Как появилось левостороннее движение?

Отвечает Николай Степанов
региональный директор «Русского автомотоклуба»

О том, что, если ездить по одной стороне дороги, будет меньше заторов, люди догадались еще в древности. Но какой стороны придерживались сначала, точно не известно.

римская колесница
Римская колесница

Зато известно, что в Древнем Риме предпочтение отдавалось левостороннему движению. Скорее всего, для того, чтобы «боевая» правая рука находилась наготове и всегда могла нанести удар противнику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны было удобнее, так как меч мешал меньше.

Долгое время люди ездили слева. Когда же перестали видеть врага в каждом встречном, начало складываться правостороннее движение

Поэтому долгое время люди ездили слева. Когда же перестали видеть врага в каждом встречном, начало складываться правостороннее движение. На сей раз причина была физиологической. Большинство людей являлись правшами, и при разъезде на узкой дороге им гораздо легче было направлять экипаж вправо, на обочину, а также придерживать лошадей, натягивая вожжи правой, то есть более сильной рукой.

первая праворульная машина
Одна из первых праворульных машин

На первых машинах руль тоже находился справа. Так водитель мог выходить прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Потом приоритеты поменялись, и руль стали помещать слева, чтобы водитель лучше видел встречный поток. Первым массовым леворульным автомобилем стал Ford T.

Сегодня в одних странах ездят по правой стороне, например во Франции, Германии, Италии, США, Канаде. А в Великобритании, Японии, Сингапуре, на Кипре и некоторых других — по левой. Но это вовсе не значит, что так сложилось изначально.

США перешли от левостороннего движения к правостороннему к концу XVIII века, после провозглашения независимости от Великобритании. Автомобилисты Сьерра-Леоне, Нигерии, Гамбии, Ганы и некоторых других бывших британских колоний в Африке переехали на правую сторону для удобства: вокруг них располагались «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция стала последней страной в континентальной Европе, которая перешла с левостороннего движения на правостороннее. У соседей оно было давно, что создавало массу неудобств автомобилистам: пересекая границы, они оказывались на встречной полосе. Отсюда многочисленные аварии. Переходу на правостороннее движение способствовало и то, что большинство местных машин были леворульными, то есть на них было предпочтительнее ездить по правой стороне. Так водитель лучше видел встречный транспорт. И 3 сентября 1967 года переезд с одной стороны на другую был массово осуществлен.

Путаница в направлении движения и сейчас доставляет путешественникам-автолюбителям неудобства. Собираясь в дорогу, приходится обращать внимание не только на то, как бы не оказаться на встречной полосе, но и на правила въезда. Например, в Австралии автомобили с левым рулем запрещены и должны быть переоборудованы, а в Литве сложности, наоборот, возникнут с регистрацией праворульного автомобиля.

Комментарии
Тимур Махмадий
12 марта 2018, в 13:50

Слышал еще одну версию . Наполеон был  во вражде с Англией и принципиально сделал правостороннее движение

Андрей Марков
13 марта 2018, в 17:44

Говорят, что в Японии и пешком ходили "левосторонне" - так самураи не могли случайно задеть меча встречного самурая, что значительно уменьшало количество дуэлей, а следовательно и смертей

Оставить комментарий
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.