма, повторив его форму. К началу XX века дворец превратился в руину, после реставрации в его залах проводятся музейные выставки.



Если пройти по Березовой перспективе вдоль Малого дворца, то откроется вид на ещё одно чудо от Баженова – Оперный дом.Его часто «сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей». Данное творение наиболее сложно декорировано среди сохранившихся царицынских построек зодчего, но при этом оно кажется весьма легким. «В основе его планировки - великолепный двусветный зал со сводчатым потолком и превосходной акустикой, к которому примыкают два аванзала»
Несмотря на музыкальное название и отличный зал, музыка в нём до конца XX века ни разу не звучала.







За Оперным домом стоят Фигурные (Виноградные) ворота. Здесь заканчивается Берёзовая перспектива, здесь условно проходит граница между дворцовой и пейзажной частями парка. Второе название ворота получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди, которая завершает причудливый и загадочный белокаменный узор, вписанный в проём арки. Осмотр «театра архитектуры» закончился.



Из интерьера Большого дворца:



Пейзажный парк



Из письма Василия Афанасьевича Баженова:
За девятилетнее время (с начала строительства усадьбы) Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся




Пейзажный парк заложили ещё в 1775 году. Уральский горнозаводчик Прокопий Демидов прислал императрице в подарок лиственницы и сибирские кедры. Те деревья не сохранились, но до сих пор растут лиственницы, посаженные в середине XIX века.
Василий Баженов изначально устройству парка придавал огромное значение, при этом бережно отнесся к саду и посадкам, которые остались со времён прежних хозяев усадьбы. К примеру, почти без изменений остались рукотворные насаждения на холме-пирамиде, где он идеально «вписал» Малый дворец.



В 1784 году в Царицыно приехали выписанные из Англии профессиональные садовники. Баженов и садовые мастера, несмотря на разногласия, создали гармоничный светлый парк (любимым деревом русского зодчего была береза, от нее падает неширокая тень).
В последующие десятилетия уход за парком забросили, и он приобрел мрачноватый, тенистый облик. Наиболее «светлым пятном» осталась Дворцовая поляна, в центре которой посадили сосну, и она здесь до сих пор здравствует (находится за Большим дворцом).



Со второй половины XIX века среди москвичей растет интерес к дачной жизни. «Жить семьей летом на даче – это престижно, модно, полезно для здоровья и в конце концов – дешево». Начался дачный бум, длящийся до октябрьских событий XX столетия. Территория Царицына было на пике популярности: близость к столице, удобное железнодорожное сообщение, обширный парк и, главное – наличие «большой воды» (знаменитые пруды). Романтическую пикантность местности придавали руины Большого дворца и ансамбль Баженова.

И.С. Тургенев, роман «Накануне», 1859:
Анна Васильевна любила сидеть дома. Но иногда проявлялось в ней непреодолимое желание чего-нибудь необыкновенного… Кто-то упомянул при ней о красотах Царицына, и Анна Васильевна внезапно объявила, что она послезавтра намерена ехать в Царицыно


С приходом к власти большевиков с дачной жизнью было покончено. Началась совсем другая история.
Первые, вялотекущие работы по восстановлению парка начались лишь в 1990 годы, но окончательно его реконструировали вместе с дворцовым ансамблем в 2005 - 2007 годах: его украсили скульптуры, павильоны, мостики, беседки, гроты…



Украшением Царицына являются и пруды, и оранжерея. Пруды возводились на протяжении XVI—XVIII столетий. На одном из прудов создали остров, который существует и ныне.



Оранжерея - это «единственный в Москве музейный оранжерейный комплекс, который используется по назначению. Здесь представлены растения именно тех видов, которые выращивали в царицынских оранжереях c середины XVIII века: их подбирали по сохранившимся описям оранжерейного хозяйства». Здания восстановили в 2007–2008 гг по старинным чертежам и материалам археологических исследований.

Адрес музея - заповедника: Москва, ул. Дольская, д.1
Проезд: до станций метро «Царицыно» (здесь располагается главный вход) или метро «Орехово» (вход в парк со стороны оранжереи), далее пешком.
Музей и оранжереи работает с 11.00 до 18.00, в субботу до 20.00, в воскресенье до 19.00. Выходные дни в музее - понедельник, в оранжерее – понедельник - среда. Парк открыт с 06.00 до 24.00.