Как и когда появилось левостороннее движение

И какое движение возникло первым: левостороннее или правостороннее? Объясняет эксперт.

Когда люди стали ездить по одной стороне дороги

римская колесница

Фото: Heritage Art/Image State/East News
Римская колесница

О том, что, если ездить по одной стороне дороги, будет меньше заторов, люди догадались еще в древности. Но какой стороны придерживались сначала, точно не известно. Это подтверждают археологические находки, например, глубокая колея на левой стороне дороги в римском карьере близ Суиндона в Великобритании. 

Известно, что в Древнем Риме предпочтение отдавалось левостороннему движению. Скорее всего, для того, чтобы «боевая» правая рука находилась наготове и всегда могла нанести удар противнику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны было удобнее, так как меч мешал меньше. Это правило было не просто традицией. Историки отмечают, что в Древнем Риме оно было официально регламентировано. По указу Гая Юлия Цезаря в 50-х годах до н.э. на дорогах империи было введено именно левостороннее движение.

Люди долго ездили слева. Когда же перестали видеть врага в каждом встречном, начало складываться правостороннее движение.

Почему мир перешел к правостороннему движению

первая праворульная машина

Фото: Wikipedia.org
Одна из первых праворульных машин — Ford Model T

На сей раз причина была физиологической. Большинство людей являлись правшами, и при разъезде на узкой дороге им гораздо легче было направлять экипаж вправо, на обочину, а также придерживать лошадей, натягивая вожжи правой, то есть более сильной рукой. С развитием многоконных упряжек практическая причина стала еще весомее: возница часто сидел на левой задней лошади, чтобы удобнее было управлять кнутом правой рукой. К тому же так он лучше видел встречный транспорт и дорогу.

В России, например, правостороннее движение было официально закреплено указом императрицы Елизаветы Петровны в 1752 году. Примечательно, что датский посланник Юст Юль еще в 1709 году отмечал, что в России повсеместно принято разъезжаться, держась правой стороны, то есть традиция сложилась стихийно задолго до официального указа.

На первых машинах руль тоже находился справа. Так водитель мог выходить прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Потом приоритеты поменялись, и руль стали помещать слева, чтобы водитель лучше видел встречный поток. Первым массовым леворульным автомобилем стал Ford T. Это решение Генри Форта окончательно закрепило стандарт для стран с правосторонним движением.

Как устроено направление движения в разных странах

Фото: Wikipedia.org
Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение или День «H» 3 сентября 1967 года

Сегодня в одних странах ездят по правой стороне, например во Франции, Германии, Италии, США, Канаде. А в Великобритании, Японии, Сингапуре, на Кипре и некоторых других — по левой. 

Распространение левостороннего движения по миру тесно связано с историей колониализма. Британская империя активно насаждала эту традицию в своих владениях. Сама Великобритания законодательно закрепила левостороннее движение в 1772 году. Его используют в стране и на ее заморских территориях до сих пор. 

Страны, находившиеся под влиянием Франции и Наполеона, напротив, массово переходили на правостороннее движение. 

США перешли от левостороннего движения к правостороннему к концу XVIII века. Этот переход был также связан с использованием больших грузовых фургонов, где кучер сидел на левой задней лошади, и ему было удобнее при разъезде держаться правой стороны. Автомобилисты Сьерра-Леоне, Нигерии, Гамбии, Ганы и некоторых других бывших британских колоний в Африке переехали на правую сторону для удобства: вокруг них располагались «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция стала последней страной в континентальной Европе, которая перешла с левостороннего движения на правостороннее. У соседей оно было давно, что создавало массу неудобств автомобилистам: пересекая границы, они оказывались на встречной полосе. Отсюда многочисленные аварии. Переходу на правостороннее движение способствовало и то, что к 1960-м годам большинство шведских автолюбителей уже ездило на леворульных автомобилях. То есть на них было предпочтительнее ездить по правой стороне. Так водитель лучше видел встречный транспорт. И 3 сентября 1967 года переезд с одной стороны на другую был массово осуществлен. Этот день вошел в историю как «День «H»» (от швед. Högertrafik). Год спустя, в 1968 году, аналогичный переход совершила Исландия.

Путаница в направлении движения и сейчас доставляет путешественникам-автолюбителям неудобства. Собираясь в дорогу, приходится обращать внимание не только на то, как бы не оказаться на встречной полосе, но и на правила въезда. Например, в Австралии автомобили с левым рулем запрещены и должны быть переоборудованы, а в Литве сложности, наоборот, возникнут с регистрацией праворульного автомобиля.

Консультант: Николай Степанов, автоэксперт.

Материал впервые опубликован в 2020 году, обновлен в 2023, 2024 и дополнен в 2025.

Читайте «Мою Планету» в Telegram