7 интересных фактов о русской школе разных лет
1. В сентябре отмечался не учебный, а Новый год

Это правило уходит корнями в глубокую древность. Согласно юлианскому календарю, которому следовала православная церковь, а за ней и все жители Древней Руси, новый год — Новолетие — наступал 1 сентября и отсчитывался от сотворения мира (5508 год до н. э.). Этот день был не просто датой, а большим церковно-государственным праздником с торжественной службой в Кремле, где царь выступал перед народом.
Но когда же начинали учебу? Вплоть до XVII века не было единого учебного года и массовых школ в современном понимании. Образование являлось делом частным и нерегулярным. Надо собирать урожай? Учеба подождет. Ребенка отдавали учиться (чаще всего дьяку или монаху), когда было удобно семье и когда находили учителя.
Единую дату начала учебного года — 1 сентября — установили только в советское время.
2. Чернила делали по сложным рецептам

Изготовление чернил в Древней Руси напоминало занятия алхимией. Их делали самыми разными способами: из чернильных орешков (наростов на дубе), из ржавого железа и кислых щей (отсюда название «чернила»), из сажи и даже из ягод бузины.
Существовали и сложные рецепты, один из которых звучал так: «Часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».
Качество чернил напрямую влияло на сохранность летописей и документов, поэтому к их приготовлению относились серьезно.
3. Учеников собирали «по звону»

В церковно-приходских школах Древней Руси и в первых школах Петровской эпохи не было привычных нам линеек и расписаний. Учитель (чаще всего дьяк или священник) оповещал о начале занятий колокольным звоном. Дети слышали звон и собирались на урок.
Не было и фиксированного срока обучения — все зависело от способностей ученика и желания учителя. Порой один и тот же класс мог состоять из детей разного возраста и уровня подготовки, которые учились всему одновременно — от азбуки до церковного пения.
4. Дворянину без образования запрещали жениться

Это было одним из самых необычных и суровых светских правил в истории российского образования. 20 января 1714 года Петр I, одержимый идеей просвещения дворянства, издал знаменитый «Указ о невступлении в брак недорослям, которые не научатся цифири и геометрии».
Молодому дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых для службы, запрещалось не только жениться, но и венчаться. Таким радикальным способом царь-реформатор пытался мотивировать молодое поколение к учебе, угрожая самым сокровенным — возможностью создать семью.
5. Уроки труда для девочек назывались «рукоделием»

В женских гимназиях и училищах конца XIX — начала XX века не было предмета «технология» или «труд». Вместо него существовал урок «рукоделие».
Девочек учили не мастерить скворечники или табуретки, а шить, вышивать, вязать и плести кружева. Эти навыки считались необходимыми для будущей хозяйки и хранительницы домашнего очага. Оценки по рукоделию были такими же важными, как и по литературе или арифметике. Готовые работы — салфетки, скатерти, воротнички — часто выставлялись на специальных школьных выставках для родителей.
6. Шариковые ручки раньше ремонтировали

Сегодня шариковую ручку проще выбросить, чем починить. Но в СССР с ней обращались иначе. С 1888 по 1953 год в мире были изобретены и запатентованы разные конструкции шариковых ручек. В СССР новая пишущая принадлежность получила распространение в конце 1960-х годов, после того как было закуплено швейцарское оборудование и налажено массовое производство.
Однако стержни и пишущие узлы были в хроническом дефиците и стоили относительно дорого. Поэтому для населения была организована заправка стержней пастой на базе мастерских по ремонту бытовой техники. Существовали и специальные домашние «рецепты» заправки с помощью шприца — это было экономно и практично.
7. Красный флаг был сигналом для школьников

Задолго до того, как появились оповещения в мессенджерах, у школьников был свой, очень наглядный сигнал. В XIX — начале XX века красный флаг, вывешенный на пожарной каланче (самой высокой точке города), означал, что столбик термометра опустился ниже –20 °C, и можно не идти в школу.
В автобиографии писатель Евгений Замятин с теплотой вспоминает: «Дальше — серая, как гимназическое сукно, гимназия. Изредка в сером — чудесный красный флаг. Красный флаг вывешивался на пожарной каланче и символизировал тогда отнюдь не социальную революцию, а мороз в 20 °C. Впрочем, это и была однодневная революция в скучной, разграфленной гимназической жизни». Это было простое и гениальное правило, понятное каждому ребенку.














