Какую минимальную температуру может перенести человек?
При некоторых хирургических операциях используется так называемая индуцированная гипотермия (охлаждение пациентов, которые пострадали от остановки сердца; гипотермия нужна для того, чтобы уменьшить повреждения мозга. — Прим. «МП»). Температура тела при этом понижается до +8 °С или даже до +6 °С. Операция продолжается до двух часов без особых последствий для пациента. В экстремальных ситуациях пострадавших удавалось реанимировать через гораздо большее время (до нескольких часов). При этом у них могли быть наружные обморожения, но других последствий удавалось избежать. Правда, точные значения, до которых опускалась температура внутренних органов в этих случаях, неизвестна.
В криосауне раздетый человек может некоторое время находиться в парах жидкого азота, температура которых достигает —196 °С. А эскимосы постоянно живут при минусовых температурах, иногда при сильных морозах. В их ледяных домах — иглу — температура близка к 0 °С.
Холод может не только вредить человеку, но и помогать. Одно из главных направлений биофизики сейчас — крионика. Это практика сохранения умерших в состоянии глубокого охлаждения в расчете на то, что научно-технический прогресс рано или поздно позволит их оживить, вылечить и омолодить. Современные исследования показывают, что живые нейроны сохраняются в мозгу еще много часов после остановки кровообращения. Значит, теоретически их еще можно «вылечить», хотя сейчас мы этого еще не умеем. Охлаждение до температуры около 0 °С позволяет растянуть этот срок до десятков часов и даже суток. За это время в кровеносное русло вводится «коктейль» довольно сложного состава, включающий в себя вещества-криопротекторы, предотвращающие образование кристаллов льда. Это позволяет охлаждать криопациента до гораздо более низких температур, обычно — до температуры жидкого азота, –196 °С, при которой он может сохраняться без изменений многие сотни лет.
Если научный прогресс сохранит те же темпы, что сейчас, необходимые для оживления технологии могут появиться уже в середине или второй половине этого века, но криопациенты могут подождать и 100, и 200 лет — время для них остановилось.