Арктика за гранью фантастики
Публикуем отрывки из книги «Арктика за гранью фантастики» о том, как дипломированные ученые и просто энтузиасты от науки планировали улучшить жизнь в Арктике.
С конца 1920-х годов Советский Союз жил Арктикой. Вся страна следила за спасением экспедиций Нобиле и челюскинцев, высадкой и эвакуацией папанинцев, полетами Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку. Хроника освоения вершины планеты: наблюдения на полярных станциях, рейсы судов по Севморпути, ледовая авиаразведка — не сходила со страниц советских газет. Про героев Севера снимали художественные и документальные фильмы. Возвратившиеся из полярных странствий летчики, моряки, ученые читали лекции о природе и людях Арктики. Дети играли в полярных капитанов и зимовщиков. А писатели-фантасты грезили об Арктике будущего — с обширными садами под «искусственными солнцами», гигантскими ледоколами, стратопланами и городами под стеклянным куполом.
Экологические аспекты при этом, как правило, не принимались во внимание. Это характерно и для идей более позднего времени: повернуть реки вспять, засыпать Берингов пролив, крушить паковый лед атомными бомбами
Это было время «великих коммунистических строек», «создания нового государства и человека нового типа», способного «покорить необузданные силы природы».
Экологические аспекты при этом, как правило, не принимались во внимание. Это характерно и для идей более позднего времени: повернуть реки вспять, засыпать Берингов пролив, крушить паковый лед атомными бомбами…
Какой представлял себе советский человек Арктику будущего? Что из смелых замыслов удалось реализовать на практике и в каких формах это было сделано? Как сложились судьбы романтических прожектеров?
Задача №1: купольные города как альтернативное архитектурное решение в условиях Севера
«...Жизнь и работа на полярных станциях сродни подвигу, а полярники становятся настоящими героями. Неудивительно поэтому, что появлялись проекты, призванные сделать жизнь человека в Арктике не просто комфортной, а независимой от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. С 1956 года в Ленинградском филиале Академии строительства и архитектуры СССР (АСиА) разрабатывали комплексную тему "Строительство в условиях Крайнего Севера".
На рисунках ниже представлены некоторые идеи архитекторов, которые так и не были реализованы на практике.
…Опыт первой научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс — 1" заставил задуматься о создании настоящего исследовательского комплекса, с тем чтобы сделать работу полярников не только более эффективной, но также безопасной и комфортной. Активное судоходство по трассе Севморпути и широкое освоение земель за полярным кругом подтолкнули к разработке особых городов, купольные конструкции которых позволили бы жить в более комфортном климате».
Задача №2: особый транспорт — от шагающего вездехода до танколедокола
«...Особым должен был быть и транспорт, который позволил бы совершать успешные экспедиции и перевозки в Арктическом регионе. Морским судам предстояло выдерживать натиск льдов и суровой северной природы, воздушным судам — противостоять сильным ветрам, обледенению и переменчивости погодных условий, наземному транспорту — преодолевать бездорожье и болотистые местности.
Одной из наиболее экзотичных идей тех лет стал «ледокол-танк», или «танколедокол», — ледовое судно, снабженное танковыми гусеницами
Расстояния между населенными пунктами были большими, и на всем пространстве не было перевалочных баз, источников пополнения продовольствия или топлива. Поэтому изобретатели и конструкторы стремились не только создать транспортное средство, но и сделать его практически неуязвимым для сил суровой арктической природы, способным стать временным пристанищем для моряков, летчиков, ученых и т. д., если вдруг случится беда. Мыслилось, что ледокол может быть подобным танку или авианосцу, вездеход — способным шагать…
На протяжении 1930-х годов в Советском Союзе выдвигались различные проекты использования подводных лодок в Арктике. Одной из наиболее экзотичных идей тех лет стал "ледокол-танк", или "танколедокол", — ледовое судно, снабженное танковыми гусеницами».
Задача №3: проблемный климат — сделаем теплее!
«...Борьба с холодом и его конкретными последствиями (такими, как плавучие льды или вечная мерзлота) стала основным направлением развития технологий, задействованных в освоении Арктики.
Физическое уничтожение льда Арктики различными способами становилось основой проекта. Изменить существующую географию предлагали и для решения отдельных локальных задач — например, улучшения условий судоходства в Карском море
Среди различных разработок, направленных на минимизацию влияния арктического холода, особое место занимают проекты глобального изменения климата в масштабе всей Арктики».
«Значительная часть идей касалась воздействия на какой-то отдельный географический объект, оказывающий влияние на температурный режим Северного Ледовитого океана (например, Берингов пролив). Разнились подходы авторов к происхождению арктического холода: например, паковый лед и ледники Гренландии рассматривали и как следствие сурового климата, и как его первопричину.
Часто именно физическое уничтожение льда Арктики различными способами становилось основой проекта. Изменить существующую географию предлагали и для решения отдельных локальных задач — например, улучшения условий судоходства в Карском море».
Задача №4: обеспечение электроэнергией — от использования воды до генераторов на дирижаблях
«...Электроэнергия, необходимая для освещения и обогрева жилищ, а также для работы механизмов должна была доставляться на большие расстояния (что влекло за собой проблему сооружения линий электропередачи в тяжелых условиях мерзлоты и бездорожья) либо вырабатываться на месте с помощью относительно маломощных генераторов.
Предлагались варианты установки генераторов на дирижабли и огромные стальные конструкции — своеобразные «паруса»
Еще в 1930-х годах появились разные варианты развития полярной энергетики. Наиболее экзотично выглядела идея получения электричества за счет таяния льда, позаимствованная у западных инженеров. Более реалистичными казались приливные и ветряные электростанции, однако конкретные технические решения по монтажу ветроустановок были неосуществимыми на практике.
Предлагались варианты установки генераторов на дирижабли и огромные стальные конструкции — своеобразные "паруса". Гораздо практичнее выглядели проекты арктических атомных и гидроэлектростанций. В послевоенное время подвижные АЭС на шасси тяжелых гусеничных машин дошли до стадии опытных образцов. Разрабатывалась и грандиозная программа арктического гидростроительства, однако технические и экологические проблемы вынудили отказаться от ее реализации».
Задача №5: логистика — создание великих транспортных коридоров в масштабах СССР
«...Мореплаватели разных стран пытались проложить морской путь через Ледовитый океан. Но решающая роль принадлежала России, а впоследствии — Советскому Союзу. <...> К началу ХХ века власть и специалисты отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдаленных районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Архангельск (впоследствии и Мурманск) с Петропавловском-на-Камчатке (и с Владивостоком).
Существовала также и задача транспортного освоения Европейского Севера и Сибири, вовлечения этих регионов в единую транспортную систему страны. Инженеры и энтузиасты данной идеи разрабатывали проекты, предполагавшие создание наземных и воздушных широтных транспортных коридоров, интегрированных в единую систему сообщения речных и морских путей».
Отрывок предоставлен для публикации издательством Паульсен.