Моя Планета
14 марта 2018
8491

Арктика за гранью фантастики

Публикуем отрывки из книги издательства «Паульсен» «Арктика за гранью фантастики» о том, как дипломированные ученые и просто энтузиасты от науки планировали улучшить жизнь в Арктике.

С конца 1920-х годов Советский Союз жил Арктикой. Вся страна следила за спасением экспедиций Нобиле и челюскинцев, высадкой и эвакуацией папанинцев, полетами Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку. Хроника освоения вершины планеты: наблюдения на полярных станциях, рейсы судов по Севморпути, ледовая авиаразведка — не сходила со страниц советских газет. Про героев Севера снимали художественные и документальные фильмы. Возвратившиеся из полярных странствий летчики, моряки, ученые читали лекции о природе и людях Арктики. Дети играли в полярных капитанов и зимовщиков. А писатели-фантасты грезили об Арктике будущего — с обширными садами под «искусственными солнцами», гигантскими ледоколами, стратопланами и городами под стеклянным куполом.

Экологические аспекты при этом, как правило, не принимались во внимание. Это характерно и для идей более позднего времени: повернуть реки вспять, засыпать Берингов пролив, крушить паковый лед атомными бомбами

Это было время «великих коммунистических строек», «создания нового государства и человека нового типа», способного «покорить необузданные силы природы».

Экологические аспекты при этом, как правило, не принимались во внимание. Это характерно и для идей более позднего времени: повернуть реки вспять, засыпать Берингов пролив, крушить паковый лед атомными бомбами…

Какой представлял себе советский человек Арктику будущего? Что из смелых замыслов удалось реализовать на практике и в каких формах это было сделано? Как сложились судьбы романтических прожектеров?

Задача №1: купольные города как альтернативное архитектурное решение в условиях Севера

«...Жизнь и работа на полярных станциях сродни подвигу, а полярники становятся настоящими героями. Неудивительно поэтому, что появлялись проекты, призванные сделать жизнь человека в Арктике не просто комфортной, а независимой от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. С 1956 года в Ленинградском филиале Академии строительства и архитектуры СССР (АСиА) разрабатывали комплексную тему "Строительство в условиях Крайнего Севера". 

На рисунках ниже представлены некоторые идеи архитекторов, которые так и не были реализованы на практике.

…Опыт первой научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс — 1" заставил задуматься о создании настоящего исследовательского комплекса, с тем чтобы сделать работу полярников не только более эффективной, но также безопасной и комфортной. Активное судоходство по трассе Севморпути и широкое освоение земель за полярным кругом подтолкнули к разработке особых городов, купольные конструкции которых позволили бы жить в более комфортном климате».

Задача №2: особый транспорт — от шагающего вездехода до танколедокола

«...Особым должен был быть и транспорт, который позволил бы совершать успешные экспедиции и перевозки в Арктическом регионе. Морским судам предстояло выдерживать натиск льдов и суровой северной природы, воздушным судам — противостоять сильным ветрам, обледенению и переменчивости погодных условий, наземному транспорту — преодолевать бездорожье и болотистые местности.

Одной из наиболее экзотичных идей тех лет стал «ледокол-танк», или «танколедокол», — ледовое судно, снабженное танковыми гусеницами

Расстояния между населенными пунктами были большими, и на всем пространстве не было перевалочных баз, источников пополнения продовольствия или топлива. Поэтому изобретатели и конструкторы стремились не только создать транспортное средство, но и сделать его практически неуязвимым для сил суровой арктической природы, способным стать временным пристанищем для моряков, летчиков, ученых и т. д., если вдруг случится беда. Мыслилось, что ледокол может быть подобным танку или авианосцу, вездеход — способным шагать…

На протяжении 1930-х годов в Советском Союзе выдвигались различные проекты использования подводных лодок в Арктике. Одной из наиболее экзотичных идей тех лет стал "ледокол-танк", или "танколедокол", — ледовое судно, снабженное танковыми гусеницами».

Задача №3: проблемный климат — сделаем теплее!

«...Борьба с холодом и его конкретными последствиями (такими, как плавучие льды или вечная мерзлота) стала основным направлением развития технологий, задействованных в освоении Арктики.

Физическое уничтожение льда Арктики различными способами становилось основой проекта. Изменить существующую географию предлагали и для решения отдельных локальных задач — например, улучшения условий судоходства в Карском море

Среди различных разработок, направленных на минимизацию влияния арктического холода, особое место занимают проекты глобального изменения климата в масштабе всей Арктики».

«Значительная часть идей касалась воздействия на какой-то отдельный географический объект, оказывающий влияние на температурный режим Северного Ледовитого океана (например, Берингов пролив). Разнились подходы авторов к происхождению арктического холода: например, паковый лед и ледники Гренландии рассматривали и как следствие сурового климата, и как его первопричину.

Часто именно физическое уничтожение льда Арктики различными способами становилось основой проекта. Изменить существующую географию предлагали и для решения отдельных локальных задач — например, улучшения условий судоходства в Карском море».

Задача №4: обеспечение электроэнергией — от использования воды до генераторов на дирижаблях

«...Электроэнергия, необходимая для освещения и обогрева жилищ, а также для работы механизмов должна была доставляться на большие расстояния (что влекло за собой проблему сооружения линий электропередачи в тяжелых условиях мерзлоты и бездорожья) либо вырабатываться на месте с помощью относительно маломощных генераторов.

Предлагались варианты установки генераторов на дирижабли и огромные стальные конструкции — своеобразные «паруса»

Еще в 1930-х годах появились разные варианты развития полярной энергетики. Наиболее экзотично выглядела идея получения электричества за счет таяния льда, позаимствованная у западных инженеров. Более реалистичными казались приливные и ветряные электростанции, однако конкретные технические решения по монтажу ветроустановок были неосуществимыми на практике.

Предлагались варианты установки генераторов на дирижабли и огромные стальные конструкции — своеобразные "паруса". Гораздо практичнее выглядели проекты арктических атомных и гидроэлектростанций. В послевоенное время подвижные АЭС на шасси тяжелых гусеничных машин дошли до стадии опытных образцов. Разрабатывалась и грандиозная программа арктического гидростроительства, однако технические и экологические проблемы вынудили отказаться от ее реализации».

Задача №5: логистика — создание великих транспортных коридоров в масштабах СССР

«...Мореплаватели разных стран пытались проложить морской путь через Ледовитый океан. Но решающая роль принадлежала России, а впоследствии — Советскому Союзу. <...> К началу ХХ века власть и специалисты отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдаленных районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Архангельск (впоследствии и Мурманск) с Петропавловском-на-Камчатке (и с Владивостоком).

Существовала также и задача транспортного освоения Европейского Севера и Сибири, вовлечения этих регионов в единую транспортную систему страны. Инженеры и энтузиасты данной идеи разрабатывали проекты, предполагавшие создание наземных и воздушных широтных транспортных коридоров, интегрированных в единую систему сообщения речных и морских путей».

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
07:20
Мечтатели. Алтай. Земной Марс
08:10
Мечтатели. Байконур. Портал в космос
09:05
Великие реки Земли. Миссисипи
07:55
Звериный репортёр
08:25
Звериный репортёр
08:55
Летние дни
Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а для того, чтобы жизнь из нас не сбежала